№ 8 август 2024 — 12 августа 2024

Цифровая трансформация государственного управления: практические решения

Версия для печати 419 Материалы по теме

В июне Санкт-Петербург стал центром обсуждения новаций в области управления общественными финансами, в том числе региональных и муниципальных практик цифровизации бюджетного процесса. Более 150 участников встретились на XIII Всероссийской конференции «Цифровая трансформация государственного управления», организованной Правительством Ленинградской области и БФТ-Холдингом.

В формате открытого диалога

Конференция в очередной раз стала площадкой для обсуждения значимых вопросов сферы управления общественными финансами. Основное внимание было уделено задачам цифровизации бюджетного процесса, новациям в системе управления государственными программами и национальными проектами, реализации нацпроекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства», использованию искусственного интеллекта и новых технологий хранения электронных документов.

В рамках деловой программы были представлены практические результаты в области технологической централизации бюджетного учета и перехода на ЭДО, создания хранилища электронных документов в бюджетной сфере, автоматизации внешнего государственного финансового контроля. Важной частью конференции стало представление новых возможностей продуктовой линейки финансового блока БФТ-Холдинга.

Тренды цифровизации

Марков.jpg

Обмен опытом автоматизации и цифровизации госуправления является одним из основных методов выбора и внедрения новых технологий и инструментов, без которых невозможно качественное государственное управление, подчеркнул первый заместитель председателя Правительства Ленинградской области — председатель Комитета финансов Р. И. Марков. Спикер рассказал о развитии единой платформы бюджетно-финансовых сервисов Ленинградской области, главной целью которой является обеспечение бесперебойного функционирования бюджетно-финансовой системы субъекта.

«Главный принцип построения системы — однократность ввода данных и создание сквозных цифровых процессов, когда все подсистемы свободно взаимодействуют и дополняют друг друга. В прошлом году в систему управления бюджетным процессом была добавлена подсистема хранения электронного документооборота, которая обеспечила централизованное хранение электронных документов и файлов вложений. За счет этого достигается сокращение использования ресурсов и растет быстродействие пользователей», — рассказал финансист.

Зейтениди.jpg

Генеральный директор БФТ-Холдинга Н. Ю. Зейтениди остановилась на наиболее актуальных трендах цифровой трансформации госуправления. В их числе она выделила завершение импортозамещения программного обеспечения, являющегося стратегической задачей для государства и корпоративного сектора; переход от работы с документами к использованию данных и результатов их обработки; реализацию платформенного подхода к цифровизации и централизацию информационных систем. Спикер напомнила, что к 2030 году планируется создание единого информационного пространства, обеспечивающего прослеживаемость целей, мероприятий, затрат, результатов, финансовых транзакций, повышение доходов бюджета и рискориентированный контроль.

Еще одна важная тенденция — развитие технологий искусственного интеллекта, постепенно превращающееся в один из новых государственных приоритетов. Кроме того, приобретают особое значение вопросы обеспечения информационной безопасности и защиты данных, в том числе в рамках реализации подходов и требований безопасного производства программного обеспечения.

Ключевым документом, который будет определять основные направления трансформации на ближайшие годы, станет национальный проект «Экономика данных и цифровая трансформация государства», разработка которого сейчас ведется в рамках реализации указа Президента РФ № 309. Принятие данного документа ожидается до конца 2024 года.

Использование технологий искусственного интеллекта для задач государственного управления занимает важное место в этом нацпроекте, отметил заместитель директора департамента методологии, анализа и консалтинга БФТ-Холдинга С. В. Коган. Он рассказал об особенностях алгоритмов ИИ, которые ограничивают возможности их использования в сфере госуправления, предложил критерии выбора задач для использования ИИ, а также представил рассматриваемые БФТ варианты и практические кейсы использования ИИ для управления бюджетным процессом.

Громова.jpg

Трансформация бюджетного процесса

О новых возможностях цифровой платформы «Электронный бюджет» и планах дальнейшего развития системы рассказала Е. А. Громова, директор Департамента информационных технологий в сфере управления государственными и муниципальными финансами и информационного обеспечения бюджетного процесса Минфина России. «Для нас важно, чтобы система была максимально удобна для пользователя любой категории и помогала ему в решении конкретных поставленных задач. Кроме того, должны быть максимально роботизированы рутинные задачи, не требующие участия человека», — подчеркнула она.

Развитие ГИИС «Электронный бюджет» продолжается непрерывно с использованием всех современных технологических и методологических возможностей, а также с учетом необходимости улучшения функционала и оптимизации процессов работы Минфина России. Так, уже реализован новый механизм внесения изменений в бюджетную роспись на основе единой заявки. Это электронный документ, который содержит всю необходимую информацию для того, чтобы поменять бюджетное ассигнование: и данные по росписи, и результаты госпрограммы, и увязку со всеми необходимыми справочниками. В результате сроки необходимых согласований существенно уменьшились, а процесс согласования упростился.

Учитываются при развитии «Электронного бюджета» и возможности инструментов искусственного интеллекта. По мнению Громовой, ИИ может помочь финансистам там, где требуется роботизация массовых рутинных задач, а в ряде случаев выступить ассистентом — например, при возникновении вопросов по работе с системой.

Докладчик отметила важность взаимодействия с региональными и муниципальными финансовыми органами. «Только в тесном общении, с получением обратной связи, мы можем выстраивать процессы, которые будут направлены на решение задач, и при этом снижать максимальную нагрузку», — сказала Громова.

Бегчин_.jpg

Директор Департамента программно-целевого планирования и эффективности бюджетных расходов Минфина России Н. А. Бегчин остановился на новациях в системе управления государственными программами и национальными проектами. В частности, о новом механизме координации госпрограмм Российской Федерации и субъектов РФ, действующей с 2024 года. Целью его внедрения стало обеспечение единообразия структуры данных и подходов к мониторингу, автоматическое формирование отчетности в единые сроки, а также организация качественного мониторинга достижения показателей.

Бегчин подчеркнул важность соблюдения подходов, обозначенных в Методических рекомендациях по разработке и реализации государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ[1], при разработке новых региональных и муниципальных программ. Среди этих подходов — обособление проектной и процессной частей госпрограмм, наличие ряда единых обязательных атрибутов (показателей, результатов, контрольных точек, объектов результатов), исключение части параметров государственной программы из нормативного акта о ее утверждении в целях обеспечения оперативной актуализации таких параметров. Не менее важны такие принципы, как перевод программ в цифровой формат, организация взаимодействия между федеральными и региональными органами власти при реализации программ на основе нефинансовых соглашений и плана по достижению показателей, синхронизация сроков формирования отчетности по региональным и федеральным программам, максимально оперативное приведение программ в соответствие с параметрами бюджета и актуальной сводной бюджетной росписью.

Международная и региональная практика

На мероприятии присутствовали не только представители 33 субъектов РФ, но и делегация из Республики Беларусь.

А. А. Нарчук, директор Информационно-вычислительного центра Министерства финансов Республики Беларусь, описал цели и задачи модернизации автоматизированной системы финансовых расчетов Министерства финансов Республики Беларусь (АСФР), а Н. В. Дубаневич, начальник управления центра, рассказала о внедрении подсистемы «Единое информационное пространство электронных документов „Хранилище ЭД“». Проект реализован в рамках модернизации АСФР с целью создания инфраструктуры хранения и обработки электронных документов финансово-хозяйственной деятельности участников бюджетного процесса республики. Проект включает не только разработку и внедрение подсистемы хранения ЭД, но и анализ и оптимизацию существующих бизнес-процессов, а также обеспечение правовых основ для использования единого хранилища электронных документов финансово-хозяйственной деятельности в Республике Беларусь. Проект реализован на базе системы «БФТ.Хранилище электронных документов» (БФТ.ХЭД).

Об опыте технологической централизации системы бухгалтерского учета на уровне региона и перевода бухгалтерского учета государственных учреждений на ЭДО рассказал И. Г. Нюнин, первый заместитель председателя Комитета финансов Ленинградской области. Сегодня на Единую централизованную платформу по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета с доступом к современным средствам безбумажного документооборота, соответствующим всем требованиям регуляторов, переведены все органы исполнительной власти Ленинградской области, включая подведомственные учреждения. К платформе подключено 300 субъектов учета (в том числе 32 органа исполнительной власти и 268 учреждений), а количество одновременно работающих пользователей составляет более 1,2 тысячи человек ежедневно. За первые восемь месяцев работы через ЭДО в систему хранения было добавлено более 19 миллионов электронных документов, объем которых составил около 5 ТБ.

Председатель Контрольно-счетной палаты города Нижнего Новгорода Ю. Ю. Абызова поделилась опытом внедрения системы автоматизации внешнего муниципального финансового контроля с использованием решения «БФТ.Бюджетный контроль». По ее словам, в результате реализации проекта у аудиторов появился оперативный доступ к информации о контрольных мероприятиях и возможность мониторинга хода их проведения. Кроме того, сократились трудозатраты при подготовке плана деятельности, документов и отчетов, а также при назначении сотрудников на контрольные мероприятия.

Общая_все.jpg

Решения для комплексной цифровизации госуправления

Специалисты БФТ-Холдинга в ходе конференции представили ряд новых актуальных программных решений и технологий, которые расширяют функциональные возможности продуктовой линейки БФТ и обеспечивают успешную цифровую трансформацию бюджетной сферы.

Системы «АЦК-Финансы» и «АЦК-Планирование» в 2024–2025 годах будут переведены на новую платформу и получат новый веб-интерфейс. О плане перехода, основных изменениях и преимуществах представленных решений, а также о новых сервисах службы поддержки пользователей информационных систем финансового блока БФТ рассказали руководители департамента планирования, департамента финансовых систем, а также дирекции сопровождения и контроля качества.

Система «БФТ.Хранилище электронных документов» для создания централизованных хранилищ электронных документов обеспечивает долгосрочное хранение юридически значимых документов с возможностью отслеживать историю изменений объектов хранения, поиском по ключевым атрибутам ЭД. За счет открытого API система «БФТ.ХЭД» способна интегрироваться с внешними информационными системами и является для них единым местом хранения электронных документов, благодаря чему снимает нагрузку на внешние системы. Решение сегодня востребовано в рамках развития и модернизации региональных и муниципальных информационных систем, обеспечивающих бюджетный процесс, а также — с учетом других продуктов БФТ — при реализации проектов по цифровой трансформации региональных систем управления данными.

Система «БФТ.Хранилище», включающая аналитическую платформу Polymatica, позволяет создать единый центр поддержки принятия решений в бюджетном процессе региона: сервисы для организации сбора, хранения, обработки и управления данными, мониторинга деятельности учреждений, мониторинга финансирования муниципальных образований, построения гибкой аналитической отчетности на основе данных из разных источников.

Автоматизация процесса управления государственными программами в рамках соответствующей подсистемы «АЦК-Планирование» позволяет в полной мере реализовать федеральные подходы к формированию и управлению программами и проектами и необходимые интеграции с федеральными системами. При этом обеспечивается учет специфики регионов.

Цифровой ассистент «БФТ.ТОП» — решение для руководителей, которое помогает собрать все документы на подпись из интегрированных с решением систем в одном рабочем пространстве, ознакомиться с документами, проверить и подписать их электронной подписью. Теперь оно полностью совместимо с устройствами, работающими на базе ОС «Аврора».

Были представлены и новые возможности продуктов линейки АЦК: автоматизация расчетов сумм бюджетных ассигнований и новый функционал по социальному заказу в системе «АЦК-Планирование», обновление сервиса проверки контрагентов и добавление элементов искусственного интеллекта для верификации данных в системе «АЦК-Финансы».

Можно констатировать, что конференция в очередной раз подтвердила свой статус эффективной деловой площадки. Представители региональных министерств и ведомств не только обменялись опытом и практическими наработками в области цифровизации бюджетных процессов, но и смогли обсудить ключевые вопросы с федеральными экспертами и коллегами.

В. С. Уваров



[1] Утверждены письмом Минэкономразвития России и Минфина России от 6 февраля 2023 года № 3493-ПК/Д19и/26-02-06/9321.

Поделиться