В рамках ряда крупных всероссийских и международных мероприятий, включая два российских экономических конгресса — РЭК-2020 и РЭК-2023, — нами была рассмотрена проблема создания в России промежуточных институтов как механизма пошаговых институциональных трансформаций, обеспечивающих успешную экономическую модернизацию и повышение качества государственного управления.
Вячеслав Геннадиевич Марача, ведущий научный сотрудник РАНХиГС при Президенте РФ, доцент Финансового университета при Правительстве РФ и Национального ядерного университета «МИФИ», вице-президент Национальной гильдии профессиональных консультантов, кандидат философских наук
Сергей Валериевич Беспалов, ведущий научный сотрудник РАНХиГС при Президенте РФ, кандидат исторических наук
Промежуточные институты
В практике реформ типична ситуация, когда реформатор стремится к внедрению института, обладающего желательными свойствами, но обнаруживает, что немедленное внедрение невозможно вследствие ресурсных, технологических, культурных, политических или институциональных ограничений. В этом случае приходится строить последовательность сменяющих друг друга промежуточных институтов, удовлетворяющих имеющимся ограничениям в каждый момент времени и в конце концов обеспечивающих внедрение желательного института. Понятие промежуточного института и определение реформы как последовательности промежуточных институтов впервые были предложены в работе В. М. Полтеровича "Трансплантация экономических институтов«[1].
Элементы траектории, шагов развития, за исключением начального и финального элементов, Полтерович называет промежуточными институтами. При этом каждый «шаг развития» должен удовлетворять принципу «зоны ближайшего развития» по Л. С. Выготскому (см. справку «Бюджета» «Зона ближайшего развития по Выготскому»).
Это означает соответствие результата «шага» ограничениям, имеющимся в данной стране в данный момент и создаваемым системой уже существующих институтов. Промежуточные институты должны ослаблять существующие ограничения, создавая благоприятные условия для последующих шагов.
Справка «Бюджета»
Зона ближайшего развития по Выготскому
Концепция зоны ближайшего развития была разработана отечественным психологом и социальным конструктивистом Л. С. Выготским при изучении процессов обучения и развития детей. Она была определена как разница между фактическим уровнем развития, определяемым умением независимо решать проблемы, и уровнем потенциального развития, определяемым путем решения проблем под руководством учителей или более развитых помощников. Обучение оказывается наиболее плодотворным только тогда, когда оно совершается в пределах, определяемых зоной ближайшего развития. При этом по мере освоения нового очерчивается следующая зона ближайшего развития.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала «Бюджет»
Оформить подписку Войти