Версия для печати 32 Материалы по теме
Формирование расходной части бюджета: программно-целевой метод

При формировании расходной части бюджета администрация Сакмарского района Оренбургской области, помимо социально значимых обязательств, ставит в приоритет оказание финансовой поддержки бюджетам сельских поселений района, а также достижение показателей, установленных дорожными картами в сфере образования и культуры. Как отмечает заведующий финансовым отделом администрации Сакмарского района Алексей Владимирович Васюков, важное значение имеют и новые принципы формирования муниципальных программ, используемые с 2023 года.

— Алексей Владимирович, расскажите о действующем бюджете района.

— Первоначально утвержденный размер районного бюджета на 2023 год по доходам и расходам составлял 884,2 миллиона рублей, дефицит не предусматривался. В течение года в бюджет несколько раз вносили изменения, касающиеся уточнения плановых показателей доходов и расходов. В прошлом году доходная часть была исполнена в сумме 980 миллионов рублей (101,9 процента от плана), расходная — 947,5 миллиона рублей (96,4 процента к годовым бюджетным назначениям). Профицит составил 32,5 миллиона рублей.

На 2024 год доходы и расходы мы запланировали в размере 1064,3 миллиона рублей. Таким образом, районный бюджет перепрыгнул планку в миллиард рублей. При этом он остался сбалансированным. Его доходная часть состоит из налоговых поступлений (18 процентов), неналоговых доходов (5 процентов) и межбюджетных трансфертов (77 процентов). В структуре межбюджетных трансфертов дотации составляют 12 процентов, субсидии — 18 процентов, субвенции — 43 процента. На иные трансферты приходится 4 процента перечисляемых в бюджет средств.

Основной объем расходной части, а именно 99,6 процента, сформирован по программно-целевому методу в рамках реализации мероприятий 18 муниципальных программ. На образование, культуру, социальную политику, физическую культуру и спорт приходится до 79 процентов бюджетных расходов. Свыше 70 процентов направлено на финансовое обеспечение муниципальной программы по образованию, которая предусматривает развитие системы дошкольного, общего, дополнительного образования, а также организацию отдыха и оздоровления детей в образовательных организациях района в каникулярное время.

На протяжении трех последних лет Сакмарский район участвует в федеральных проектах, направленных на улучшение процесса обучения в муниципальных учебных учреждениях. Так, за время участия муниципалитета в приоритетном проекте "Модернизация школьных систем образования«[1] госпрограммы «Развитие системы образования в Оренбургской области» в 2022–2025 годах общая сумма средств, направляемых на капитальный ремонт школ, составит 341,65 миллиона рублей (таблица).

Таблица. Субсидии на реализацию мероприятий по модернизации школьных систем образования, тыс. руб.

Наименование учреждения

2022

2023

2024

2025

МБОУ «Краснокоммунарская СОШ»

78 332,0

Из них: средства федерального бюджета

55 960,0

средства областного бюджета

12 284,0

средства местного бюджета

10 088,0

МБОУ «Дмитриевская СОШ»

64 753,7

Из них: средства федерального бюджета

44 153,9

средства областного бюджета

9692,4

средства местного бюджета

10 907,4

МБОУ «Сакмарская СОШ им. Героя РФ
С. Панова»

69 106,4

65 928,6

Из них: средства федерального бюджета

55 250,6

52 644,8

средства областного бюджета

12 128,1

11 556,1

средства местного бюджета

1727,7

1727,7

МБОУ «Светлинская СОШ»

63 527,7

Из них: средства федерального бюджета

51 312,5

средства областного бюджета

10 509,8

средства местного бюджета

1705,4

Для проведения капитального ремонта в МБОУ «Сакмарская СОШ им. Героя РФ С. Панова» заключен контракт на сумму 130,26 миллиона рублей, в том числе за счет бюджетных ассигнований 2024 года в размере 69,1 миллиона рублей и бюджетных ассигнований 2025 года — 61,15 миллиона рублей.

Кроме того, район принимает участие в областной программе модернизации объектов муниципальной собственности для размещения общеобразовательных организаций.

Также в рамках модернизации региональных систем дошкольного образования производится капитальный ремонт детских садов.

С 2020 года район реализует федеральный проект «Успех каждого ребенка», в рамках которого капитально отремонтированы спортивные залы в пяти школах на общую сумму 19,8 миллиона рублей.

Всего с 2016 года в образовательных учреждениях Сакмарского района отремонтировано девять спортивных залов на общую сумму 33,7 миллиона рублей.

— Какая работа проводится для повышения эффективности расходов бюджета, для увеличения доходной части?

— Повышение эффективности бюджетных расходов является одной из приоритетных задач бюджетной политики муниципалитета. Исполнение районного бюджета проходит в рамках реализации муниципальных программ. С 2023 года все муниципальные образования Сакмарского района перешли на новый порядок их формирования. Приняты документы, определяющие порядок разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ.

Программы сформированы в основном по отраслевому принципу и носят комплексный характер. В качестве источников их финансирования учтена возможность привлечения как средств федерального, регионального и местного бюджетов, так и внебюджетных источников.

Эффективность реализации муниципальных программ мы анализируем ежегодно. Основные критерии оценки — выполнение запланированных мероприятий и степень достижения целевых показателей по итогам отчетного периода, а также выполнение плановых объемов финансирования. В рамках комплексного подхода к управлению общественными финансами финансовый отдел района[2] внедрил в муниципальную практику подготовки обзоров бюджетных расходов, которые носят систематический характер и уже интегрированы в бюджетный процесс. Их цель — определить и высвободить недостаточно эффективно используемые ресурсы, чтобы перенаправить их на решение приоритетных социально-экономических задач. Обзоры стимулируют администраторов бюджетных средств искать внутренние резервы оптимизации бюджетных расходов.

Что касается увеличения налоговых доходов бюджета, то здесь финотдел реализует целый ряд мер. Прежде всего это сокращение числа выпадающих из налогообложения объектов недвижимого имущества путем инвентаризации объектов земельной и имущественной собственности. Поскольку объем выпадающих в результате применения льгот по налогу на имущество организаций является значительным, рассматривается возможность повышения ставок налога.

Также администрация занимается выявлением земельных участков, при налогообложении которых используется ставка земельного налога, не соответствующая фактическому виду использования земельного участка. Повышение налогооблагаемой базы происходит и за счет актуализации кадастровой стоимости недвижимого имущества и земельных участков.

В числе других мер — выявление предпринимателей, которые не состоят на налоговом учете, а также иногородних организаций, заключивших муниципальные контракты для выполнения работ на период более одного месяца, для их постановки на налоговый учет по месту осуществления деятельности в виде обособленного подразделения.

Разумеется, важное значение имеет поиск граждан, трудоустроенных неофициально, хозяйствующих субъектов с признаками выплаты серой зарплаты, обеспечение легализации теневого оборота земель. К лицам и организациям, уклоняющимся от уплаты налогов, применяются меры административного характера, включая создание межведомственных комиссий. Проводится информирование жителей об обязанности государственной регистрации прав на объекты недвижимости и уплаты имущественных налогов.

Самостоятельная задача — стимулирование инвестиций, развитие малого бизнеса, укрепление и развитие производственной базы, повышение уровня деловой активности населения.

Налоговые доходы, зачисляемые в консолидированный бюджет района, хотя и играют весомую роль, все же не покрывают совокупный объем расходных обязательств. Поэтому мы стремимся мобилизовать неналоговые доходы. В частности, за счет передачи в собственность муниципалитета и дальнейшего использования, приносящего доход (продажа, сдача в аренду), земельных участков, права на которые не зарегистрированы. Мы также усиливаем контроль за правильностью и своевременностью перечислений в местный бюджет арендной платы за земельные участки и нежилые помещения, поступлений по договорам купли-продажи объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности. Еще один резерв для повышения неналоговых доходов — снижение убыточности хозяйствующих субъектов, находящихся в муниципальной собственности.

— Есть ли сегодня у районного бюджета возможность помогать сельским поселениям?

— К сожалению, бюджет нашего района является высокодотационным. Большую часть доходов, а именно 73 процента, составляют безвозмездные поступления из областного бюджета. Несмотря на это, бюджет ежегодно сохраняет свою сбалансированность, отсутствует муниципальный долг. Для недопущения кассового разрыва ежедневно проводится мониторинг остатков денежных средств на лицевых счетах бюджетов сельских поселений.

Чтобы создать равные возможности для решения вопросов местного значения, район предоставляет сельским поселениям дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности. Поселения получают и дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов, а также другие трансферты. В районном бюджете также предусмотрены средства на оказание муниципальным образованиям района финансовой помощи для реализации мероприятий приоритетных проектов Оренбургской области. Сумма трансфертов, предоставленных им за 2022–2024 годы, составила 3,4 миллиона рублей.

— Вы заключили с сельскими поселениями соглашения по обеспечению устойчивого социально-экономического развития и оздоровлению муниципальных финансов. Что собой представляют эти документы?

— Такие соглашения фиксируют обязательства по достижению показателей социально-экономического развития и реализации мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов. К сожалению, в сельской местности есть тенденция к сокращению численности населения за счет урбанизации. Перед поселениями остро встают вопросы обеспечения занятости населения, достойного уровня жизни, уменьшения миграции из села в город. Поэтому документы стратегического характера, направленные на социально-экономическое развитие муниципальных образований района, сегодня имеют особое значение. Они позволяют ориентировать работу местных властей на конкретные потребности населения.

Наше соглашение содержит около 20 пунктов, включающих как денежные, так и неденежные обязательства. Основа денежных обязательств — обеспечение плановых показателей по налоговым и неналоговым доходам, снижение недоимки по неналоговым доходам, повышение собираемости налогов и сокращение задолженности по платежам в бюджет. Сельские поселения проводят эту работу в тесном сотрудничестве с налоговыми службами области в рамках деятельности межведомственных комиссий.

Резюмируя, могу сказать, что заключенные соглашения помогают нам усилить контроль за соблюдением бюджетного законодательства и увеличить качество управления муниципальными финансами. Они повышают уровень ответственности муниципальной власти на местах и ее заинтересованность в социально-экономическом развитии своих территорий.

Подготовила М. С. Михайлова



[1] Постановление Правительства Оренбургской области от 29 декабря 2018 года № 921-пп «Об утверждении государственной программы Оренбургской области „Развитие системы образования Оренбургской области“».

[2] Приказ № 20 от 8 августа 2022 года «Об утверждении Порядка проведения обзоров расходов районного бюджета муниципального образования Сакмарский район Оренбургской области».

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно