Мы рассмотрели городские бюджеты с учетом структуры и динамики доходов, поступивших в них в течение
А. Н. Максимов, генеральный директор Союза российских городов, кандидат юридических наук
В. В. Левина, профессор базовой кафедры благотворительного фонда поддержки образовательных программ «Капитаны» «Инновационный менеджмент и социальное предпринимательство» РЭУ им. Г. В. Плеханова, доктор экономических наук
Кроме анализа и выводов для совокупности городов в целом, мы выделяем отдельно крупные и меньшие по численности населения города и изучаем тенденции, присущие им и являющиеся особыми для данной группы муниципальных образований. Важным фактором является расположение города, так как географические и климатические факторы достаточно значимы при изучении муниципального пространства России как территориально огромного и климатически неоднородного государства. Еще одна группа факторов, которая также учитывалась нами при изучении бюджетной обеспеченности городов, — это специфика промышленного потенциала и наличие трудовых ресурсов, их достаточность.
Исследование нацелено на выделение групп городов, имеющих сходства по различным параметрам бюджетной политики, на выделение общего и отличающегося для городов в соответствии с перечисленными выше параметрами, на выявление индивидуальных особенностей финансов конкретных городов.
Общий анализ доходов
Для сравнения доходной части городских бюджетов мы используем такие показатели, как доходы бюджета в расчете на одного жителя, налоговые доходы бюджета в расчете на одного жителя, структура бюджетных доходов, включая долю конкретных доходных источников, дотационность бюджета, а также темпы роста доходов в целом и по конкретным доходным источникам. Важным параметром, который позволяет делать предварительные выводы о городских бюджетах, является объем бюджетных доходов в расчете на жителя. Одновременно нужно понимать, что данный параметр не позволяет делать обоснованных выводов о причинах высокой или низкой обеспеченности.
Мы разделили все города на три группы в зависимости от уровня обеспеченности общими доходами в расчете на одного жителя. Наименее обеспеченные бюджетными доходами города представлены на рисунке 1. Помимо небольших городов (Кинель, Кинешма, Вышневолоцкий округ, Уварово, Магас) в эту группу попали города с численностью населения более миллиона человек (Казань, Омск) и ряд крупных областных центров (Ульяновск, Тверь, Рязань, Курск).
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала «Бюджет»
Оформить подписку Войти