Версия для печати 162 Материалы по теме
Тренды Финансового университета

15 ноября 2024 года было ровно три года, как Председатель Правительства РФ М. В. Мишустин назначил ректором Финансового университета при Правительстве РФ доктора экономических наук, профессора С. Е. Прокофьева. Станислав Евгеньевич всегда поддерживал тесную связь с университетом и наряду с работой в Федеральном казначействе на протяжении восьми лет возглавлял в нем кафедру «Государственное и муниципальное управление». Но должность ректора — это совершенно иной масштаб деятельности. О том, какие значимые изменения произошли в одном из ведущих вузов страны за эти три года и какие задачи и цели стоят перед ним сегодня, мы попросили рассказать ректора Финансового университета Станислава Евгеньевича Прокофьева.

Для меня большая честь и огромная ответственность возглавлять Финансовый университет при Правительстве РФ — авторитетный вуз с богатой историей и славными традициями. Напомню, в марте этого года Финансовый университет отметил юбилей — 105 лет со дня основания. И, пользуясь возможностью, хочу особые слова благодарности сказать в адрес моих предшественников — людей, которые всю свою жизнь посвятили Финансовому университету и внесли значимый вклад в его развитие и становление в качестве крупнейшего и авторитетнейшего научно-образовательного центра.

В первую очередь хочу выразить огромную признательность и глубочайшую благодарность А. Г. Грязновой, которая на протяжении 22 лет была ректором, и М. А. Эскиндарову, возглавлявшему вуз 15 лет. Отрадно отметить, что и сегодня эти выдающиеся люди продолжают трудиться в университете и всемерно содействуют его дальнейшему поступательному развитию.

Формируя тренды

Вступив в должность ректора, вижу свою задачу в том, чтобы, опираясь на предшествующий опыт вуза, постараться привнести новые перспективные направления в формирование современной научно-образовательной архитектуры университета. Мне бы хотелось, чтобы Финансовый университет был не только одним из флагманов отечественной высшей школы, но и стал именно тем вузом, который задает тренды отечественного образования и формирует его будущее.

Отмечу, что Финансовый университет — это не только самый большой экономический вуз в России, но и самый крупный вуз, готовящий специалистов в сфере экономики, финансов и управления, в Европе! Почти 70% из 55 тысяч наших студентов, обучающихся в головном вузе и в 27 филиалах по всей стране, проходят обучение именно по этим направлениям. А это значит, что наши выпускники во многом будут определять векторы социально-экономического развития нашей страны в будущем.

Понимая масштабность задач и возложенную ответственность, мы с командой ректората начали модернизацию вуза со стратегического позиционирования видения по профессиям, по которым мы готовим наших студентов, в горизонте следующих 10 лет. Находясь в непрерывном диалоге с работодателями, мы постарались ответить на вопрос, каким должен быть современный и будущий выпускник Финансового университета, чтобы быть востребованным на рынке труда, и какими знаниями и компетенциями он должен обладать, чтобы построить успешную карьеру в выбранной сфере — на госслужбе или в бизнесе.

Был сформирован новый состав попечительского совета Финансового университета — коллегиального органа, целью которого является содействие в решении в первую очередь стратегических задач развития университета. В него вошли выдающиеся выпускники нашего вуза, государственные деятели и ведущие представители бизнеса. Возглавил попечительский совет наш выпускник — министр финансов России А. Г. Силуанов. И конечно, не могу с благодарностью не отметить огромный вклад членов попечительского совета и его председателя в формирование и реализацию новой стратегии развития университета, определение модели его позиционирования и обеспечения долгосрочной конкурентоспособности.

Определяя контуры того, каким должен стать Финансовый университет в будущем, мы прежде всего постарались сформулировать форсайты профессиональных компетенций, личностного роста и развития, выработать наборы так называемых мягких навыков, которыми должны обладать наши выпускники. Исходя из этого видения, была разработана стратегия трансформации вуза и позиционирования его как ведущего научного, образовательного, инновационного, федерального и регионального кластера. Были выработаны уникальные тренды развития Финансового университета, определяющие его отличительные особенности и конкурентные преимущества. Эти изменения парадигмы развития вуза легли в основу нашего нового слогана: «Мы не следуем привычным трендам. Мы формируем новые!»

Подчеркну, ключевая специализация Финансового университета — финансы, управление и экономика. Все, что мы создаем, в основе своей имеет именно эту нашу специфику и важное конкурентное преимущество. Новые тренды охватывают все сферы жизни университета: модернизацию научно-образовательной деятельности, развитие инфраструктуры, формирование кадрового потенциала, цифровую трансформацию. Хочу чуть подробнее остановиться на пяти ключевых трендах модернизации Финансового университета.

Тренд первый: две квалификации

Убежден, что монопрофильные специалисты уже во многом вчерашний день, в крайнем случае сегодняшний, но точно не завтрашний. Современному финансисту уже недостаточно базовых профессиональных знаний, он должен обладать широким спектром дополнительных компетенций в смежных областях, уметь работать с большими данными и пользоваться цифровыми инструментами. И наш первый тренд — две квалификации в одном дипломе. Это принципиально новая образовательная модель, которая предусматривает сочетание разнонаправленных квалификаций. Вторая квалификация, как правило, должна быть в сфере ИТ.

В прошлом году мы вышли на приемную кампанию с шестью программами парных квалификаций, которые указываются в дипломе вуза. Сейчас их уже 30. Причем 12 реализуют филиалы вуза.

Тренд второй: два диплома

Развитие кооперационных связей и создание программ двух дипломов с отечественными вузами — лидерами в своих академических и образовательных сферах — второй тренд, заданный Финансовым университетом. В эту приемную кампанию мы запустили шесть кобрендинговых сетевых программ с ведущими российскими вузами, пять из них — программы двух дипломов.

Первое соответствующее соглашение мы заключили с одним из лучших инженерных вузов страны — МГТУ имени Н. Э. Баумана по подготовке специалистов по цифровизации финансовых продуктов и услуг. Это отличный пример академического симбиоза — обучение специалистов по направлению подготовки «Экономика» и «Информационные системы и технологии».

Создавая партнерские образовательные программы, мы предоставляем нашим студентам возможность за один нормативный срок обучения взять самое лучшее в двух топовых университетах нашей страны и получить оба их диплома. А в условиях растущей конкуренции получить вместо одной профессии две — весомое карьерное преимущество. Подчеркну, компетенции на стыке двух или трех областей — это будущее всех профессий, которые, полагаю, будут пользоваться устойчивым спросом на рынке труда.

Тренд третий: базовые кафедры

Третий тренд — углубление отраслевой и адресной специфики подготовки кадров. Для подготовки специалистов, максимально погруженных в специфику отрасли и работодателя, в Финансовом университете созданы базовые кафедры компаний — лидеров рынка и крупнейших банков (базовая кафедра ВТБ «Современная практика и технологии банковского бизнеса», цифровая кафедра Альфа-банка, базовая кафедра ПСБ и др.).

Также сейчас активно продолжается формирование базовых кафедр с органами государственной власти и управления. В прошлом году, например, на базе Финансового университета была открыта базовая кафедра Счетной палаты, и сейчас уже во время учебы наши студенты имеют возможность познакомиться с практикой работы этого ведомства, региональных контрольно-счетных органов и международным опытом внешнего государственного аудита.

Также в партнерстве с Роспатентом в вузе недавно была открыта базовая кафедра «Управление интеллектуальной собственностью». На ее базе будет сформирован центр компетенций в области создания, управления, охраны и коммерческого использования объектов интеллектуальной собственности. На факультете налогов, аудита и бизнес-анализа работает базовая кафедра ФНС России. На стадии формирования находятся базовые кафедры Минстроя и Минтруда России. Предметом большой гордости для нас является тот факт, что все эти новые кафедры согласились возглавить руководители соответствующих министерств и ведомств.

Базовые кафедры уже зарекомендовали себя как эффективный инструмент для подготовки практико-ориентированных специалистов, интегрированных в проблематику профильных отраслей. Поэтому мы продолжим работу по созданию новых отраслевых программ магистратуры, которые в рамках реализации новой суверенной модели высшего образования должны стать прообразом так называемой профессиональной магистратуры. Так, в ближайшей перспективе у нас будет открыта программа магистратуры «Экономика и финансы строительной отрасли», реализуемая совместно с базовой кафедрой Минстроя России и Казанским государственным архитектурно-строительным университетом, и программа магистратуры «Экономика и финансы здравоохранения» в партнерстве с Сеченовским университетом. При активной поддержке Банка России запускаем уникальный образовательный проект по финтеху «Финтех Хаб» и магистерскую программу по кибербезопасности в банковской сфере.

Тренд четвертый: студенческое ДПО

Студенческое дополнительное профессиональное образование (ДПО) — четвертый тренд Финансового университета и одно из его значимых конкурентных преимуществ. Не секрет, для того чтобы быть высоко востребованным специалистом, необходимо иметь широкий спектр профессиональных компетенций. И многие люди при трудоустройстве в престижные компании вынуждены платить немалые деньги за прохождение обучения по программам ДПО. А у наших студентов есть возможность получить дополнительную специальность и расширить свои компетенции уже во время обучения в вузе, причем либо за символическую плату, либо бесплатно.

Сегодня в Финансовом университете реализуется более 50 программ студенческого ДПО. Линейка широкая, начиная от возможности изучения 10 иностранных языков, включая языки дружественных (партнерских) стран — китайского, хинди и других, заканчивая курсами освоения новейших инструментов в сфере финтеха. Ряд программ мы организуем с нашими партнерами из сферы бизнеса. Например, более 400 студентов проходят сейчас бесплатное обучение, которое мы организовали совместно с Альфа-банком.

Отмечу, что некоторые программы ДПО по завершении обучения дают право на получение сертификата от работодателя о профессиональном владении каким-либо ИТ-продуктом. Например, наши студенты могут пройти дополнительное профессиональное обучение от лидера производства софта для транспортной и складской логистики и получить квалификационный аттестат российской компании АXELOT, с которым впоследствии намного легче устроиться на работу в сфере логистики.

Таким образом, Финансовый университет реализует модель обучения Lifelong learning и ставит перед собой задачу привить студентам навык непрерывного образования и саморазвития в течение всей жизни.

Тренд пятый: углубление интеграции с работодателями

Пятый тренд — перезагрузка взаимодействия с работодателями. Она включает в себя постепенное замещение традиционных студенческих практик, где практикант зачастую воспринимается как навязанный, а иногда даже инородный элемент в работе компании, на новый формат — стажировки с конкурсным отбором студентов через кастинги, которые проводят сами работодатели.

Также мы провели перезагрузку традиционных мероприятий, таких как «День карьеры» и «Карьерный марафон». Нам важно, чтобы при взаимодействии с потенциальным работодателем студент смог получить не только фундаментальные и прикладные знания, но и уникальную возможность начиная со второго курса, совмещая с учебой, попробовать свои силы в полноценном рабочем процессе с перспективой дальнейшего трудоустройства в компанию своей мечты. Таким образом, студент должен быть мотивирован заранее начать свою карьеру, а работодатель — получить готового и интегрированного в свой коллектив специалиста.

В рамках углубления интеграции с работодателями мы реализуем еще один важный проект — защиту выпускной квалификационной работы в формате проекта по заявке работодателя. Это способствует тому, что в процессе подготовки выпускной работы студент вливается в проект работодателя и уже становится частью его экосистемы.

Модель предпринимательского вуза

Отдельно хочу сказать о важном направлении в развитии Финансового университета — реализации модели предпринимательского вуза. Как показывает практика, примерно 20% наших студентов видят себя в будущем предпринимателями, у многих из них есть интересные бизнес-идеи. Они готовы рисковать и хотят создавать свое производство, внедрять новые технологии, создавать новые рабочие места, формировать и развивать собственный бизнес. И наша задача как университета — помочь им в этом.

В вузе сформирована уникальная бизнес-среда для акселерации студенческих стартапов. Мы создали бизнес-инкубатор и студенческий предпринимательский клуб, а также активно привлекаем из бизнеса топовых коучей и наставников. Эта работа уже приносит свои плоды. В этом году впервые в истории Финансового университета четыре студенческих проекта, разработанных на базе нашего бизнес-инкубатора, получили патенты, а девять инициатив наших студентов вошли в топ лучших технических проектов, отобранных экспертами Минпромторга России.

Оказываем всестороннюю поддержку выведению создаваемых студентами продуктов на рынок. В первую очередь это касается новаций, созданных в сфере финтеха (алгоритмов и веб-приложений). Не без гордости хочу отметить, что наши студенты являются победителями и призерами крупнейших интеллектуальных соревнований в этой сфере. И мы всячески поддерживаем их начинания и проекты.

Взаимодействие с зарубежными вузами

Несмотря на беспрецедентные санкции коллективного Запада, удалось за эти три года практически удвоить контингент наших иностранных студентов. Сейчас это почти 3,5 тысячи обучающихся из более чем 90 стран мира, что подтверждает высокую международную репутацию вуза. Об этом также свидетельствует и рост наших показателей в международных рейтингах. В этом году мы впервые в истории Финансового университета вошли в топ-200 лучших вузов мира по экономике и эконометрике по версии ведущего мирового академического рейтинга QS.

Углубляется и наше академическое взаимодействие с флагманскими вузами дружественных стран: Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Китая, Индии, Вьетнама, ОАЭ и др. Так, например, наши студенты могут получить два диплома — наш и зарубежный либо провести один или два семестра на обучении в лучших вузах целого ряда стран.

Научная деятельность

В научной деятельности мы также в числе ключевых задач ставим перед собой усиление практико-ориентированного подхода. Сейчас мы активно разрабатываем и внедряем новые продукты и технологии для бизнеса. Например, Финансовым университетом разработан и уже внедряется инженерный проект по автоматизированию системы управления для группы компаний «Аэрофлот». Это проект, построенный на больших полетных данных с применением глубокой (авторской) математики, методах оптимизации и элементах искусственного интеллекта. Математические методы «зашиты» в программные модули, которые внедряются в АСУ «Аэрофлота» для решения задачи управления доходами авиакомпании от пассажирских перевозок и дополнительных услуг на основании оптимизации ресурса.

Взамен ушедшего из страны американского сервиса Sabre Финуниверситетом разработаны более точные математические модели прогнозирования и оптимизации для управления доходами авиакомпаний «Аэрофлот», «Россия» и «Победа». Особо отмечу, что этот проект мы сделали под ключ, от разработки математической модели со взаимной увязкой многих параметров до сдачи в эксплуатацию с последующим сопровождением. Что важно — на всех этапах реализации подобных проектов мы включаем в рабочие группы наших студентов. Многие из них в последующем получают приглашение войти в команду от заказчика данной научной работы и успешно трудоустраиваются.

Финансовый университет, являясь флагманом финансово-экономического образования нашей страны, консолидирует ведущих экспертов и регулярно выступает площадкой для профессионального обсуждения актуальных вопросов глобальной экономической повестки и развития российской финансовой системы. Наши научные мероприятия и конференции, включая Международный финансовый форум, вызывают неизменный интерес не только в нашей стране, но и за рубежом. Достаточно сказать, что в международных конференциях принимают участие не только лучшие отечественные эксперты, но и ведущие ученые мира, включая лауреатов Нобелевской премии. Также в рамках нашего ноябрьского международного финансового форума стало уже традиционным подведение итогов рейтинга качества жизни в крупных российских городах, проводимого экспертами Финансового университета.

Говоря о практико-ориентированности научной деятельности, хочу отметить участие Финансового университета в создании еще одного большого проекта — ЭКГ-рейтинга, который отражает вклад бизнеса в достижение национальных целей развития страны на основе комплексной оценки уровня благонадежности, социальной и экологической ответственности. Мы обеспечили методическое сопровождение рейтинга и продолжаем участвовать в его развитии.

Впервые ЭКГ-рейтинг был внедрен в 2022 году под руководством полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе И. О. Щеголева. За время своего существования ЭКГ-рейтинг уже приобрел федеральный масштаб: в оценке этого года приняли участие семь миллионов организаций, что делает его инструментом оценки ответственности бизнеса с самым большим в мире охватом. Нашим студентам он дает возможность познакомиться с передовыми практиками и инновационными решениями, направленными на поддержку сотрудников.

Также в этом году Финансовый университет совместно с издательским домом «Бюджет» при поддержке Союза развития государственных финансов провел Первый Всероссийский конкурс на лучший исполнительный орган власти в сфере управленческих инноваций. Это крайне важная инициатива, которая будет способствовать нахождению новых точек роста, поощрению и масштабированию лучших инноваций в сфере государственного и муниципального управления.

Ближайшие планы

Отвечая на вопрос, какое из направлений своей деятельности Финансовый университет будет активно развивать в будущем, хочу отметить масштабирование системы экономического дополнительного профессионального образования. Сегодня очень значимым и престижным является наличие в крупных структурах корпоративных университетов. Не скрою, у меня есть амбициозная мечта — создать в рамках Финансового университета аналог корпоративного университета для Правительства России в части непрерывного обучения экономистов, управленцев и финансистов. И мы постепенно движемся к реализации этой задачи. Так, в этом году мы обучили государственным финансам почти 1,7 тысячи специалистов из новых субъектов страны — исторических российских территорий, вернувшихся в состав нашего государства (ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей).

Важным фактором высокого доверия к нам является поручение Правительства России обучить в этом году на базе вуза 12 тысяч руководящих сотрудников Социального фонда России. И решение этой ответственной задачи стало важным драйвером целой линейки практико-ориентированного ДПО. Сюда входят и новые для нас направления, например в сфере информационной безопасности, работы с большими данными и цифровыми финансовыми активами.

Также в этом году мы начали возобновлять практику краткосрочных программ ДПО, где практикующим специалистам из разных регионов нашей страны и разных министерств и ведомств были подробно разъяснены новации регулирования бюджетного процесса. В наших ближайших планах — развитие и масштабирование таких продуктов, в том числе в сфере закупок, бюджетного контроля, бюджетного отчета и отчетности.

Воспитание молодежи

Безусловно, одна из важнейших миссий Финансового университета — формирование мировоззрения и воспитание молодежи. Сегодня мы ощущаем это особенно остро, ведь специальная военная операция многое расставила на свои места. Теперь мы совершенно точно понимаем, что молодой специалист без внутреннего морально-нравственного стержня и твердой гражданской позиции не будет работать на благо Родины, а будет сориентирован исключительно на личную выгоду и в любой кризисной ситуации легко примет решение о переезде в другую страну, то есть, по сути, станет работать на чужую экономику.

Воспитательный процесс и развитие умения работать в команде мы реализуем через патриотические, социальные и волонтерские проекты, а также через спорт и творчество. В части патриотического воспитания у нас есть очень важный и нужный проект совместно с Минфином России. Это мини-цеха по пошиву изделий для нужд полевых госпиталей и фронта. С момента запуска производства сшито и направлено напрямую нашим бойцам десятки тысяч изделий: шапки под шлемы, футболки, подушки-подковы, подушки-косточки и иные элементы экипировки.

Особо хочу подчеркнуть: Финансовый университет всецело поддерживает политику, проводимую Президентом России, и с самого начала СВО принимает активное участие в мероприятиях, направленных на оказание комплексной поддержки и последующей социализации участников боевых действий. Поэтому важным направлением своей работы мы считаем участие в комплексной реабилитации участников спецоперации. Финансовый университет передал проходящим лечение в госпиталях бойцам планшеты российского производства, предназначенные для обучения. Благодаря планшетам военнослужащие, находясь на лечении, могут получить доступ к онлайн-платформе, содержащей десятки программ дополнительного образования по различным областям деятельности. В рамках реабилитации в госпитале солдаты и офицеры могут пройти курсовое обучение, сдать онлайн соответствующие экзамены и получить подтверждающие сертификаты нашего университета об освоении дополнительных мирных профессиональных квалификаций.

Кроме того, в Финансовом университете на безвозмездной основе обучаются по разным программам высшего образования многие участники СВО, и мы гордимся, что в их числе два Героя России — Балдан Цыдыпов и Алексей Неустроев.

Расширяя направления своей деятельности, Финансовый университет вносит весомый вклад в реализацию основных приоритетов Правительства РФ, направленных на достижение национальных целей развития и осуществление подлинной модернизации всех сфер общественной жизни. Вуз по праву является одним из лидеров отечественной высшей школы, формирует будущее и задает тренды.

Поделиться