Версия для печати 86 Материалы по теме
Репортаж с Московского финансового форума

Изменения в налоговой системе и социальная справедливость


С 2025 года вступают в силу изменения налоговой системы, включающие расширение диапазонов для применения упрощенной системы налогообложения, амнистию для бизнеса, отказавшегося от дробления, а также сокращение налоговой нагрузки на семьи с детьми и введение многоступенчатой прогрессивной шкалы НДФЛ. Федеральной налоговой службе предстоит принять свыше 30 НПА, которые легализуют нововведения. Как они изменят жизнь налогоплательщиков, обсудили эксперты Московского финансового форума на панельной сессии «Налоговая система 2025. Курс на справедливость».

Руководитель экспертного центра по налоговой и бюджетной политике общероссийской общественной организации «Деловая Россия», директор Центра налоговой политики экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, член Общественного совета при ФНС России К.М. Никитин на правах модератора сессии отметил, что беззаявительная амнистия, новые параметры упрощенной системы налогообложения, новая прогрессивная шкала НДФЛ вместе с новыми вычетами и механизмом кэшбэка достаточно специфичны, и очень важно, чтобы они отвечали критериям социальной справедливости.

«Слово «справедливость» в каждом обществе и в каждом человеке отзывается по-разному, — отметил руководитель ФНС Д.В. Егоров. — И в нынешние время, безусловно, мы серьезно ориентированы на социальную помощь и, прежде всего, помощь семьям с детьми. Это, наверное, одно из самых фундаментальных изменений».

Он сообщил, что для семей с двумя и более детьми, у которых подушевой доход составляет меньше 1,5 минимального размера оплаты труда, ставка на НДФЛ будет снижена до 6%. Также ставки по подоходному налогу будут повышены для 2 миллионов человек, но при этом будет оказана помощь семьям с детьми. Социальные выплаты затронут 18 миллионов человек.

Егоров рассказал, что в этом году впервые возникла ситуация, когда граждане с доходов по депозитам должны платить подоходный налог, когда на уплату налогов нужно откладывать деньги. «Это нам незнакомо, а все, что незнакомо, всегда несет за собой риски», — подчеркнул руководитель ФНС. Вместе с внедрением прогрессивной шкалы налогообложения это ставит перед Федеральной налоговой службой новые задачи. Процессы значительно усложняются, поскольку информация поступает уже не только от работодателей. Поэтому ФНС предстоят серьезные инвестиции в разработку сервисов. Он также сказал, что, говоря о дроблении бизнеса, переход с инкрустацией НДС и повышением порогов по упрощенной системе налогообложения — это та точка, которая даст очень многим возможности изменить модель поведения. Амнистия создаст достаточный комфорт для налогоплательщиков, которые уже сейчас могут выйти на новые правила.

«Все согласились с тем, что амнистия имеет право на существование с точки зрения юридической логики. И налоговая с этим согласилась, и министерство финансов, но и самое главное согласилось Федеральное собрание. Это тоже вклад в общую копилку справедливой налоговой системы и справедливого администрирования. Поэтому, что касается амнистии и дробления, ключевой вопрос — это разъяснение и, в том числе, возможность апелляции о досудебном урегулировании», — пояснил он.

Президент «ОПОРЫ России» А.С. Калинин высказался по поводу режима самозанятого, который позволяет работать «в серую» и к которому остается много вопросов. Открытие ИП на УСН, по его словам, прекрасная альтернатива. Также необходимо распространить специальный налоговый режима автоматического УСН на всю страну. «Во многом это революция, которую совершила Федеральная налоговая служба во взаимоотношениях микробизнеса и налоговой. Фактически за эти предприятия все налоги считает ФНС, снимает все риски — там практически нет отчетности. Не нужно держать бухгалтера и бояться, так или не так посчитал. Такого нет ни в одной другой стране. Принятие соответствующего законопроекта в ближайшее время позволит регионам до 30 ноября принять соответствующие законы на своем уровне», — сообщил Калинин.

«Наше убеждение состоит в том, что одним из ключевых принципов социальной справедливости является предсказуемость фискальной политики, поскольку она позволяет действительно надолго просчитать баланс интересов, реализовать принцип, когда добросовестные предприниматели платят существующие налоги и могут спланировать их на будущее. Старая система, которая действовала в прошлом году, могла приводить к налогообложению убытков. Сейчас же мы добились того, чтобы налогом облагались финансовые результаты», — сказал А.Н. Шохин, президент Российского союза промышленников и предпринимателей. Он добавил, что РСПП готов воспринимать схему 2025 года не как застывшую, а как пилотный экспериментальный режим, который будет нуждаться в доработке.

Статс-секретарь — заместитель министра финансов РФ А.В. Сазанов подчеркнул, что оценивать справедливость тех мер, которые приняты, трудно, пока не будет понятно, на что были потрачены дополнительные деньги. Инвестиционный ресурс в любой экономике ограничен, и он всегда перераспределяется между бизнесом и государством, в том числе за счет налогов. «В определенные моменты, когда потребность государства в инвестициях больше, происходит их смещение в сторону государства, таков вызов момента. И мы на него отвечаем налоговыми решениями, которые были приняты в этом году», — прокомментировал Сазанов.

Резюмируя дискуссию, глава налоговой службы страны заявил, что крупнейшие изменения в налоговых системах XX века происходили во время Первой и Второй мировых войн. «С этой точки зрения я хочу, в первую очередь, пожелать нам всем, чтобы у нас была только точечная донастройка налоговой системы — и сейчас, и в будущем. И чтобы этим мы и ограничились», — сказал Егоров.

  • В России отмечается практически отрицательная безработица: вакансий гораздо больше, чем людей, которые эти вакансии могут получить. Поэтому сейчас рынок труда — это рынок работника, который во многом диктует условия. И ему зачастую выгоднее получать социальные пособия, чем показывать свой доход. Так сегодня работают многие предприниматели.


Цифровое будущее бюджета: технологии и эффективность


Указ президента от 7 мая текущего года № 309 определил национальные цели страны на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года. В их числе — цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы. Эксперты Московского финансового форума, прошедшего в столице в конце октября, в ходе сессии «Цифровое будущее бюджета» попытались заглянуть на 12 лет вперед и определить основные достижения и приоритеты цифровизации в бюджетной сфере.

Итоги десятилетия

Первый заместитель министра финансов РФ И.А. Окладникова подчеркнула, что уже сейчас просматриваются отдельные тенденции будущего бюджетной сферы, такие как рост объема хранимой и обрабатываемой информации. За предшествующие 10 лет они значительно выросли, а к 2036 году могут достигнуть колоссальных размеров. «Цифровые технологии — это один из ключевых драйверов совершенствования государственного управления. И цифровая трансформация общественных финансов, которая охватила сейчас бюджеты всех уровней и помогает нам обеспечивать оперативность, качество как исполнения бюджета, так и предоставляемой отчетности, улучшила управление общественными финансами, повысила доверие к этому управлению», — сказала замминистра.

По ее словам, в настоящее время идет разработка концепции повышения эффективности бюджетных расходов, которая должна определить векторы дальнейшего развития для сферы общественных финансов до 2030 года. Параллельно Минфин реализует проект по созданию новой версии системы «Электронный бюджет».

Оценивая текущий уровень цифровой зрелости государственного управления, руководитель Федерального казначейства Р.Е. Артюхин отметил, что сегодня это не просто автоматизация существовавших каких-то бизнес-процессов, это именно цифровая трансформация. Все 52 органа власти, находящиеся под управлением правительства РФ, взаимодействуют на одной платформе, в одной системе. В том числе система закупок продвинулась вперед благодаря именно платформенному решению.

Уже сейчас будущее можно отследить по так называемым действующим аттракторам, сказал Артюхин. Такого рода новой, образующейся сущностью является переход бюджетного процесса от управления бюджетом к управлению результатами. Поэтому бизнес-процессы ждет еще большая автоматизация. Они, по сути, станут незаметными, мгновенными, быстрыми.

Еще один эксперт форума Е.Ю. Зяббарова, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента финансов города, рассказала, что столичные власти развивают электронные сервисы уже более 12 лет. Сегодня Москва является одним из самых современных и высокотехнологичных мегаполисов мира. Уровень цифровой зрелости в ее государственном управлении высокий, и лидирующие позиции в независимых и национальных, и международных рейтингах подтверждают это. Сегодня каждая городская отрасль имеет собственную технологическую платформу, с помощью которой происходит как управление самой отраслью, так и предоставление сервисов горожанам и другим конечным потребителям.

«Оглядываясь на 10−15 лет назад, скажу, что изначально мы предполагали автоматизировать полномочия финансового органа, но в результате создали большую цифровую экосистему для всего города, для всех участников бюджетного процесса. Современные сервисы и, безусловно, интеграция как с городскими, так и с федеральными системами вывела скорость и качество бюджетного процесса в Москве на другой уровень», — сообщила Зяббарова.

Цифровизация процессов избавила столичные власти от бумажного документооборота, позволила создать цифровые рабочие места с режимом 24 на 7, с возможностью формировать электронные документы, контролировать их исполнение, получать обратную связь в режиме онлайн. Также кратно увеличилась скорость платежей в Управлении Федерального казначейства г. Москвы, повысилась производительность труда, что помогло оптимизировать штатную численность.

Еще один важный момент — это масштабный проект Москвы по созданию системы анализа платежей организаций. За прошедшие 10 лет объем хранимой и обрабатываемой информации столичного правительства увеличился в 12,5 тысячи раз. Так же кратно выросли объемы информации в Департаменте финансов. Но благодаря созданной экосистеме в едином контуре объединяются ресурсы Федеральной налоговой службы, Федерального казначейства, Банка России, ЕГРЮЛ и происходит автоматизированное поступление и обработка big data о платежах плательщиков. Это позволило не только проводить отраслевой анализ поступлений в городскую казну, но и строить модели прогнозирования.

«Цифровизация вывела на новый уровень и вопросы открытости бюджетных данных. Сегодня, благодаря автоматизированным системам получения и обработки информации из рабочих систем Департамента финансов, на портале «Открытый бюджет» на ежедневной основе публикуют данные, причем очень детализированные данные об исполнении бюджета. Это живая картина о реальном наполнении и расходовании средств городской казны», — подчеркнула руководитель Департамента финансов Москвы.

Новые задачи

По словам Д.В. Егорова, руководителя Федеральной налоговой службы, основа деятельности ФНС — следование принципам клиентоцентричности, для соблюдения которых необходимы цифровые профили клиентов, а для них в свою очередь — единое информационное пространство. Предиктивное управление рисками при проведении операций требует роботизации процессов, только так могут быть оказаны качественные услуги. И все это невозможно без управления большими данными. «Нам нужно очень серьезно задуматься о том, на каких платформах, на каких сервисах мы строим свои информационные системы. Потому что, в отличие от многих государств, нам теперь предстоит не строить, а перестраивать архитектуру таких систем. Это тяжелая рутинная работа», — сказал Егоров.

Зяббарова выделила новые проекты, которыми занимается московское правительство. Во-первых, это внедрение технологии искусственного интеллекта, в том числе, в рамках работы сервиса «Цифровой помощник финансиста», который использует машинное компьютерное зрение и применяется при санкционировании операций участников казначейского сопровождения. Конечно, пока на подстраховке у этого «цифрового помощника» стоит реальный, живой казначей. Но в процессе обучения ИИ делает все меньше ошибок, и сегодня показатель точности обработки данных составляет 90% и продолжает расти.

«Сейчас мы работаем над проектом быстрых платежей, в котором доверили работу алгоритму. Его задача — формировать и санкционировать платежные документы для оплаты государственных контрактов. Работа сервиса стала возможна благодаря бесшовной интеграции трех систем — системы казначейского исполнения, системы закупок и системы ведения учета, благодаря которым происходит автоматическая синхронизация данных от момента заключения контракта до его оплаты», — рассказала Зяббарова.

Следующий, крупнейший проект Москвы — это цифровая централизованная бухгалтерия, в рамках которой идет внедрение принципиально новой модели ведения централизованного бухгалтерского бюджетного учета для всех органов власти Москвы и для московских госучреждений. Особенность модели в том, что в ее основе лежит процессный подход. Учет фактов хозяйственной жизни построен на описании производственных процессов, к каждому из которых составлены технологические карты. Сегодня в Москве 830 технологических карт, и на их основе IT-специалисты уже создают программное обеспечение для ведения учета в организациях.

Первый заместитель председателя правления ПАО «Сбербанк» А.А. Ведяхин отметил, что уже сейчас технологии искусственного интеллекта происходят существенные изменения. Теперь нужно говорить о генеративном искусственном интеллекте и агентах, которые помогают решать задачи бизнеса и государства. AI -агент — это отдельная часть системы, специально обученная отвечать на конкретные вопросы и, главное, самостоятельно решать конкретные задачи. Сегодня агент ПАО «Сбербанк» работает на уровне 84% точности, а это значит, что порядка 80-84% рутинной работы можно поручить агенту. Когда AI-агенты берут на себя рутину, то у человека остается время для того, чтобы решать действительно творческие и интересные задачи.

Исполнительный директор ООО «МТС ИИ» Д.А. Марков зяявил, что в России сложилась неплохая ситуация с точки зрения функционирующих ИИ-моделей, которые созданы Сбербанком и Яндексом. В этом смысле наша страна независима от внешнего мира.

Эксперты сессии подчеркнули, что к 2036 году сектор государственного финансирования изменится коренным образом. Он будет гораздо эффективнее отвечать на динамичные изменения в обществе, что станет возможно благодаря ИИ и роботизированным системам. Они помогут принимать решения более эффективно, и, конечно, делать это быстрее.

М.С. Михайлова

Поделиться