Закупочные процедуры становятся все более открытыми, что, к сожалению, распахивает двери и для недобросовестных поставщиков. Заказчики стремятся минимизировать риски, и один из инструментов для этого — ЭКГ-рейтинг.
Андрей Вячеславович Кашутин, генеральный директор АО «Единая электронная торговая площадка» (Росэлторг)
Сегодня большинство мер в закупочном законодательстве направлено на создание конкурентной среды: открытые торги, спецторги субъектов МСП (торги с минимальным порогом вхождения). Электронные торговые площадки, со своей стороны, также способствуют снижению входного порога для участия в торгах. Уже сейчас зарегистрироваться на Росэлторге для участия в имущественных торгах можно через аккаунт в «Госуслугах», в ближайшее время это станет возможно сделать и через портал mos.ru. Личный кабинет в Росэлторг.ID открывает поставщикам доступ к работе сразу на нескольких торговых секциях.
Благодаря таким решениям огромное количество участников привлекается к закупочным процедурам, что, к сожалению, распахивает двери и для недобросовестных поставщиков. В этой точке мы встречаемся с парадоксом: если усложнить доступ к торгам через дополнительные проверки ради выявления мошенников, то вход станет более сложным и менее привлекательным для всех.
Недобросовестное поведение приводит к негативным последствиям для реализации электронных закупок и отрицательно влияет на конкурентную среду, а мы стремимся, наоборот, ее поддерживать. Чтобы не упустить добросовестного поставщика, но исключить участие недобросовестного, в Росэлторге действует интеллектуальная система анализа поведения пользователей и выявления мошенников, защищающая участников торгов от неправомерных действий на ЭТП.
Система проводит анализ участников по более чем 30 критериям, среди них: информация о сайте организации и/или электронной почте, данные о репутации юридического лица, наличие участника в Реестре недобросовестных поставщиков (РНП), проверка номера телефона в black-листе сотового оператора и др. По итогам этого анализа формируется отчет о действиях поставщика и отправляется на проверку в службу безопасности для вынесения заключения. За последние 12 месяцев по итогам нашей проверки более сотни сомнительных компаний были заблокированы.
Так мы боремся с поставщиками, совершающими неправомерные действия, то есть с мошенниками. Если вынести мошенников за скобки, то следующий вопрос, который остро встает у заказчиков, — это деловая репутация потенциального поставщика. Мы получаем много таких запросов от госкомпаний, работающих по 223‑ФЗ (десятки в квартал). Однако основная масса при этом все-таки приходится на коммерческие организации: в год у нас проходит несколько десятков тысяч коммерческих закупок, более того, их объем кратно растет каждый год.
Открытый доступ к информации и ее структурирование — залог успешной борьбы с недобросовестными участниками делового оборота
Именно заказчики среди коммерческих компаний при выборе потенциальных поставщиков особенно стремятся минимизировать риски, тем более в ситуации, где законодательных ограничений при выборе поставщика у них нет. Среди запросов бизнеса к поставщику: финансовая стабильность, репутация, отсутствие в списке РНП, данные о производителе, опыт, квалификация и множество других факторов. Одним из самых значимых на сегодня ответов на эти запросы стал ЭКГ-рейтинг, который предусматривает комплексную оценку субъектов предпринимательской деятельности. Росэлторг интегрировался с ним, и теперь мы предоставляем заказчикам данные ЭКГ-рейтинга поставщиков. Сейчас такую информацию на нашей площадке получают и госзаказчики, и госкомпании, но все-таки использовать его наиболее полноценно могут именно коммерческие организации.
Заказчики видят соответствующий индекс, а также место поставщика в ЭКГ-рейтинге, в списке предложений или в информации о заявителе (если это госзакупка). В планах — добавить просмотр собственного рейтинга для пользователей в личном кабинете Росэлторг.ID и в списке процедур при поиске торгов.
Мы также видим большой потенциал в том, чтобы в рейтинге учитывался параметр проведения коммерческими компаниями собственных закупок в электронном виде. Это однозначно свидетельствует о более высоком уровне прозрачности компании и, что не менее важно, значительно расширяет конкурентную среду в экономике.
Еще больше снизить вероятность заключения сделки с неблагонадежным контрагентом помогает инструмент, предложенный в 2024 году ФАС России и размещенный на сайте службы, — Реестр недостоверных сведений (РНС). Для более эффективного использования этого инструмента электронным торговым площадкам также необходимо интегрировать данные из реестра в повседневную закупочную деятельность, то есть автоматизировать этот процесс, чтобы сразу выделять на площадке поставщиков при их попадании в этот реестр.