Екатеринбург сегодня один из самых передовых городов страны. Об этом свидетельствуют как победы в конкурсах, так и первые строчки общероссийских рейтингов. Об успехах, задачах и планах столицы Урала нам рассказал заместитель главы администрации Екатеринбурга Андрей Александрович Корюков.
— Андрей Александрович, основа развития города — это его бюджет. Как менялся за последние годы главный финансовый документ Екатеринбурга?
— Действительно, изменения есть. Сегодня мы делаем ставку не на процесс, а на достижение результата. Это подтверждает и динамика изменения параметров бюджета, которую, я надеюсь, мы сохраним и в будущем. Так, если в 2022 году фактические расходы бюджета составили 65 миллиардов рублей, то в 2023 году — уже 72 миллиарда. Бюджет города на 2024 год утвержден по доходам в сумме 76 миллиардов рублей, по расходам — почти 80 миллиардов рублей.
В первую очередь бюджет Екатеринбурга социально направленный: в текущем году расходы на финансирование отраслей социальной сферы составляют почти 60 процентов. Причем 47,7 процента общего объема расходов предусмотрены на образование — более 38 миллиардов рублей. За счет бюджета города обеспечивается текущая деятельность более 700 муниципальных учреждений, реализация мероприятий 23 муниципальных программ.
— Как идет исполнение бюджета?
— В целом уровень исполнения городского бюджета мы оцениваем достаточно позитивно. По итогам первого полугодия отмечается рост по основным видам поступлений. В течение года мы дважды корректировали показатели бюджета на основании оценки ожидаемых поступлений главных администраторов доходов бюджета, в том числе в связи с началом транспортной реформы.
В целом исполнение доходной части бюджета идет в рамках наших ожиданий. Динамика исполнения бюджета позволяет Екатеринбургу сохранять статус комфортного для жизни людей города, обеспечивать не только стабильность, но и развитие.
— Какую роль в достижении этого статуса сыграли национальные проекты?
— Значительную. Одним из приоритетных направлений расходования средств для нас является софинансирование участия Екатеринбурга в реализации нацпроектов. В 2024 году на эти цели в бюджете города предусмотрено 5,5 миллиарда рублей. А за период с 2019 по 2023 год было направлено более 30 миллиардов на реализацию семи национальных проектов: «Демография», «Культура», «Жилье и городская среда», «Экология», «Образование», «Безопасные качественные дороги», «Туризм и индустрия гостеприимства».
Проект «Безопасные качественные дороги» позволил укрепить транспортную инфраструктуру города. Благодаря ему мы приобрели новые автобусы, отремонтировали автомобильные дороги, установили 188 новых светофоров, проводим мероприятия по повышению безопасности дорожного движения и внедрению интеллектуальных транспортных систем. Кроме того, в настоящее время ведется строительство одной из крупнейших транспортных развязок города.
Благодаря национальному проекту «Демография» нам удалось улучшить условия для занятий спортом. Мы модернизировали спортивный комплекс «Калининец», что позволило в августе 2023 года провести в Екатеринбурге международные соревнования по легкой атлетике «Королева российского спорта», а в августе 2024 года — чемпионат России по легкой атлетике.
В 2024 году в городе завершился масштабный проект по рекультивации Широкореченского полигона твердых бытовых отходов в рамках федерального проекта «Чистая страна» нацпроекта «Экология».
2023 год был юбилейным для Екатеринбурга, город отметил
Реализация национальных проектов остается приоритетной задачей для органов местного самоуправления. Екатеринбург готов принять участие и в новых, запуск которых планируется в 2025 году.
— Востребованы ли в Екатеринбурге инструменты инфраструктурного меню?
— Конечно. Мы используем все предоставляемые возможности. Для реализации инфраструктурных проектов мы активно используем механизм привлечения бюджетных кредитов. Как мы все знаем, отбор таких проектов осуществляется на конкурсной основе в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ. С 2022 по 2023 год в районах новой застройки Екатеринбурга реализовано четыре инфраструктурных проекта. В сфере дорожной инфраструктуры это строительство и реконструкция улично-дорожной сети в Академическом районе, планировочном районе «Юг Центра» и жилом районе «Солнечный». В сфере коммунальной инфраструктуры — строительство коллектора хозяйственно-бытовой канализации по улице Татищева. В 2024 году бюджетный кредит использован для строительства улицы Водоемной.
Хочу отметить, что инфраструктурные проекты — это ключевой инструмент, позволяющий городу оставаться на передовых позициях по вводу жилья, а также развитию новых территорий.
— Вы упоминали транспортную реформу. Речь идет о переводе с 1 августа перевозчиков электротранспорта на брутто-контракты?
— Все верно. Екатеринбург — крупный мегаполис с населением более 1,5 миллиона жителей. Мы всегда приветствуем проведение у нас масштабных международных, всероссийских и региональных мероприятий, что влечет за собой развитие внутреннего туризма. С каждым годом увеличивается количество приезжающих в наш город. Так, в 2023 году число гостей составило более 1,7 миллиона человек, а за семь месяцев текущего года Екатеринбург посетило уже более 1,1 миллиона человек. Наша задача — обеспечить и жителей, и гостей города качественными услугами общественного транспорта.
Новые контракты позволят транспортным предприятиям получать фиксированную плату за каждый пройденный километр. Мы внимательно изучили опыт других муниципалитетов и ожидаем, что применение принципиально нового подхода к оплате работы транспортников позволит предприятиям решить ряд наиболее острых проблем. Прежде всего я имею в виду сокращение дефицита кадров, обновление и ремонт подвижного состава. Реформа должна дать экономический эффект для организаций, оказывающих в городе транспортные услуги.
Одним из направлений улучшения транспортной работы стало принятие совместного решения администрации города и руководства ЕМУП «Гортранс» о повышении с начала сентября текущего года заработной платы сотрудникам «Гортранса» на 30 процентов. Это позволит снизить сложившийся кадровый дефицит водителей, увеличить выход транспортных единиц на линию, сократить интервал движения подвижного состава. Мы надеемся, что вводимые меры приведут к увеличению доходов предприятия и дадут возможность привести в нормативное состояние технику.
При увеличении фактической численности водителей обслуживание маршрутов общественного транспорта будет осуществляться необходимым количеством транспортных средств, предусмотренным муниципальными контрактами. Но пока мы в начале пути. Сейчас мы ведем мониторинг изменений в транспортной работе, отслеживаем, как меняется ситуация в предоставлении услуг и финансовая устойчивость транспортных организаций.
— Следующие на очереди — автобусы?
— Результаты работы электротранспорта дадут нам первый опыт. Сейчас мы только обсуждаем следующий этап — переход на организацию транспортного обслуживания населения городским автомобильным транспортом по системе брутто-контрактов. Но это не значит, что мы не работаем в других направлениях.
Начиная с 2020 года в городе идет активный процесс обновления подвижного состава городского общественного транспорта. На условиях софинансирования из федерального бюджета, бюджета Свердловской области и бюджета города Екатеринбурга уже приобретены 182 современных экологичных низкопольных автобуса и 50 троллейбусов большой вместимости с увеличенным автономным ходом. Каждая машина прошла необходимую техническую подготовку: установлены валидаторы, камеры видеонаблюдения, кондиционеры и обогреватели, обеспечивающие комфорт пассажиров в любую погоду. В 2024 году планируем продолжить обновление подвижного состава.
— Андрей Александрович, пользуясь случаем, хочу поздравить вас с победой во Всероссийском конкурсе «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами» в номинации «За эффективное применение цифровых технологий и развитие системы управления муниципальными финансами». Что, на ваш взгляд, из внедренного в городе было самым главным?
— Екатеринбург всегда активно участвовал в процессах внедрения цифровых технологий. Еще в 2019 году мы принимали участие в деятельности подгруппы «Цифровые технологии управления бюджетом» Госсовета РФ. Она была создана для разработки предложений по совершенствованию механизмов управления бюджетным процессом, в том числе внедрения цифровых технологий на региональном и муниципальном уровнях. Это был интересный опыт. Мы получили возможность участвовать в решении важнейших вопросов, общаться с методологами федерального уровня в сфере цифровизации бюджетного процесса.
Возвращаясь к вашему вопросу, хочу отметить, что важным было все. Сегодня у нас создано единое информационное пространство, которое охватывает все этапы бюджетного процесса муниципального образования, от планирования до сдачи отчетности. Мы продолжаем интегрировать наше информационное пространство с государственными информационными системами. Сейчас активно развивается единая система управления государственными и общественными финансами РФ, появляются новые сервисы и технологические решения, поэтому одной из наших задач является максимальная интеграция муниципальных информационных систем с ГИИС «Электронный бюджет».
Город принимает активное участие в пилотных проектах Федерального казначейства. В частности, Екатеринбург вошел в состав участников первого этапа по переходу на новый порядок администрирования и распределения доходов бюджетов бюджетной системы страны в подсистеме управления доходами «Электронного бюджета».
— Расскажите о ваших целях на будущее в сфере ИТ?
— Важнейшей задачей для нас является импортозамещение программных продуктов, применяемых в бюджетной сфере, для обеспечения технологической независимости и безопасности информационной инфраструктуры. Но это необходимый минимум. Есть и более амбициозные задачи.
Еще недавно внедрение искусственного интеллекта во все сферы человеческой жизни казалось далеким будущим. Но уже сегодня ИИ становится частью профессиональной деятельности людей. Его применяют в образовании, в медицине, транспорте и логистике, в бизнесе и торговле. Поэтому считаю, что такое достижение человечества необходимо использовать для повышения эффективности нашей работы в части управления общественными финансами. Например, создать чат-бот для быстрого построения отчетов, получения аналитической информации, встроить в программные комплексы интерфейс по обслуживанию и обучению пользователей. На начальном этапе возможно создание робота-помощника для работы с нашими сайтами и порталами для облегчения поиска необходимой информации.
— В завершение нашего разговора хотелось бы обсудить проекты, которые выбирают сами екатеринбуржцы. Уже несколько лет подряд в рейтинге Минфина России Екатеринбург входит в число муниципалитетов — лидеров по развитию инициативного бюджетирования. Как смогли этого достичь?
— За последние годы в Екатеринбурге наработана достаточно богатая практика использования механизмов инициативного бюджетирования. С 2018 по 2023 год в городе реализовано 293 проекта на общую сумму 160,8 миллиона рублей, из них 70,1 миллиона рублей — средства инициативных групп.
Первый опыт реализации проектов инициативного бюджетирования в городе был в 2018 году в рамках участия в региональном конкурсе проектов, который проводило Министерство экономики и территориального развития Свердловской области. Для области это также был первый опыт инициативного бюджетирования, и хочу отметить, что из 19 проектов, прошедших конкурсный отбор, 11 были представлены Екатеринбургом.
Уже на следующий год мы организовали свой муниципальный конкурс «Екатеринбург, предлагай». При администрации города был создан муниципальный проектный комитет и районные общественные комиссии, которые и осуществляют отбор проектов. На сегодня это самая обширная практика реализации инициативных проектов: 200 проектов из 293 воплощено в жизнь именно в рамках использования этого механизма.
Еще один, третий механизм инициативного бюджетирования, запущенный в Екатеринбурге в 2022 году, — это конкурс инициативных проектов граждан, в основу которого заложены нормы статей 26.1 и 56.1 Закона № 131‑ФЗ[1]. Эта практика отлична от первых двух, поскольку проект вносится в гордуму и подразумевает проведение опроса жителей о целесообразности его реализации, но доля, финансируемая городом, доходит до 70 процентов.
Сегодня наши жители предлагают к реализации проекты различной направленности: в сфере спорта, массового отдыха и благоустройства, в сферах образования и культуры. В 2024 году мы продолжаем активно взаимодействовать с горожанами в рамках инициативного бюджетирования. В частности, проведено 13 опросов, реализуются 60 проектов на сумму 51 миллион рублей. Из них 14 миллионов рублей привлечено за счет инициативных групп. Кстати, для проектов инициативного бюджетирования мы создали портал инициатива.екатеринбург.рф, с помощью которого активные жители могут принять участие в решении вопросов местного значения.
Подготовила А. Ю. Ольховая
[1] Федеральный закон от 06.10.2003 № 131‑ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».