С 2022 года Федеральное казначейство реализует полномочие по проведению бюджетного мониторинга в отношении участников казначейского сопровождения. С 2026 года эта практика расширится, казначеи планируют перейти к проведению казначейского мониторинга при открытии лицевых счетов получателям средств из бюджета и при проведении операций всеми участниками системы казначейских платежей.
Сергей Сергеевич Черемисин, заместитель начальника Управления бюджетного мониторинга Федерального казначейства
Бюджетный мониторинг
Федеральным законом от 1 июля 2021 года № 244‑ФЗ внесены изменения в Бюджетный кодекс, в соответствии с которыми появился новый инструмент бюджетных правоотношений — бюджетный мониторинг в системе казначейских платежей. В статье 6 Бюджетного кодекса дано определение бюджетного мониторинга в системе казначейских платежей — это деятельность Федерального казначейства по своевременному предупреждению и предотвращению финансовых нарушений участников системы казначейских платежей.
Казначейство России проводит бюджетный мониторинг при открытии лицевого счета участнику казначейского сопровождения и при осуществлении операций на этом лицевом счете. Бюджетный мониторинг представляет собой аналог системы внутреннего контроля, который существует в любой кредитной организации и реализуется в рамках Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115‑ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и иными документами Росфинмониторинга и Банка России.
В рамках своей системы внутреннего контроля кредитная организация при открытии расчетного счета или при проведении на нем операции реализует принципы «Знай своего клиента» и «Знай платежи своего клиента». То есть по критериям, разработанным Росфинмониторингом и Банком России, кредитная организация идентифицирует своего клиента, а также оценивает его операции. По результатам проведенной оценки она имеет возможность как приостанавливать или даже отказывать в проведении одной операции, так и блокировать счет клиента полностью.
Именно эти принципы и реализует Казначейство России при открытии лицевого счета участнику казначейского сопровождения и при осуществлении операции на нем при проведении бюджетного мониторинга. При этом проведение бюджетного мониторинга — это исключительное полномочие Федерального казначейства. Даже если участник казначейского сопровождения открывает лицевой счет в финансовом органе субъекта Российской Федерации или муниципального образования и проводит операцию на этом лицевом счете, то бюджетный мониторинг будет проводиться именно Федеральным казначейством, а не финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала «Бюджет»
Оформить подписку Войти