№ 9 сентябрь 2024 — 06 сентября 2024

Закупка у единственного поставщика по 223‑ФЗ. Возможности и ограничения

Версия для печати 32 Материалы по теме

Хотя конкурентный выбор контрагента является сегодня базовым методом распределения подряда, хозяйствующим субъектам время от времени приходится отказываться от этого подхода. Заказчики, работающие по Закону № 223‑ФЗ, не являются исключением. В каких случаях такой отказ является допустимым или даже прямо необходимым? И какие требования предъявляют в этом случае к заказчикам правоприменители?

Дмитрий Александрович Казанцев, член Совета по развитию закупок ТПП РФ, кандидат юридических наук

Если опираться исключительно на букву Закона № 223‑ФЗ, то нельзя усмотреть в нем запретов или даже сколь-нибудь существенных ограничений, возложенных на заказчика при проведении закупки у единственного поставщика. С формальной точки зрения закон требует от заказчика лишь включить в корпоративное положение о закупках перечень оснований для таких закупок. И перечень этот должен быть закрытым, а его формулировки не могут допускать расширительное толкование.

При этом, однако, стоит помнить и о принципах, установленных статьей 3 Закона № 223‑ФЗ. Эти принципы не просто носят декларативный характер, но и являются нормами прямого действия. Иными словами, соответствие или несоответствие тому или иному принципу прямо влияет на признание закупки законной или незаконной.

Среди принципов статьи 3 особое место занимает принцип отсутствия необоснованного ограничения конкуренции. Этот принцип сформулирован весьма удачно, и он очень точно отражает реальную практику закупок. Ведь и в самом деле невозможно провести даже конкурентную закупку без ограничения конкуренции. По сути, ограничением конкуренции является каждое правило к участнику закупки или к закупаемой продукции. Мы устанавливаем запрет на участие в закупке организаций, в отношении которых проводятся процедуры банкротства, и тем самым ограничиваем конкуренцию. Мы устанавливаем требование об отсутствии у участника закупки задолженности перед бюджетом — и опять же ограничиваем конкуренцию, закрывая доступ к закупке для определенного числа потенциальных поставщиков. И, разумеется, мы ограничиваем конкуренцию всякий раз, когда предусматриваем в закупке меры поддержки малого бизнеса или в целом отечественных производителей.

Таким образом, ключевым требованием Закона № 223‑ФЗ является не формальное расширение конкуренции любой ценой, а наличие прозрачного и значимого с экономической точки зрения обоснования для ее ограничения. В том числе такого крайнего ограничения, как закупка у единственного поставщика. И хотя интуитивно это правило понятно, но при его реализации мы с неизбежностью входим в область оценочных суждений. А в этой области не обойтись без анализа правоприменительной практики.

Размер закупки

Начать стоит с самого простого: на какую сумму заказчик может подписать договор с единственным поставщиком? Закон № 223‑ФЗ не содержит ограничений на этот счет, и данный факт нельзя не признать разумным: та сумма, которая для одного заказчика составит половину годового объема, для другого будет лишь долей процента. Слишком уж различны масштабы субъектов Закона № 223‑ФЗ. Слишком значительна их отраслевая специфика. Да и рынок показывает высокую динамику — а потому, например, неизменный с самого начала действия закона порог «малой» закупки в 100/500 тысяч рублей уже давно нельзя признать адекватным актуальной экономической практике.

Поделиться