Совсем недавно Южная Осетия — суверенное государство, живущее по российскому законодательству и использующее рубль как национальную валюту, — стала вызывать интерес у наших туристов. Чем примечателен отдых в республике и как она восстанавливается после грузинской агрессии, мы обсудили с заместителем председателя Правительства Республики Южная Осетия — министром финансов Дзамболатом Мервадиковичем Тадтаевым.
— Дзамболат Мервадикович, вам только исполняется 34 года, и вы уже занимаете такой высокий пост. По российским меркам это головокружительный карьерный рост. А для вашей страны?
— На самом деле заместителем председателя Правительства Южной Осетии — министром экономического развития меня назначили еще в 2021 году в возрасте 30 лет. А до этого четыре года я занимал должность первого заместителя министра экономического развития республики.
В республике произошли значительные кадровые изменения во всех ветвях власти — омолодился как состав правительства, где треть министров еще не достигли 40 лет, так и парламент, где председателю 36 лет, а самому молодому депутату 22 года.
Одним из главных факторов карьерного роста в Южной Осетии является искреннее желание строить сильное государство. Я родился в 1990 году, в самый разгар грузино-осетинского конфликта. Все детство и юность прошли в напряженной военной обстановке и разрухе, затем произошли августовские события 2008 года, долгожданное признание независимости Республики Южная Осетия Россией. Но мы получили страну, которую надо восстанавливать, строить заново. Это сильнейший стимул для работы.
— Значительно ли республика восстановилась после военных действий?
— Разница между поствоенной Южной Осетией и современной колоссальна. После августа 2008 года столица республики и прилегающие населенные пункты лежали в руинах. Почти ни одно здание не осталось целым. По данным российских служб, проводивших инвентаризацию, пострадавшими от грузинской агрессии были признаны 3620 частных домовладений и почти все многоквартирные корпуса в Цхинвале. Были нанесены удары и по объектам социальной инфраструктуры: детсадам, школам, больницам, спортивным сооружениям. Повреждения различной степени тяжести получили административные комплексы, предприятия промышленности, коммерческие объекты. Причиненный ущерб оценивался в сумму свыше 40 миллиардов рублей. Благодаря поддержке России нам удалось восстановить практически всю разрушенную инфраструктуру республики и начать развитие.
На месте сгоревших и разрушенных домов были построены новые, отремонтированы частично поврежденные. Более того, жилищный фонд пополнился новыми микрорайонами и многоквартирными домами. Проведена огромная работа по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры. В Цхинвале благоустроено почти 100 улиц, которые не ремонтировались с советских времен. Осуществлена реконструкция основного водопровода, обеспечивающего столицу питьевой водой. Был построен самый высокогорный в мире газопровод Дзуарикау — Цхинвал протяженностью 175 километров, который дал возможность жителям Южной Осетии получать природный газ напрямую из России и обрести энергетическую независимость от Грузии, которая периодически прерывала поставки топлива.
Российские энергетики совместно с югоосетинскими коллегами восстановили электрохозяйство Цхинвала, почти полностью разрушенное в ходе военных событий. Проложенная через Рукский тоннель высоковольтная резервная ЛЭП решила проблему отключения электричества в зимние месяцы. В столице произведена замена изношенных подземных сетей водоснабжения, водоотведения и газоснабжения.
Большое внимание мы уделили модернизации системы здравоохранения. Территория республиканской соматической больницы в Цхинвале превратилась в целый медицинский кластер. Впервые в республике появилась полноценная детская больница, оснащенная новейшим оборудованием. Отвечают современным требованиям вновь построенные родильный дом и операционно-хирургический корпус. Отремонтированы медучреждения и в других районах республики.
Созданы комфортные условия для предоставления образовательных услуг. Самым грандиозным проектом стал современный университетский комплекс, возведенный на месте сгоревшего здания Юго-Осетинского государственного университета имени А. А. Тибилова. Построены новые и отремонтированы практически все действующие школы города и других населенных пунктов республики.
Вновь отстроенное здание Юго-Осетинского государственного драматического театра имени Коста Хетагурова стало одним из лучших театральных сооружений на Северном Кавказе. На средства благотворительного фонда Алины Кабаевой в Цхинвале построен Дворец спорта «Олимп». Свой вклад в развитие спортивной инфраструктуры внес и российский бизнесмен А. Б. Усманов. При его финансовой поддержке проведена реконструкция республиканского стадиона.
Фотографии руин сгоревшего во время войны здания югоосетинского парламента обошли весь мир. Трехэтажное сооружение восстановлено и стало архитектурной достопримечательностью Цхинвала. Строительство не прекращается и сейчас. У нас реализуется Инвестиционная программа содействия социально-экономическому развитию Республики Южная Осетия на
— Вы получали высшее образование в России и прекрасно знакомы с ее бюджетным устройством, налоговым законодательством. В чем основные отличия Цхинвала?
— Основа всего законодательства Республики Южная Осетия — законодательство Российской Федерации. Более того, при отсутствии некоторых норм в законодательстве нашей страны мы используем нормы российского права.
Если сравнить российское и югоосетинское бюджетные устройства, то главная наша отличительная черта в том, что бюджетная система Южной Осетии более простая за счет унитарной формы государственного устройства и размеров государства. В республике сложилась одноуровневая бюджетная система, которая состоит из государственного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Государственной программой социально-экономического развития на
— Что страна делает для привлечения российских инвесторов? Каковы результаты этой работы?
— У нас существует прочная законодательная база для надежной и выгодной работы инвесторов. Это соглашение между Россией и Южной Осетией «О режиме торговли товарами», соглашение «О поощрении и взаимной защите капиталовложений», закон Южной Осетии «Об инвестиционной деятельности», различные нормативные акты правительства. Установлены налоговые льготы инвесторам, реализующим проекты. Существует господдержка: предоставление различных субсидий и бюджетных инвестиций на строительство объектов инфраструктуры. Стоит отметить, что Министерство экономического развития республики ведет консультационную и правовую поддержку инвесторов, сопровождает инвестпроекты.
Южная Осетия привлекательна уникальными природно-климатическими условиями. Они стали одним из основных факторов начала закладки садов интенсивного типа компанией «Южный сад», которая успешно работает в республике уже пять лет. Еще один пример — швейное предприятие Южной Осетии «БТК-4», которое обеспечивает работой около 500 человек. Одним из крупнейших инвестпроектов стало создание завода по производству непрерывного базальтового волокна мощностью 200 тонн в год. Также успешно работает высокотехнологичное предприятие по производству качественных сортов пива. Для их приготовления используется природная вода из горного Кельского озера, которое находится на высоте 2925 метров над уровнем моря. За короткий период работы это предприятие заняло прочную позицию на югоосетинском рынке, и теперь его продукция поставляется и в крупнейшие сетевые магазины России.
В этом году был осуществлен запуск предприятия по добыче и переработке природного камня. Инвестиции составили 544 миллиона рублей. Планируется запуск завода по переработке плодоовощной продукции с общим объемом инвестиций 656 миллионов рублей. В ходе реализации этого проекта будет создано 228 рабочих мест.
Отдельно отмечу, что банки России предоставили под бизнес-проекты республики более 2 миллиардов рублей льготных кредитов.
Сегодня нам бы хотелось, чтобы инвесторы обратили больше внимания на сельское хозяйство и туризм, поскольку у Южной Осетии в этих областях есть огромный неиспользуемый потенциал.
— Россияне сегодня значительно пересмотрели туристические направления. Попала ли Южная Осетия в сферу их интересов?
— В республике туризм в последние годы начал активно развиваться. Значительно увеличился поток, в том числе и за счет российских туроператоров, которые организовывают одно- или двухдневные экскурсионные туры по Южной Осетии.
Сегодня туристы едут к нам за бюджетным отдыхом. Конечно, страна известна горными пейзажами, древними памятниками и национальной кухней. Но, увы, сфера обслуживания пока развита недостаточно. Тем, кто привык к дорогим отелям и широкому выбору кафе и ресторанов, здесь может быть неуютно. Туризм в Южной Осетии развивается благодаря частным инвесторам, поскольку ограниченность собственных средств у государства сказывается на темпах развития инфраструктуры. Страна подойдет любителям отдыха на природе в палатках, коттеджах и деревенских домах.
— Что государство делает для популяризации туристического направления?
— Одним из главных шагов в области развития туризма стал недавний запуск так называемого Национального туристического портала www.discoversouthossetia.org, где потенциальные туристы могут увидеть живописные локации, древние храмы, изучить информацию о гостиницах, кафе и автомобильных маршрутах. Работа над проектом велась долго и основательно. Мы очень надеемся, что она даст свои плоды.
При этом нам необходимо доработать нормативные акты в сфере туризма. В настоящее время деятельность иностранных туроператоров и частных иностранных гидов югоосетинским законодательством не регулируется, поэтому посещение республики их туристами остается незамеченным для бюджета Южной Осетии.
— Вы уже говорили об устройстве государственного бюджета. Расскажите теперь о его параметрах, исполнении.
— Исполнение государственного бюджета Республики Южная Осетия за первое полугодие 2024 года составило: по доходам — 4,04 миллиарда рублей, или 45,7 процента утвержденных бюджетных назначений, по расходам — 3,59 миллиарда рублей, или 38,2 процента утвержденных бюджетных назначений.
Налоговые и неналоговые доходы за этот период исполнены в сумме 789,7 миллиона рублей, это 43,9 процента от годового плана. По сравнению с первым полугодием 2023 года доходы выросли на 9,3 миллиона, или 1,2 процента. Удельный вес налоговых и неналоговых доходов в общем объеме доходов госбюджета составляет 19,5 процента.
Финансовая помощь Российской Федерации на социально-экономическое развитие страны составила 3,02 миллиарда рублей, или 52,2 процента годовых бюджетных назначений. То есть помощь РФ составляет 74,7 процента от общего объема доходов государственного бюджета в 2024 году. Еще 233,34 миллиона рублей Россия предоставила нам для бюджетных инвестиций в рамках реализации инвестиционной программы. Это 22,4 процента от плана на год.
— В России сегодня идет новая волна цифровизации бюджетных процессов. Внедряете ли вы новые технологии?
— Первым шагом для нас стало внедрение автоматизированной информационной системы казначейского исполнения бюджета. Однако открытыми вопросами в финансовой сфере остается организация электронного документооборота, которое невозможно без разработки соответствующего законодательства и технологий электронной цифровой подписи. Также остро стоит вопрос внедрения программных продуктов в систему бухгалтерского учета и отчетности.
Я бы мог долго говорить о плюсах цифровых технологий, но возможности их дальнейшего внедрения в бюджетный процесс затруднены из-за ограниченности собственных средств Южной Осетии. Цифровизация возможна только с помощью России в рамках различных договоров, заключенных между нашими странами.
— В завершение нашего разговора расскажите, какие первоочередные задачи сегодня ставит перед собой правительство республики?
— В первую очередь мы должны повысить финансовый суверенитет Республики Южная Осетия за счет развития реального сектора экономики, что невозможно без активизации инвестиций, привлечения инвесторов для реализации перспективных проектов. Грамотный подход к использованию имеющихся у нас сильных сторон способен вывести республику на новый этап развития. Но выполнить такую амбициозную задачу мы сможем только при поддержке нашего стратегического партнера — Российской Федерации.
Подготовила А. Ю. Ольховая