№ 9 сентябрь 2024 — 06 сентября 2024

Цифровая трансформация: процессный подход в бюджетном (бухгалтерском) учете

Версия для печати 391 Материалы по теме
Цифровая трансформация: процессный подход в бюджетном (бухгалтерском) учете

Цифровая трансформация требует от учреждений бюджетной сферы федерального, регионального и муниципального уровней изменения подходов к организации ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и формирования финансовой отчетности (далее — бухгалтерский учет). Одним из возможных решений, позволяющих адаптироваться к постоянно совершенствующимся требованиям к функционированию учреждений, являются методология и инструменты процессного управления. В данной статье мы рассмотрим возможность применения процессного подхода и его эффективность при организации ведения бухгалтерского учета в условиях цифровой трансформации государственного управления.

Александр Владимирович Кравченко, руководитель направления департамента методологии, анализа и консалтинга БФТ-Холдинга

Нормативное регулирование

Действующие нормативные правовые акты определяют понятие «Цифровая трансформация государственного управления» (далее — цифровая трансформация) как совокупность действий, осуществляемых государственным органом, направленных на изменение госуправления и деятельности госоргана по предоставлению им государственных услуг и исполнению государственных функций за счет использования данных в электронном виде и внедрения информационных технологий в свою деятельность[1]. Иными словами, цифровая трансформация представляет собой изменение (реинжиниринг) процессов с использованием цифровых решений и технологий для получения результата.

Информационные технологии в бухгалтерском учете применяют уже длительное время. Постоянное совершенствование методологии учета, внедрение в учет принципов электронного документооборота и, как следствие, развитие программных продуктов позволяют говорить о достаточно высокой степени автоматизации ведения хозяйственной деятельности учреждений. Но тем не менее на федеральном уровне сегодня явно обозначены задачи по повышению достоверности данных о государственных финансах, необходимости стандартизации и унификации учетных процессов, повышения качества документирования и ведения бухгалтерского учета.

В марте текущего года распоряжением Правительства РФ № 637-р[2] утверждено стратегическое направление цифровой трансформации государственного управления (далее — стратегическое направление). Стратегическое направление выделяет формирование отчетности на основании данных, представляемых из различных несинхронизированных между собой источников как одну из основных причин высокой административной нагрузки на организации бюджетной сферы. Решение проблемы недостоверных данных предполагается решить в рамках проекта «Централизация данных бухгалтерского учета организаций бюджетной сферы», цель которого — к 2030 году обеспечить 100-процентную передачу данных бухгалтерского учета в ГИИС «Электронный бюджет» организациями бюджетной сферы федерального, регионального и муниципального уровней.

Интеграция данных: федеральный уровень

Цели, задачи, принципы предоставления данных бухгалтерского учета организациями бюджетной сферы федерального уровня определены распоряжением Правительства РФ № 1569-р[3] (далее — Концепция). Согласно Концепции создание в ГИИС «Электронный бюджет» решений, обеспечивающих представление данных о государственных финансах в единую технологическую платформу, является важнейшим направлением в развитии единого информационного пространства, обеспечивающего интеграцию различных государственных информационных систем, реализующих ведение бухгалтерского учета.

Концепцией определено, что к 2027 году 100% организаций бюджетной сферы федерального уровня должны стать участниками технологической интеграции данных. А к 2029 году информация о государственных финансах, представляемая в автоматическом режиме из платформы интеграции данных системы «Электронный бюджет» по запросам пользователей, станет основой для проведения анализа и принятия управленческих решений. При этом планируется, что сокращение времени формирования и представления финансовой и управленческой информации по организациям бюджетной сферы может составить 50%.

Для достижения этих целей разрабатываемая платформа интеграции данных ГИИС «Электронный бюджет» должна обеспечить информационное взаимодействие с информационными системами или ресурсами, формирующими или использующими данные бухгалтерского учета, организаций бюджетной сферы федерального уровня. Информационное взаимодействие предполагается осуществлять на единых методологических и технологических требованиях, разработанных Минфином России и Федеральным казначейством в модуле «Сбор данных» подсистемы «Учет и отчетность» ГИИС «Электронный бюджет».

Важно, что информационными системами, используемыми федеральными учреждениями при ведении бухгалтерского учета, передача объектов технологической интеграции должна быть обеспечена в автоматическом режиме или в режиме времени, близком к реальному. Помимо передачи данных необходимо обеспечить доступность объектов технологической интеграции для автоматического их получения по запросу со стороны системы «Электронный бюджет».

Интеграция данных: региональный и местный уровни

На дату написания статьи способы и методы интеграции данных бухгалтерского учета учреждений бюджетной сферы регионального и местного уровней Минфином России детально не определены. Однако, поскольку приоритетом стратегического направления является достижение 100% охвата организаций бюджетной сферы регионального и муниципального уровней, представляющих данные бухгалтерского учета в единую технологическую платформу системы «Электронный бюджет», можно предположить, что интеграционные механизмы будут аналогичны механизмам для федеральных учреждений. Соответственно, к стандартам технологической интеграции для учреждений федерального уровня необходимо будет приводить и региональные государственные и муниципальные учреждения.

Следует отметить, что передача в единую технологическую платформу системы «Электронный бюджет» данных бухгалтерского учета учреждений в автоматическом режиме или в режиме, близком к реальному времени, обязывает учреждения и ведомства вести бухгалтерский учет оперативно и обеспечить своевременное отражение фактов хозяйственной жизни. Вместе с тем результаты контрольных мероприятий Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере и экспертная практика показывают, что своевременность и оперативность ведения бухгалтерского учета, формирование регламентированной отчетности на основании достоверных бухгалтерских данных обеспечиваются сегодня далеко не всегда[4].

Безусловно, расхождение данных бухгалтерского учета и данных регламентированной отчетности, неактуальные данные об активах и обязательствах не могут обеспечить достижение целей стратегического направления. Более того, такое расхождение негативно скажется на имидже как самого учреждения, так и распорядителя бюджетных средств, в ведении которого оно находится.

Еще одним потенциальным фактором риска при технологической интеграции является разнообразие программных продуктов для ведения бухгалтерского учета. Анализ открытых данных по государственным, муниципальным и ведомственным информационным системам показывает наличие в рамках одного распорядителя нескольких программных продуктов от разных вендоров. Также следует отметить, что программные продукты учреждений в основном расположены на локальных ресурсах без возможности доступа к ним извне. Такое размещение затруднит, при необходимости реализации соответствующих решений, доступность данных бухгалтерского учета для их получения по запросу со стороны системы «Электронный бюджет».

Технологическая интеграция

Обеспечить оперативность и достоверность данных бухгалтерского учета возможно несколькими способами, такими как:

  • функционально-технологическая централизация;
  • технологическая централизация;
  • региональная система сбора и консолидации данных бухгалтерского учета.

При функционально-технологической централизации единая информационная система и регламентированные процессы ведения бухгалтерского учета наиболее полно обеспечивают качество данных и достоверность регламентированной отчетности. Несмотря на очевидную эффективность централизации, известны случаи, когда построение централизованной системы ведения бухгалтерского учета на уровне публично-правового образования по разным причинам объективного и субъективного характера затруднено.

Технологическая централизация обеспечивает единое информационное пространство данных бухгалтерского учета и однородность программного обеспечения. Однако качество данных без изменения процессов и их регламентации может оставаться низким. К тому же, как и в случае с функционально-технологической централизацией, не всегда представляется возможным внедрение единой информационной системы и перенос в нее данных учреждений.

Выходом из ситуации при отсутствии единой информационно-технологической платформы может стать региональная система сбора и консолидации данных бухгалтерского учета, аналогичная платформе интеграции данных ГИИС «Электронный бюджет». Такая система позволит аккумулировать данные бухгалтерского учета учреждений бюджетной сферы регионального и местного уровней, проводить их проверку и в автоматическом режиме представлять эти данные в подсистему интеграции ГИИС «Электронный бюджет». Это позволит сохранить текущий информационный ландшафт публично-правового образования и при этом обеспечить качественные данные бухгалтерского учета.

Независимо от способа обеспечения корректности данных бухгалтерского учета, предоставляемых в подсистему интеграции ГИИС «Электронный бюджет», для региональных и муниципальных учреждений приведение к стандартам технологической интеграции потребует изменения подходов к организации ведения бухгалтерского учета. Оптимальным и эффективным решением при организации ведения бухгалтерского учета, обеспечения оперативности и достоверности данных может стать применение методологии процессного подхода. Внедрение процессного представления, визуализация пользовательских путей в целях роботизации бюджетного процесса, предусмотрена и стратегическим направлением цифровой трансформации государственного управления.

Оценить степень готовности к использованию единой учетной цифровой платформы в публично-правовых образованиях позволит инвентаризация текущих процессов при ведении бухгалтерского учета (далее — учетных процессов), анализ соответствия их результатов установленным стандартам учета и отчетности государственных финансов и технологическим требованиям подсистемы интеграции данных ГИИС «Электронный бюджет». Согласно вышеупомянутой Концепции, участники интеграции данных на федеральном уровне по организационно-функциональному признаку подразделяются на две категории, а именно:

1) субъекты индивидуальных данных — при условии ведения бухгалтерского учета самостоятельно;

2) субъекты централизованных данных — при условии ведения бухгалтерского учета в рамках переданных полномочий централизованной бухгалтерией.

Таким образом, инвентаризации подлежат как централизованные учетные процессы, так и учетные процессы отдельных учреждений.

Процессный подход позволяет разделить процедуры бухгалтерского учета на несколько основных процессов, которые в свою очередь разделяются на отдельные подпроцессы более узкой направленности. Декомпозиция учетных процессов и их визуализация позволят провести реинжиниринг существующих процессов и создание новых цепочек связей с учетом требований единой технологической платформы ГИИС «Электронный бюджет» к данным бухгалтерского учета.

Одним из обязательных инструментов процессного подхода является стандартизация и регламентация процессов. В отношении бухгалтерского учета регламентация крайне важна. Напомним, что с 1 июля текущего года график документооборота и правила документооборота организаций бюджетной сферы должны быть приведены в соответствие новым требованиям федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки».

Цифровая трансформация государственного управления ставит перед участниками бюджетного процесса глобальные цели в обеспечении заинтересованных лиц актуальными и проверенными данными для принятия управленческих решений. Способы и методы достижения качества данных бухгалтерского учета определяются, исходя из анализа текущего состояния организации ведения учета в публично-правовом образовании. Методология и решения процессного подхода при осуществлении стандартизации и унификации ведения бухгалтерского учета являются наиболее адаптивными и ориентированными на конечный результат.



[1] Постановление Правительства РФ от 10.10.2020 № 1646 «О мерах по обеспечению эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами» (вместе с Положением о ведомственных программах цифровой трансформации).

[2] Распоряжение Правительства РФ от 16.03.2024 № 637-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации государственного управления».

[3] Распоряжение Правительства РФ от 20.06.2024 № 1569-р «Об утверждении Концепции технологической интеграции данных бухгалтерского учета организаций бюджетной сферы на единой технологической платформе ГИИС управления общественными финансами „Электронный бюджет“».

[4] Обзор результатов осуществления Федеральным казначейством контрольной деятельности в финансово-бюджетной сфере (roskazna.gov.ru/kontrol/).

Поделиться