Версия для печати 125 Материалы по теме
Бюджетная обеспеченность российских городов

Мы рассмотрели городские бюджеты с учетом структуры и динамики доходов, поступивших в них в течение 2019–2023 годов. Исходными данными послужили отчеты об исполнении бюджетов. Исследуемые города как совокупность достаточно неоднородны: среди них есть крупные, с численностью населения более миллиона человек, региональные столицы, есть и небольшие муниципалитеты. Это обстоятельство отражено в исследовании при анализе общих и особенных черт бюджетной политики более 100 российских городов.

А. Н. Максимов, генеральный директор Союза российских городов, кандидат юридических наук

В. В. Левина, профессор базовой кафедры благотворительного фонда поддержки образовательных программ «Капитаны» «Инновационный менеджмент и социальное предпринимательство» РЭУ им. Г. В. Плеханова, доктор экономических наук

Кроме анализа и выводов для совокупности городов в целом, мы выделяем отдельно крупные и меньшие по численности населения города и изучаем тенденции, присущие им и являющиеся особыми для данной группы муниципальных образований. Важным фактором является расположение города, так как географические и климатические факторы достаточно значимы при изучении муниципального пространства России как территориально огромного и климатически неоднородного государства. Еще одна группа факторов, которая также учитывалась нами при изучении бюджетной обеспеченности городов, — это специфика промышленного потенциала и наличие трудовых ресурсов, их достаточность.

Исследование нацелено на выделение групп городов, имеющих сходства по различным параметрам бюджетной политики, на выделение общего и отличающегося для городов в соответствии с перечисленными выше параметрами, на выявление индивидуальных особенностей финансов конкретных городов.

Общий анализ доходов

Для сравнения доходной части городских бюджетов мы используем такие показатели, как доходы бюджета в расчете на одного жителя, налоговые доходы бюджета в расчете на одного жителя, структура бюджетных доходов, включая долю конкретных доходных источников, дотационность бюджета, а также темпы роста доходов в целом и по конкретным доходным источникам. Важным параметром, который позволяет делать предварительные выводы о городских бюджетах, является объем бюджетных доходов в расчете на жителя. Одновременно нужно понимать, что данный параметр не позволяет делать обоснованных выводов о причинах высокой или низкой обеспеченности.

Мы разделили все города на три группы в зависимости от уровня обеспеченности общими доходами в расчете на одного жителя. Наименее обеспеченные бюджетными доходами города представлены на рисунке 1. Помимо небольших городов (Кинель, Кинешма, Вышневолоцкий округ, Уварово, Магас) в эту группу попали города с численностью населения более миллиона человек (Казань, Омск) и ряд крупных областных центров (Ульяновск, Тверь, Рязань, Курск).

Поделиться