Версия для печати 196 Материалы по теме
Пассивные счета. Опыт управления ликвидностью Омской области

По итогам 2023 года у 49 из 89 регионов страны в составе госдолга были рыночные заимствования. При этом 23 субъекта РФ пользуются коммерческими кредитами. Так получилось, что в их число входит и Омская область. При формировании бюджета мы, к сожалению, не можем обходиться без рыночных заимствований. Впрочем, именно сложности заставляют нас искать решения и создавать лучшие практики.

Вадим Александрович Чеченко, заместитель председателя Правительства Омской области — министр финансов

Управление ликвидностью

Омская область занимает четвертое место в стране по уровню рыночной долговой нагрузки. Три четверти от общего объема рыночных заимствований региона приходится на коммерческие кредиты. В целом по состоянию на 1 января 2024 года госдолг Омской области составил 68,4 миллиарда рублей, общая долговая нагрузка — 67,8%. Естественно, это приводит к большим расходам на обслуживание долга.

Работая над сокращением этих расходов, Омская область начала активно использовать инструменты управления ликвидностью единого счета областного бюджета. В целом за последние восемь лет только за счет этого на обслуживании госдолга мы сэкономили свыше 3,6 миллиарда рублей (рисунок 1).

В основе применяемого регионом механизма — минимизация объема привлеченных коммерческих кредитов и сроков, на которые они привлекаются. Для реализации этого механизма региону необходимо наличие в кредитном портфеле постоянного лимита по возобновляемым кредитным линиям в размере около 5% от утвержденных расходов бюджета. В 2023 году это было 7 миллиардов рублей.

Как работает механизм? В начале года все свободные ресурсы на казначейских счетах бюджета мы направляем на временное сокращение объема заимствований по возобновляемым кредитным линиям. Далее ситуация регулируется в ежедневном режиме. От Управления Федерального казначейства по Омской области запрашивается информация о доходах, поступающих в региональный бюджет, от территориального фонда ОМС — о сроках и объемах поступления средств обязательного медицинского страхования. Эти объемы сопоставляются с кассой, что позволяет определить, сформируются ли остатки средств на счетах, либо, напротив, ожидается кассовый разрыв. В случае, если есть превышение поступлений над кассой, мы направляем средства на гашение коммерческих кредитов. Если же возникает кассовый разрыв, в первую очередь используются внутренние источники: заимствуются средства, ежедневно поступающие на казначейские счета, открытые финансовому органу в Федеральном казначействе. И только в случае отсутствия внутренних источников привлекаются средства с возобновляемых кредитных линий.

Консолидация бюджетных потоков

Чтобы располагать внутренними источниками, региональный финансовый орган на протяжении ряда лет работал над консолидацией всех бюджетных потоков. Казначейское исполнение бюджета Омской области и всех муниципальных образований на ее территории осуществляется с 2004 года посредством собственной государственной информационной системы.

С внесением в 2011 году изменений в федеральное законодательство ситуация не изменилась: все государственные и муниципальные учреждения вне зависимости от типа (казенное, бюджетное или автономное) по-прежнему обслуживаются через региональное казначейство. В Минфине Омской области бюджетным и автономным учреждениям открыты лицевые счета для учета средств по субсидиям на государственное задание, на иные цели, а также по учету средств ОМС, внебюджетной деятельности и средств, поступающих во временное распоряжение. Кроме того, финансовый орган осуществляет казначейское сопровождение, открывая счета получателям средств из бюджета.

Все это позволяет региону консолидировать существенные объемы средств на счетах и постоянно их использовать, как можно реже обращаясь к коммерческим кредитам. Так, если в 2015 году оборот средств, привлеченных с казначейских счетов, составлял всего 7 миллиардов рублей, то в 2022 году превысил 42 миллиарда рублей. Обороты же по коммерческим кредитам при этом сократились почти в три раза.

Пассивная схема

2015 год запомнился нам серьезными проблемами с исполнением доходной части бюджета. Однако именно этот кризисный момент подарил нам новую идею, которую мы назвали пассивной схемой. Региональный финорган начал в ручном режиме регулярно использовать средства с лицевых счетов, минимизируя тем самым заимствования. Расходы финансируются под фактическую потребность. С 2016 года этот механизм мы применяем на постоянной основе (рисунок 2).

С 2017 года на пассивную схему работы переведены и муниципалитеты. Как результат, средства субсидий на счетах учреждений и муниципалитетов не задерживаются даже на сутки. При использовании механизма заявки государственных и муниципальных учреждений на кассовый расход согласовывают учредители. Учредитель на основании заявки учреждения генерирует заявку на перечисление субсидии в сумме, равной фактическим расходам учреждения. При поступлении суммы субсидии на счет учреждения происходит одномоментное списание кассового расхода учреждения. Кроме того, осуществляется контроль за привлечением средств для проведения кассы до наступления крайнего срока оплаты. То есть при поступлении заявок отслеживаются крайние сроки платежей, указанные в представленных документах о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг.

Сложности

С введением пассивных счетов региону удалось снизить и держать на минимальном уровне среднедневные остатки на счетах бюджета на протяжении ряда лет (рисунок 3). Так, в 2017–2019 годах среднедневной остаток на счетах составлял в среднем от 40 до 60 миллионов рублей. Увеличение среднедневных остатков в последние три года имеет объективные причины, так как регион, благодаря Министерству финансов РФ, заместил часть имевшихся у нас коммерческих кредитов бюджетными.

Используемая Омской областью модель, основанная на стремлении к максимальной экономии расходов на обслуживание госдолга, безусловно, имеет и недостатки, и сложности во внедрении, но при этом она доказала на практике свою результативность. Однако применять описанные механизмы невозможно, не располагая возобновляемыми кредитными линиями, с открытием которых сейчас складывается непростая ситуация. Омская область, как и другие регионы, заключившие с Минфином России соглашения о реструктуризации бюджетных кредитов 2017 года, находится под ограничениями и не может привлекать рыночные заимствования по ставке выше, чем ключевая ставка плюс 1% годовых. При таких ограничениях кредитные ресурсы становятся фактически недоступными, и особенно возобновляемые линии. Однако мы надеемся, что будет произведена донастройка финансовой системы в части повышения доступности кредитных ресурсов для регионов, ведь наша общая задача — обеспечить эффективность использования каждого бюджетного рубля, чтобы сконцентрировать ресурсы для решения важнейших задач.

Поделиться