У каждого министра финансов своя история становления и достижений. Кто-то приезжает налаживать работу в новый для себя субъект РФ, кто-то рассматривает региональную должность как ступеньку для выхода на федеральный уровень, а для кого-то именно в служении родному краю и есть цель жизни. Последнее — выбор министра финансов Пермского края Екатерины Ивановны Тхор.
— Екатерина Ивановна, почему решили посвятить жизнь финансам?
— Как ни странно, это довольно сложный вопрос. У школьников редко бывает четкий план, чем бы они хотели заниматься во взрослой жизни. Это был период перестройки, многие приоритеты изменились, поэтому и пример мамы, работавшей на заводе, и отца-водителя не был для меня заразительным.
После окончания школы конкретной цели, куда поступать, я не имела, но мне всегда была интересна работа именно с цифрами, расчетами, проведением анализа. На тот момент у нас считалось очень престижным обучение в Пермском финансовом экономическом колледже, и я решила попробовать. Родители мой выбор полностью поддержали. Учеба затянула, а затем и работа. Оказалось, что я сделала действительно правильный выбор и нашла свое призвание.
— Вы окончили техникум через два года после распада СССР с очень востребованной профессией «бухгалтер-финансист», но пошли на госслужбу. Почему?
— Я понимаю, вы намекаете, что это было время становления бизнеса, коммерции. Но не стоит забывать о том, что период распада СССР — крайне кризисный. Как и у большинства людей того времени, особого доверия к бизнесу у меня и моей семьи не было. После выпускных испытаний преподаватель техникума рекомендовал нам попробовать устроиться в финансовое управление областной администрации. Прислушавшись, пять выпускниц с красными дипломами пришли на собеседование в отдел кадров. Выбор руководителя кадровой службы остановился на мне, через несколько дней перезвонили и пригласили сразу приступить к работе. Я начала свою трудовую деятельность в августе 1993 года в качестве бухгалтера-ревизора отдела бухгалтерского учета и отчетности Главного управления финансов и налоговой политики администрации Пермской области.
Как раз в то время на законодательном уровне происходило разделение казначейства и финансового органа. Большинство сотрудников управления тогда перешли на работу в казначейство. Обучать новой работе молодых сотрудников было практически некому, поэтому пришлось самостоятельно вникать и погружаться в расчеты. Приходилось оставаться вечерами, разбираться в документах и осваивать новую профессию. Было очень тяжело, но зато был получен колоссальный опыт за очень короткий срок. Это, наверное, и оказало влияние на мой будущий карьерный рост.
— Через несколько лет работы вы решаете получить высшее образование. Сложно было учиться и параллельно работать?
— Когда я шла в техникум, я понимала, что это только первая ступень и я пойду учиться дальше. Этого очень хотел мой папа и всегда мне об этом говорил. Также я уже работала и знала, что на госслужбе без высшего образования я всегда буду оставаться на самых начальных должностях, а мне, как и любому молодому специалисту, хотелось развития и роста.
Я выбрала Пермский филиал академии госслужбы, остановилась на специальности «менеджмент». Менеджмент в государственной службе — это процесс, наука и даже искусство управления. Учиться в вузе и одновременно работать, безусловно, сложная и ответственная задача, но в то же время и интересная. Ты не просто слушаешь теорию, а многое можешь применять на практике. На мой взгляд, это более серьезный уровень погружения в профессию, чем было бы, если бы я после школы сразу пошла в вуз, а затем уже на работу.
— После окончания вуза ваша карьера начала стремительно развиваться. Вы сменили много должностей, а какие из них вам были наиболее дороги?
— Самая значимая для меня должность, пожалуй, начальник отдела бюджетной политики и сводного бюджетного планирования. Шел 2006 год — время больших перемен и изменений. Главное управление финансов и налоговой политики Пермской области было переименовано в Министерство финансов Пермского края, была изменена структура министерства. Впервые было создано управление бюджетной политики и отдел бюджетной политики и сводного бюджетного планирования. Его основной целью является формирование бюджета края, подготовка самого главного финансового документа региона — проекта закона о бюджете Пермского края.
Работа отдела фактически создавалась под моим руководством. Все те навыки, знания и умения, которые мне помогают сейчас принимать решения, были получены именно в этом отделе.
— Спустя 10 лет вы уже были заместителем министра финансов Пермского края, курирующим ключевые направления. Насколько изменилась ваша жизнь с этим высоким постом?
— Сказать, что моя жизнь сильно изменилась, я не могу. Работа всего управления, которое я стала возглавлять, мне была знакома. Но, конечно, нельзя сбрасывать со счетов внешние изменения. Практически сразу после моего назначения на должность заместителя министра финансов Пермского края произошла смена руководства региона. Перед всем правительством, в том числе и перед финансовым органом, были поставлены новые амбициозные задачи. Был взят курс не только на развитие региона, но и на оптимизацию сети бюджетной сферы, реформу местного самоуправления. Все это, конечно же, сказалось и на структуре бюджета региона. Бюджет развития к 2019 году вырос в 1,5 раза, инвестиции в социальные объекты, жилье и дороги увеличились почти в четыре раза. Объем финансовой помощи местным бюджетам вырос на 76 процентов и в структуре бюджета стал составлять пятую часть от всех расходов. Начался масштабный переход от двухуровневой системы организации местного самоуправления на одноуровневую. На сегодня в крае преобразованы все поселения. Количество муниципальных образований с 337 в 2016 году сократилось до 43 в 2024 году.
Централизация коснулась и финансовых процессов: внедрена облачная бухгалтерия, проведена централизация бухгалтерского учета, созданы единые для всего региона системы по формированию и исполнению бюджетов, осуществлению закупок на краевом и местном уровнях. Был осуществлен переход на формирование государственного (муниципального) задания, планов финансово-хозяйственной деятельности и заключение соглашений в электронном виде в единой системе как для государственных, так и для муниципальных учреждений. Все это потребовало значительных ресурсов и полной самоотдачи.
— Спустя четыре года руководство Пермского края сменило ряд министров, в том числе и министра финансов. Новым руководителем ведомства стали вы. Кандидаты проходили тестирование и обследование у психолога. Расскажите об этой новации.
— На должность министра финансов меня порекомендовала мой руководитель и учитель, сейчас она первый заместитель председателя Правительства Пермского края и курирует отрасль финансов. Это Ольга Владимировна Антипина.
Что касается тестирования кандидатов в министры, на мой взгляд, это хорошая практика. При тестировании кадровая служба оценивает не только профессиональный уровень, но и личностные качества: стратегическое мышление, способность работать в команде, гибкость, готовность к изменениям и принятию управленческих решений. Все эти компетенции очень важны для руководителей высокого уровня. Кроме того, комиссия смотрит на представления кандидатов о путях развития региона, на стратегические цели, которые перед собой ставят соискатели.
Но и без этой новации кандидаты проходят немало проверок. Как вы знаете, кандидата на должность руководителя финансового органа субъекта должны согласовать и утвердить в Министерстве финансов РФ и в Законодательном собрании региона. Испытания я прошла успешно благодаря
— Какие были ваши первые шаги в роли министра?
— Я вступила в должность министра финансов Пермского края в непростой постковидный год. В первую очередь необходимо было адаптировать региональный бюджет под изменяющиеся социально-экономические факторы, не допустить разбалансированности бюджета, при этом сохранить все принятые социально значимые обязательства.
— Все ли удалось сделать из намеченного в тот момент? Что было особенно сложно?
— Чтобы минимизировать негативные экономические последствия, краевым правительством были введены меры поддержки предпринимателей: снижение ставок по ряду налогов, отсрочка по уплате налоговых и арендных платежей. Это привело к дополнительным потерям в доходной части бюджета региона. В условиях снижающихся налоговых доходов и необходимости обеспечения всех принятых социально значимых обязательств самым сложным стало выдерживать уровень долговой нагрузки, то есть размер государственного долга, который установлен Минфином России при реструктуризации ранее выданных бюджетных кредитов.
По итогам 2020 года государственный долг Пермского края увеличился на 22,9 миллиарда рублей и составил 40,9 миллиарда рублей. В 2021 году одной из основных задач было его сокращение. Экономика региона стала восстанавливаться, доходы края по отношению к 2020 году выросли на 60 процентов. Дополнительные поступления были направлены в том числе на погашение кредитов и снижение долговой нагрузки на региональный бюджет. На 1 января 2022 года объем государственного долга сократился почти в три раза, был достигнут минимальный за последние восемь лет уровень долговой нагрузки Пермского края — 8,8 процента к объему налоговых и неналоговых доходов.
— Ковид отступил, но страна подвергается беспрецедентным санкциям, и времена проще не стали. Что сегодня считаете главными задачами Минфина Пермского края?
— Приоритетной задачей считаю сохранение устойчивости и сбалансированности бюджета региона, обеспечение минимальной зависимости бюджета Пермского края от федерального центра.
Актуальным остается и ведение гибкой долговой политики, позволяющей оперативно принимать решения по выбору наиболее выгодных долговых инструментов, замещение банковских кредитов кредитами из федерального бюджета под минимальную процентную ставку, а также списание задолженности по реструктуризированным бюджетным кредитам. Так, в прошлом году благодаря оперативной и эффективной работе не только Министерства финансов, но и Министерства экономического развития и инвестиций Пермского края удалось списать перед федеральным бюджетом порядка 500 миллионов рублей реструктуризированной задолженности благодаря поступившим в 2022 году в федеральный бюджет налогам от реализации в Пермском крае новых инвестиционных проектов. Курс на списание бюджетных кредитов взят и в этом году.
— Какими из проектов Минфина вы гордитесь?
— Как ни странно, это проекты в сфере финансовой грамотности. Наш конкурс «Молодой финансист» вошел в список лучших практик финансового просвещения 2023 года. Он проходит в Перми уже 17 лет и давно стал традиционным. Благодаря конкурсу студенты могут попробовать свои силы в разработке социально значимых проектов с возможностью практического применения. Основным организатором мероприятий является некоммерческое партнерство «Клуб финансистов Пермского края», но мы их активно поддерживаем в этом начинании.
Еще один проект, который получил высокую оценку на федеральном уровне, — брошюры, издающиеся с 2017 года для информирования граждан о бюджетной политике Прикамья. Их выпуск и распространение позволяют донести до жителей сведения о целях и приоритетных направлениях государственных программ и национальных проектов Пермского края, источниках и объемах финансирования реализуемых мероприятий, а также информацию о ходе их реализации.
В прошлом году наш проект занял третье место в номинации «Современные формы представления проекта регионального бюджета для граждан» Всероссийского конкурса «Бюджет для граждан». Его проводят Минфин России и Финансовый университет при Правительстве РФ для того, чтобы выявлять и распространять в регионах лучшие практики по освещению процедур формирования бюджетов. Мы считаем, что достигли прекрасного результата, ведь в конкурсе участвовали 424 проекта из 46 регионов страны. Конкурсная комиссия высоко оценила достоверность и полноту сведений о региональном бюджете и реализации национальных проектов в Пермском крае, представленных в брошюрах, а также наглядность и оригинальность подачи информации для читателей. Вот такое достижение команды Минфина и администрации губернатора.
— Вы командный человек? Как бы вы могли охарактеризовать свой стиль управления?
— Безусловно, коллектив — это главная опора в моей работе. Все министерство — это команда ответственных и компетентных специалистов. Ведь иначе и быть не может. От руководителя зависит эффективность работы коллектива, атмосфера в нем. Я стараюсь придерживаться демократичного стиля управления. Ключевые решения принимаются вместе с коллегами путем обсуждения.
— Вы родились в Перми, учились тут, сделали карьеру. А не было желания перейти, например, на федеральный уровень и уехать в столицу?
— Да, у меня уже были предложения перейти в федеральные органы власти. Но я чувствую и вижу, что именно в своем Пермском крае могу сделать намного больше. Здесь начиналась и проходила вся моя трудовая деятельность. Надеюсь, что накопленный опыт и знания принесут намного больше результата в родном крае. Как говорится, где родился, там и пригодился.
— В завершение нашего разговора расскажите о вашей семье. Насколько вашим близким сложно жить с министром?
— С министром финансов, как и с любым другим руководителем крупной организации, непросто. Самое сложное — мало времени остается для семьи, практически все отдается работе. Наверное, поэтому моя дочь выбрала другую сферу деятельности. Конечно, родные знают и понимают, насколько сложна работа в государственных органах власти, а тем более руководство одним из них, поэтому они помогают и поддерживают меня во всем.
Подготовила А. Ю. Ольховая