Всем известен краеугольный камень инициативного бюджетирования — обязательное софинансирование проектов населением. Однако на помощь гражданам может прийти краудфандинг. Сегодня я бы хотел рассказать, как встроить новый финансовый механизм в практики инициативного бюджетирования.
Федор Вадимович Мурачковский, основатель краудфандинговой экосистемы Planeta.ru
Понятия и подводные камни
Краудфандинг — способ коллективного финансирования, при котором средства на реализацию проекта можно привлечь с помощью краудфандинговой платформы. Инициатива размещения проекта может исходить как от муниципального образования, так и от активистов, НКО или коммерческих юридических лиц. Однако в первом случае размещение должно проводиться с учетом требований законодательства, регламентирующего работу органа местного самоуправления. Таким образом, единый рецепт, пригодный для всей страны, сформулировать нельзя. Однако могу посоветовать привлекать финансирование в порядке безвозмездных поступлений: как правило, процедура урегулирована соответствующим муниципальным нормативным правовым актом.
Если этот вариант сложен, то орган местного самоуправления может выступить инициатором проекта, но передать его размещение на платформе группе активистов или НКО. Однако тут встает вопрос налогообложения: организатор краудфандингового сбора обязан заплатить налог государству. Сумма зависит от контрагента проекта — кампании могут запускать как физлица или ИП, так и юридические лица. Если проект инициирует физическое лицо, с полученной суммы необходимо будет заплатить НДФЛ в размере 13%. При запуске проекта от ИП или юридического лица, в том числе и НКО, размер налога будет меньше.
Собственно, это самое сложное, с чем необходимо определиться.
Этапы запуска проекта
Коротко разберем все пункты, которые необходимо выполнить, чтобы начать сбор средств под проект инициативного бюджетирования на краудфандинговой платформе.
1. Понятно, что у вас уже есть бюджет проекта. Но теперь он должен включать в себя не только смету проекта, но и комиссию платформы, а также налог.
2. Если планируется многоэтапный проект, то стоит разделить большой сбор на несколько этапов, чтобы не отпугнуть аудиторию.
3. Срок сбора средств должен быть определен заранее. На нашей платформе максимальный срок размещения проекта составляет 100 дней с возможностью однократного продления. Оптимальным считается срок от месяца до полутора месяцев. Это время достаточно для активного продвижения проекта, но не требует излишних усилий по удержанию внимания участников.
4. Текстовое описание проекта должно содержать краткое и ясное изложение информации о команде, идее проекта и целях кампании. Собранные средства должны быть подробно описаны в плане расходов. Текст должен быть доступен широкой аудитории. Отмечу, что дополнительную информацию о крауд-копирайтинге можно получить на бесплатном учебном курсе на нашей платформе.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала «Бюджет»
Оформить подписку Войти