№ 8 август 2024 — 12 августа 2024

Новая цифровая реальность с новым нацпроектом

Версия для печати 267 Материалы по теме

Одна из ключевых задач государства в ближайшие годы — это масштабная цифровая трансформация всей страны. В этом году завершается национальный проект «Цифровая экономика», ему на смену приходит «Экономика данных». В рамках нового нацпроекта всем отраслям экономики к 2030 году необходимо сформировать свои цифровые платформы. Об этом заявил Президент РФ В. В. Путин на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума — 2024. Изначально на реализацию нацпроекта «Экономика данных» планировалось выделить 700 миллиардов рублей. Сегодня Правительство РФ работает над обновленными расчетами бюджета и дорабатывает проект совместно с ИТ-отраслью.

Новый нацпроект

Цифровая трансформация стала одной из пяти национальных целей, которых наша страна должна достичь к 2030 году. О необходимости полной цифровизации, а также повсеместного внедрения технологии искусственного интеллекта и анализа больших данных в ближайшем десятилетии еще в 2020 году говорил В. В. Путин. А 2023 год, по словам заместителя Председателя Правительства РФ Д. Н. Чернышенко, можно назвать отправной точкой масштабного перехода страны в иную парадигму цифровой реальности. Стимулом для такого перехода стал старт работы над формированием нового национального проекта «Экономика данных». В конечном итоге все это должно привести к глобальным изменениям цифрового ландшафта. «Проект позволит обеспечить наших граждан всеми востребованными сервисами, а также повысить быстроту и удобство получения государственных услуг. Без сомнения, нацпроект станет мощным импульсом для продвижения и совершенствования прорывных технологий, в том числе в области искусственного интеллекта, на благо людей и экономики», — отмечает Чернышенко.

По словам главы Минцифры России М. И. Шадаева, в указе Президента РФ от 7 мая 2024 года «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» существенным образом были уточнены и расширены задачи по достижению цифровой трансформации. «Если в предыдущей версии указа у нас были только четыре главные задачи, которые мы должны были решить к 2030 году, то сейчас таких задач стало 11», — подчеркивает Шадаев. В числе новых задачи, связанные:

  • с обеспечением информационной безопасности, устойчивости работы ИТ-инфраструктуры, интернета;
  • уменьшением преступлений, которые совершаются с использованием цифровых технологий;
  • формированием рынка больших данных, при этом отдельно оговаривается, что он должен формироваться при обеспечении защиты переданных данных;
  • созданием HR-платформы для всей системы государственной и муниципальной службы; платформа позволит эффективнее отбирать кандидатов на работу в российские органы власти, оценивать работу, развивать сотрудников и т. д.

В рамках реализации нового нацпроекта будут продолжены программы, обозначенные в «Цифровой экономике». По словам замглавы Минцифры С. А. Кучушева, ожидается, что к 2030 году на программы подготовки CIO-специалистов (топ-менеджеров, отвечающих за внедрение информационных технологий) будут приняты 25 тысяч студентов, на программы обучения ИТ-разработчиков уровня middle — 210 тысяч студентов.

По данным ежегодного аналитического издания о цифровом развитии России «Белая книга цифровой экономики», выпускаемого АНО «Цифровая экономика» при поддержке Минцифры России, к концу 2023 года объем инвестиций в отечественные ИТ-решения составил 586,9 миллиарда рублей (рисунок 1). Уже сейчас в реестре российских программ для ЭВМ и баз данных содержится свыше 20 тысяч отечественных программных продуктов.

Как отмечает замминистра, дополнительные инвестиции ИТ-компаний в разработку российского программного обеспечения (ПО) и программно-аппаратных комплексов (ПАК) отечественного производства до 2030 года могут составить 174 миллиарда рублей. Также 150 проектов будут поддержаны льготными кредитами с целью стимулирования заказчиков на использование российского ПО и ПАК. «К 2030 году ожидаем, что темпы роста объема закупок отечественного ПО и услуг по его внедрению в компаниях составят 210 процентов, будет поддержано грантами более 50 особо значимых проектов, 215 проектов получат льготные кредиты на внедрение», — сообщает Кучушев.

Если говорить о главных технологических трендах последнего времени, то к ним эксперты относят:

  • рост количества контента, созданного искусственным интеллектом (ИИ), и систем его выявления;
  • увеличение использования технологий повышения конфиденциальности;
  • платежи по биометрии;
  • спутниковый интернет;
  • увеличение использования экспертного искусственного интеллекта, когда для решения сложных задач применяются компьютерные программы с ИИ. В такие программы «зашиты» базы знаний с информацией о конкретной предметной области и правила для проведения анализа этой информации.

Импортозамещение и безопасность

По словам Чернышенко, Россия продолжает активно импортозамещать иностранное промышленное программное обеспечение российскими аналогами, и уже есть осязаемые результаты по целому ряду проектов. В перспективе их можно не только масштабировать на промышленные предприятия, но и экспортировать на рынки дружественных стран. Успехи стали возможны во многом благодаря государственным мерам поддержки. «Белая книга цифровой экономики за 2023 год» в числе мер поддержки развития отрасли называет:

  • субсидирование импортозамещения промышленного и общесистемного ПО;
  • поддержку экспорта высокотехнологичных решений;
  • налоговые льготы;
  • льготное кредитование;
  • освобождение от проверок и другие меры.

В числе драйверов роста цифровой экономики издание также перечисляет:

  • перевод объектов КИИ на отечественные ИТ-решения;
  • противодействие кибератакам;
  • создание региональных штабов противодействия киберинцидентам;
  • мониторинг утечек и меры защиты персональных данных;
  • блокировку фишинговых сайтов;
  • модернизацию системы образования по информационной безопасности (ИБ).

Замглавы Минцифры России А. М. Шойтов говорит о такой мере обеспечения ИБ, как создание единой платформы координации деятельности по борьбе с киберпреступлениями. «Она будет интегрирована с системами „Антифрод“ и „Антифишинг“, а также с банковскими платформами. Планируем развитие Мультисканера — общедоступного сервиса проверки файлов для граждан и организаций, введение оборотных штрафов для тех, кто недостаточно хорошо защищает персональные данные», — поясняет он.

Если говорить об отечественной электронике, то, как отмечает замглавы Минцифры А. А. Заренин, в сегменте вычислительной техники, систем хранения данных отечественные производители занимают более 50% рынка. «Я уверен, — говорит он, — что с нашей инженерной школой, с нашими компаниями мы этот рынок до 100 процентов займем сами».

Важная часть этой работы — поддержка спроса на отечественную электронику. Для этого планируется введение отечественных сим-карт, внедрение российского оборудования в регулируемых сегментах, субсидирование перехода на российские решения в бизнесе и развитие интернета вещей, а также систем «Умный дом», «Умный город» и «Умные дороги».

«Реализация всех заложенных в стратегии мероприятий позволит России к 2030 году войти в первую пятерку стран мира по основным метрикам ИИ. Главное сейчас не только сохранить позиции, но и улучшить их с учетом растущей конкуренции на уровне бизнеса и государства», — подчеркивает замглавы Минэкономразвития России М. А. Колесников.

Государство и общество

Создание безопасного информационного пространства, развитие взаимодействия государства и общества — это одни из национальных приоритетов, которые прописаны в указе Президента РФ от 2 июля 2021 года № 400 «О Стратегии национальной безопасности РФ». Как отмечает глава Минцифры Шадаев, в новом национальном проекте задача по переводу массовых социально значимых услуг в электронный вид, которой ведомство активно занималось в предыдущий период, была уточнена. «Если в предыдущей версии было указано, что к 2030 году мы должны были перевести в электронный вид 95 процентов массовых услуг, то теперь уже 99 процентов. Планка поднимается. Но самое главное, что для 100 услуг к 2030 году должны быть внедрены принципы проактивного оказания или предоставления результата в момент обращения гражданина. То есть фактический переход к полному онлайну. Это важная и амбициозная задача. Все это мы должны сделать на основе больших платформенных решений», — говорит министр.

С 2020 года граждане практически любую свою проблему могут решить с помощью платформы обратной связи «Госуслуги. Решаем вместе». К ней подключены 54 федеральных органа исполнительной власти, 2,5 тысячи региональных органов власти во всех субъектах РФ, включая новые регионы, 19 тысяч органов местного самоуправления, а также более 128,1 тысячи социально значимых организаций. Но если раньше такой способ взаимодействия граждан и государства работал в рамках эксперимента, то в 2023 году был принят закон, который нормативно закрепил возможность обращения в органы власти на портале госуслуг. Сегодня «Госуслуги» — это более 110 миллионов пользователей и более 1,4 тысячи онлайн-услуг, целое семейство приложений (рисунок 2).

Следующий шаг в этой парадигме, по словам замглавы Минцифры О. Ю. Качанова, это предоставление гражданам возможности выдавать и отзывать в личном кабинете на ЕПГУ согласие на передачу и обработку персональных данных. Планируется, что к 2030 году 40% согласий будут даваться в электронном виде на «Госуслугах». Также при разработке и предоставлении государственных услуг будет все шире использоваться искусственный интеллект. «„Госуслуги“ должны работать в проактивном режиме или полностью онлайн. Без ручного ввода, в диалоговом режиме через голосовые помощники и предзаполненные заявления», — отмечает Качанов. Все большее распространение как на федеральном, так и на региональном уровне получает единая цифровая платформа «ГосТех», аттестованная ФСБ России и ФСТЭК по высшим стандартам защиты данных. Она обеспечивает органам государственной власти и местного самоуправления конструктор для быстрой и эффективной автоматизации ведомственных процессов. Ведомства, используя платформу, могут оказывать государственные и муниципальные услуги и сервисы, обеспечивать онлайн-доступ к данным, использовать при выполнении государственных функций технологии в сфере искусственного интеллекта. Платформа «ГосТех», реализованная на отечественных ИТ-решениях, обеспечивает для органов власти необходимый уровень информационной безопасности.

С 2020 года согласно перечню поручений Председателя Правительства РФ М. В. Мишустина в федеральных органах исполнительной власти и субъектах России предусмотрена должность руководителя цифровой трансформации (РЦТ). С 2021 года в их работу введен рейтинг РЦТ. С 2023 года Минцифры России оценивает регионы на основе 17 показателей:

1) внедрение ПОС (платформы обратной связи);

2) госпаблики;

3) доля выданных в МФЦ СЗН документов;

4) доля обращений МСЗУ (массовые социально значимые услуги);

5) доля выданных ЭМСР (электронное медицинское свидетельство о рождении);

6) информационная безопасность;

7) качество обращений в СТП ЕИСУКС;

8) льготная ипотека для ИТ-специалистов;

9) направление исполнительных документов в электронном виде;

10) обогащение ГАР (государственного адресного реестра) кадастровыми номерами;

11) офлайн-уведомления в ЕЛК;

12) уровень импортонезависимости ПО;

13) уровень удовлетворенности МСЗУ;

14) цифровая зрелость;

15) цифровизация МСЗУ;

16) цифровизация услуг посредством ВКУ (визуального конструктора услуг);

17) эксплуатация СМЭВ.

По итогам 2023 года в тройку лидеров рейтинга вошли Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, а также Белгородская область (таблица). Рейтинг зависит от стратегических и оперативных задач цифровой экономики страны и пересматривается ежегодно.

Таблица. Топ-20 рейтинга цифровой трансформации регионов, 2023 г.

1. Ямало-Ненецкий автономный округ

89,96%

2. Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

89,32%

3. Белгородская область

88,74%

4. Ростовская область

88,02%

5. Тульская область

86,99%

6. Республика Татарстан

85,63%

7. Челябинская область

84,95%

8. Республика Башкортостан

81,17%

9. Калужская область

81,08%

10. Липецкая область

81,08%

11. Сахалинская область

80,93%

12. Московская область

80,73%

13. Республика Саха (Якутия)

80,48%

14. Новосибирская область

80,39%

15. Оренбургская область

79,05%

16. Тюменская область

78,44%

17. Пермский край

76,79%

18. Свердловская область

76,26%

19. Нижегородская область

75,63%

20. Ленинградская область

75,16%

М. С. Михайлова

Поделиться