Взаимодействие внешнего и внутреннего финансового контроля
Ключевой темой сессии «Муниципальный финансовый контроль — необходимый инструмент для повышения эффективности формирования бюджетов муниципалитетов» стало взаимодействие внутреннего и внешнего государственного финансового контроля. Бюджетный кодекс разграничивает их полномочия, что не только выстраивает архитектуру государственного контроля в стране, но и предполагает синергию самоконтроля, чем является внутренний контроль, и взгляд со стороны, то есть контрольно-счетного органа.
«Внутренний муниципальный контроль не может быть, как мы считаем, в полной мере независимым, он подотчетен главе исполнительной власти. Поэтому практика показала, что дополнение муниципального финансового контроля внешним по отношению к органам исполнительной власти и функционально независимым от них оправданно», — отметил В. И. Жуков, председатель Контрольно-счетной палаты города Сургута. Алгоритм организации и проведения контрольных мероприятий в рамках муниципального финансового контроля достаточно урегулирован: Бюджетным кодексом, Федеральным законом № 6‑ФЗ, стандартами КСО, утвержденными в соответствии с общими требованиями Счетной палаты РФ, федеральными стандартами ВГ(М)ФК. Тем не менее на практике возникают вопросы, связанные с недостаточной систематизацией контрольной деятельности, что приводит к дублированию полномочий.
Взаимодействие между органами внутреннего и внешнего финансового контроля предусмотрено законодательством и выражается в заключении соглашений о сотрудничестве, что предполагает обмен информацией. В Сургуте уже на протяжении 12 лет практикуются рабочие встречи КСО и органа ВМФК, на которых обсуждаются планируемые объекты, предметы и сроки контрольных мероприятий. Последние несколько лет на все коллегии Контрольно-счетной палаты Сургута приглашается руководитель органа ВГМФК, даже если рассматриваются чисто технические вопросы, например утверждение программы КМ, изменение плана работы и т. д. Перманентное сотрудничество позволяет сформировать общие подходы к определению понятий нарушений системного и систематического характера, количественному и денежному выражению нарушений, классификации нарушений, в том числе фактов неэффективного и нецелевого использования бюджетных средств. Кроме того, органы внешнего и внутреннего финансового контроля Сургута совместно прорабатывают перечни наиболее значимых и часто встречающихся рисков.
Председатель Контрольно-счетной палаты Нижнего Новгорода Ю. Ю. Абызова отметила, что в городе объем работы для финансового контроля большой, и для обеспечения устойчивого управления муниципальными финансами необходимо консолидировать и учитывать результаты всех видов контроля. Для целей конструктивного взаимодействия в Нижнем Новгороде создан Совет по контролю за расходованием бюджетных средств. В рамках деятельности совета все выявленные внешним и внутренним контролем нарушения систематизируются, совместно вырабатывается карта рисков, на основе которой разрабатываются мероприятия по устранению и предотвращению выявленных нарушений. В рамках совета налажена работа по корректировке муниципальной правовой базы.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала «Бюджет»
Оформить подписку Войти