Сфера образования является одной из ключевых в Оренбургском районе, и руководство муниципалитета уделяет ей особое внимание. По мнению властей, ее можно назвать системообразующей, ведь она помогает решать многие социальные вопросы и объединять жителей. О том, какие инновационные проекты в сфере образования реализует Оренбургский район, мы поговорили
с заместителем главы администрации по социальным вопросам — начальником Управления образования Марией Вячеславовной Слабоспицкой.
— Мария Вячеславовна, район успел в срок подготовить образовательные учреждения к новому учебному году?
— Безусловно. В конце августа комиссия по приемке учебных заведений завершила свою работу. Все образовательные организации, в том числе дошкольные и учреждения дополнительного образования, традиционно приняты к началу нового учебного года. Хочется особо отметить очень большую работу, которую накануне 1 сентября проделали сотрудники образовательных организаций. Это руководители, педагогические и трудовые коллективы школ. Свою лепту внесли и родительская общественность, и, конечно же, главы муниципальных образований. Сегодня мы видим результат плодотворного и большого труда команды Оренбургского района.
В районе особенное отношение к образованию, к условиям, которые создаются для наших детей. Это посыл главы района В. Н. Шмарина. Он всегда подчеркивает ключевое значение этой сферы, называет ее системообразующей, цементирующей, объединяющей.
Хочется рассказать об очень интересных находках в создании образовательной среды, которые отметила комиссия. В учебных заведениях появляется много цветов, ярких красок, обновленных помещений. Открываются новые центры образования «Точка роста» — их в районе уже скоро будет 31. На базе школ будет проходить реализация инновационных проектов. Например, в Южноуральской школе создается Центр цифрового образования, в Подгороднепокровской школе — муниципальная точка работы с беспилотными летающими аппаратами. Открывается класс, в котором ребята будут учиться управлять беспилотниками. Реализация программы стала возможной благодаря национальному проекту «Беспилотные авиационные системы». Учебное заведение располагает и помещением, и кадровым потенциалом, и необходимыми условиями.
Одно из самых радостных для нас событий наступающего учебного года — открытие нового здания Нежинского лицея. Он был переполнен в три раза. Лицеисты ютились в одном здании с воспитанниками Детской школы искусств. Было множество обращений от родителей. На данный момент созданы все условия для того, чтобы ребята учились в комфорте, в среде, отвечающей всем современным нормам. Накануне открытия шли активные подготовительные работы. И уже 2 сентября новое здание лицея было введено в эксплуатацию.
А Детская школа искусств села Нежинка теперь будет полностью распоряжаться своим помещением. Мы рады отметить, что желающих заниматься в ней очень много: родители с удовольствием отдают детей обучаться музыке, хореографии, прикладному творчеству. Другие здания музыкальных школ, учреждений дополнительного образования к приему учащихся также готовы к началу учебного года.
— Как в Оренбургском районе обстоят дела со спортом? Подготовлены ли спортивные площадки к приему учащихся?
— Все стадионы готовы, футбольные поля, спортивные сооружения отремонтированы и проверены. Тут следует сказать, что в этом году мы планируем максимальное вовлечение родителей в школьно-спортивные клубы. В этих объединениях занимаются до 90 процентов школьников, и мы очень надеемся, что родители услышат наш призыв и присоединятся к детям. Базы школьно-спортивных клубов созданы во всех школах и открыты для новых посетителей.
С 1 января 2025 года мы принимаем на баланс физкультурный комплекс с бассейном «Гелиос» в селе Павловка и надеемся, что с третьей четверти для детей будут организованы занятия по плаванию. Мы видим, какая пугающая статистика по погибшим на воде, и понимаем, что научить детей плавать очень важно.
— Вам удалось привести в порядок все работающие общеобразовательные учреждения, а что нового ждет школьников района после 1 сентября?
— С нового учебного года в рамках работы с высокомотивированными детьми по подготовке к олимпиадам мы планируем возобновить наши выездные сессии на каникулах. Будем арендовать детские лагеря, вывозить туда талантливых ребят, тьюторов, проводить интеллектуальные игры и занятия.
Также с 1 сентября в школы вернулся предмет «Труд (технология)», и мы готовы к проведению таких занятий. Дело в том, что теперь он будет проходить в совершенно новом формате, поскольку учить школьников шить передники и готовить салаты сегодня недостаточно. На сегодняшний день концепция предмета объединяет несколько модулей: это и информационные технологии, и дизайн, и ландшафтный дизайн, и различные практики для детей XXI века. В нашем районе для обновленного предмета есть вся материально-техническая база и кадры.
— Ранее урок труда был отдельно для девочек и для мальчиков. Сейчас школьников делят на группы?
— Программа разработана без гендерного разделения. В классах с большой наполняемостью возможно деление на группы, но программу должны освоить и мальчики, и девочки. В ней предусмотрены традиционные занятия по шитью, приготовлению и технологии питания, работе с инструментами. Интересный факт: сейчас девочки с удовольствием работают лобзиком, а мальчики готовят.
— Организована ли профориентационная работа со школьниками?
— Мы продолжим развивать это очень большое направление. У нас есть своя наработанная система и партнеры. Среди них все ведущие вузы региона: Оренбургский государственный университет, аграрный, педагогический, медицинский университеты, а также Оренбургский аграрный колледж имени В. Д. Чердинцева, Центр занятости населения города Оренбурга и Оренбургского района, Министерство труда и занятости населения Оренбургской области.
Ребята продолжат знакомиться с различными профессиями, как востребованными сегодня, так и новыми, развивающимися: в строительной отрасли, в биоинженерии, предпринимательстве. В рамках проектов «Профминимум», «Билет в будущее», «ПроеКТОриЯ» мы помогаем обучающимся сделать выбор будущей профессии.
Очень качественно в наших школах проходят уроки предпринимательства. Спасибо большое нашим коллегам, прежде всего М. В. Витовой, заместителю главы администрации Оренбургского района по финансово-экономическим вопросам — начальнику финансового управления. Она помогает нам найти интересных людей, которые своим примером показывают ребятам, что предпринимательство — это увлекательная и очень востребованная сфера деятельности.
— Сегодня как никогда актуальны знания по информационной безопасности. Будут ли проходить в школах уроки по этому направлению?
— Да, уроки по финансовой грамотности и информационной безопасности — серьезный блок, которым мы системно занимаемся. И это касается не только детей и родителей. Мы доходим до бабушек и дедушек — самой уязвимой части общества. Просим ребят все, что они узнают о мошенничестве, способах борьбы с ним, передавать своим родным, предостерегая о рисках.
— В Оренбургском районе ведется активная работа с семьями. Будет ли она продолжена?
— Да, это одно из приоритетных направлений и в прошедшем, и в наступившем учебном году. Особое внимание будет уделено детско-родительским отношениям, службе медиации. В последнее время мы видим снижение конфликтов внутри образовательных организаций, но, к сожалению, наблюдается увеличение конфликтов внутри семей. Только специалисты могут помочь наладить семьям межличностные отношения. Многим семьям нужна поддержка. Формы родительского всеобуча, которые действовали
Продолжит работу и клуб приемных семей, который действует уже третий год. В рамках его работы мы собираем такие семьи, проводим соревнования (у нас есть даже победители областных конкурсов), привлекаем к участию в крупных мероприятиях, посвященных государственным и религиозным праздникам. Это тоже особая категория семей, нуждающаяся в поддержке. И мы уже видим результаты нашего труда: семьи готовы к диалогу, взаимообмену, родители живо откликаются на инициативы и с удовольствием делятся своим опытом. А главное: значительно снизилось количество отказов в приемных семьях.
Отдельное направление — работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В этом году мы организовывали летнюю смену в школе «Ясень» поселка имени 9 Января, которая построена с учетом требований доступности для детей с ОВЗ и является базовой для проведения мероприятий для таких ребят. Разработана специальная программа, благодаря которой одновременно занимаются и ребенок, и родитель. В лагере дневного пребывания дети взаимодействуют со сверстниками, а мамы могут поговорить с тьюторами по поводу психологической разгрузки, получить консультации по социальной адаптации, выплатам.
Нас очень радует, что число семей, принимающих участие в наших программах, растет год от года. Родители не боятся приходить в школу, приводить детей. Большинство ребят с ОВЗ находятся на домашнем обучении и общаются со сверстниками довольно редко.
— Как воспринимают такое общение обычные школьники?
— Абсолютно спокойно. Даже не знаю, на кого лучше влияет общение: на детей особенных или на детей здоровых. Они вдруг начинают понимать, что есть ребята, у которых больше проблем в жизни, чем отсутствие дорогого телефона. На занятиях мы никак не разделяем детей, простые ребята на равных взаимодействуют с детьми с ОВЗ.
Мы радуемся за них, потому что обычные школьники в этом взаимодействии раскрываются совершенно по-новому. Ведь у каждого в душе есть порыв делать что-то хорошее, помогать ближнему. Интересно наблюдать, как ребенок раскрывается в доброте своей, в заботе, будучи в обычной жизни таким «ежиком». Как правило, дети со сложным характером откликаются на беду легче всего. И конечно, отрадно видеть, как ребенок с ОВЗ, у которого очень много сложностей в жизни, улыбается и вместе с ним улыбается его мама. Это непередаваемое ощущение для тех, кто работает с семьями.
— Расскажите, пожалуйста, развивается ли в школах района социальное проектирование?
— Социальное проектирование — основополагающая деятельность, которая дает возможность школьникам реализовать свои идеи и улучшить среду, в которой они находятся. Именно об этом мы говорили на августовском совещании педагогов.
Школьники Оренбургского района активно участвуют в конкурсах, представляют множество разработок. Ребята выигрывают серьезные средства и решают проблемы внутри своих учебных заведений. Реализация социальных проектов становится возможной благодаря участию во всероссийских конкурсах: «Я — гражданин России», «Моя страна — моя Россия», «Православная инициатива» и других. Кроме того, третий год работает муниципальный проект «Школьный бюджет». Успешно реализованные проекты позволили, например, в Приуральской школе общими усилиями ребят, педагогов и родителей сделать гардероб, в Нежинском лицее — оборудовать читальный зал. В каждой школе Оренбургского района своя изюминка. И мы с гордостью говорим о том, что наши ребята с энтузиазмом принимают участие во множестве проектов и готовы к новым инициативам.
Подготовила М. С. Михайлова