Версия для печати 289 Материалы по теме
Подходы к осуществлению государственного финансового контроля: история и современность

Вызовы времени определяют тенденции развития внутреннего государственного финансового контроля, влияют на подходы к его осуществлению. Для каждой эпохи характерны свои уникальные инструменты. Тем не менее цикличность проявляется как в экономической, так и в финансово-бюджетной сфере, в том числе и в контрольно-ревизионном деле. И сегодня определенные механизмы государственного финансового контроля, созданные в прошлом, не теряют актуальности и, модернизируясь, находят применение.

Эли Абубакарович Исаев, заместитель руководителя Федерального казначейства, заведующий кафедрой «Финансовый контроль и казначейское дело» Финансового университета при Правительстве РФ, доктор экономических наук, заслуженный экономист РФ, доцент

Ключевая идея государственного финансового контроля, связывающая между собой различные временные периоды — от царских времен до современности, — сформирована в XIX веке. Выдающийся государственный и общественный деятель, государственный секретарь Российской империи М. М. Сперанский предложил концепцию триединства финансовой системы: для эффективного функционирования финансового аппарата государства необходимо единство в работе трех главных частей управления финансами — Министерства финансов, Государственного казначейства и Главного управления ревизий государственных счетов — Государственного контроля[1]. Современное единство внутреннего государственного финансового контроля и казначейских функций под кураторством главного финансового органа страны подтверждает справедливость новаторских подходов XIX столетия.

Истоки

Идея, сформулированная в XIX веке и определившая положение внутреннего государственного финансового контроля на несколько столетий вперед, основана на ретроспективном подходе — изучении контрольного опыта. Она находила отражение в деятельности первых учреждений с контрольными функциями еще во второй половине XVI века. Так называемые приказы заведовали сбором доходов по различным направлениям, они же осуществляли хранение государственных ресурсов и дальнейший контроль за их расходованием. Таким образом, еще в XVI веке зародилась взаимосвязь «сбор в казну — расходование — контроль за расходованием», что можно считать предтечей идеи Сперанского о единстве Минфина, казначейства и государственного финансового контроля.

С централизацией управления во второй половине XVII века возросла необходимость государственного финансового контроля, и эта задача была возложена на Счетный приказ. В период его функционирования государственный финансовый контроль представлял собой проверку по приходно-расходным книгам прихода, расхода и остатков денежных сумм в центральных учреждениях. Тогда обозначились подходы к определению бюджетного ущерба и суммы средств, назначенных к его возмещению. Так, именной указ царя Алексея Михайловича, предусматривающий боярский приговор о взыскании «начотных денег и ефимков», свидетельствует о применении бюджетной меры принуждения — начетных денег[2]. Механизм возмещения ущерба не утратил своей актуальности и в дальнейшем — в советское время органы государственного финансового контроля аналогично производили денежный начет.

В имперскую эпоху государственный контроль за сбором и расходованием государственных средств осуществлялся в форме ревизии (проверки) счетов всех государственных доходов и расходов в деньгах и вещах. Кроме того, контрольно-ревизионные органы, которыми поочередно выступали Ближняя канцелярия, Ревизион-коллегия и Ревизион-контора, контролировали правильность оформления этих счетов.

Поделиться