Версия для печати 145 Материалы по теме
Бюджет столицы Сибири. Рост налоговых доходов и грядущий выпуск облигаций Новосибирска

После перерыва в 2025 году Новосибирск планирует вновь провести эмиссию ценных бумаг. Кризисные явления в экономике изменили фондовый рынок, поэтому город готовится предложить инвесторам новые варианты участия. Финансовые показатели столицы Сибири, а также подробности будущего размещения мы обсудили с начальником Департамента финансов и налоговой политики мэрии Новосибирска Александром Владимировичем Веселковым.

— Александр Владимирович, что происходит с доходами города? Отразились ли на них экономические сложности последних лет?

— Конечно, мы все сегодня живем в период СВО и беспрецедентных санкций. Тем не менее финансовая система страны справляется. В 2023–2024 годах в Новосибирске прослеживалась тенденция стабильного роста как собственных доходов, так и межбюджетных трансфертов из бюджетов разных уровней.

Максимальное увеличение доходной части бюджета мы ожидаем по итогу 2024 года: планируем сумму 102,5 миллиарда рублей. Темп роста поступлений собственных доходов в 2023 году составил 108 процентов, а в 2024 году должен быть 135,7 процента к предыдущему периоду. Прогноз поступлений на 2025 год запланирован с умеренным темпом роста в 111 процентов.

— С чем вы связываете замедление темпа роста доходов в следующем году?

— Дело в том, что в разрезе налоговых и неналоговых доходов динамика поступлений различна. При ежегодном росте налоговых доходов с тенденцией постепенного увеличения от 112 процентов в 2023 году до 124,6 процента в 2025 году объем неналоговых доходов в 2024 году увеличился практически в два раза к уровню прошлого года, но запланирован к снижению в следующем году.

Значительный рост неналоговых доходов связан с поступлением платежей по договорам комплексного развития территорий (КРТ), окончательная цена которых определяется результатами торгов. Снижение неналоговых доходов в 2025 году обусловлено планированием доходов по договорам КРТ по предварительной оценке участков, которая значительно ниже цены, определяемой в конечном итоге на аукционе.

Кроме того, запланированный прогноз поступлений доходов от продажи земли на 2025 год ниже ожидаемого объема поступлений 2024 года в связи с уменьшением количества ликвидных объектов, сформированных для продажи, а также потому, что плата за использование земельных участков носит заявительный характер.

inx960x6401.jpg

— Расскажите о вашей структуре налоговых поступлений. Многие ожидают уменьшения доходов из-за рисков снижения сбора НДФЛ.

— В Новосибирске тоже основной бюджетообразующий доходный источник — НДФЛ. Его доля варьируется в пределах 68–70 процентов от общего объема собственных доходов. Однако мы не видим причин для пессимизма.

В результате проведения планомерной социальной политики государства, в том числе индексации заработной платы и увеличения минимального размера оплаты труда, темпы роста НДФЛ обеспечивают значительный прирост доходной части бюджета города. Кроме того, на увеличение поступлений налога оказало влияние введение в 2021 году прогрессивной шкалы НДФЛ в зависимости от объема полученных доходов. Поступление доходов по повышенной ставке НДФЛ ежегодно неуклонно прирастает и достигнет 4 миллиардов рублей по итогам 2024 года.

На прирост налога, запланированного на 2025 год, также повлияло введение новой пятиступенчатой шкалы НДФЛ, повышенные ставки по которой будут применяться в зависимости от объема полученного дохода, начиная с 2,4 миллиона рублей вместо 5 миллионов до 2025 года. Таким образом, объем поступлений НДФЛ, запланированный на 2025 год, составляет 36,5 миллиарда рублей, с приростом к утвержденному плану на период 2024–2027 годов в сумме 5,6 миллиарда.

Также хочу отметить, что стабильными доходными источниками в части налоговых доходов остаются налоги на совокупный доход и на имущество, доля которых в 2024 году составит 10,2 и 7,4 процента соответственно.

— Как вы работаете над повышением доходов города?

— Наши главные администраторы доходов бюджета и муниципальные учреждения регулярно проводят кампании, направленные на информирование налогоплательщиков о сроках и порядке уплаты платежей. Для увеличения налоговой базы Совет депутатов Новосибирска принял решение о введении на территории города туристического налога. Дополнительные доходы будут направлены на повышение качества туристической инфраструктуры.

В рамках работы по снижению просроченной дебиторской задолженности по неналоговым доходам постоянно осуществляется претензионно-исковая работа. Она заключается в направлении уведомлений о необходимости погашения задолженности, расторжении договоров в случае несоблюдения платежной дисциплины, возбуждении исполнительных производств.

В общем, мы работаем по целому ряду направлений. Однако отвечая на ваш вопрос, я не могу не коснуться очень важного момента. Последние три года идет значительное усиление централизации налоговых доходов консолидированного бюджета Новосибирской области. Общий объем доходов, собранных на территории города по итогам 2023 года, составил 318,5 миллиарда рублей, при этом в бюджет Новосибирска было зачислено 30,2 миллиарда рублей, что составляет всего 9,5 процента. По итогам девяти месяцев текущего года доля поступивших налогов осталась практически на таком же уровне и составила 9,7 процента. Для сравнения: доля налогов, зачисленных в бюджет города в 2022 году, составляла 10,5 процента.

Наша мэрия постоянно проводит работу с Министерством финансов и налоговой политики Новосибирской области, направленную на увеличение нормативов отчислений по налогам для Новосибирска, которые пока остаются без изменений: по НДФЛ с 2015 года — 30 процентов, по транспортному налогу с 2020 года — 20 процентов, по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, — 16,5 процента с 2021 года.

Считаю, что для устранения данной проблемы установление нормативов отчислений для муниципалитетов по расширенному перечню налогов на федеральном уровне будет способствовать формированию прочной финансовой базы местных бюджетов. Это позволит более эффективно выполнять задачи в интересах жителей города.

— Важную роль в увеличении муниципальных доходов всегда играет малое предпринимательство. Какие меры поддержки оказывают наибольшее влияние на развитие МСП в Новосибирске?

— Я не буду останавливаться на консультационной помощи и тому подобном. По моему опыту самым эффективным стало заключение муниципальных контрактов на поставку товаров, работ и услуг. В Новосибирске сохранен вектор децентрализации закупок, который позволяет значительно сократить барьеры для участия МСП в муниципальных закупках и тем самым привлечь большее количество участников.

По итогам 2023 года общий объем закупок у МСП увеличился почти в два раза по сравнению с 2022 годом и составил 10,9 миллиарда рублей. На участие в торгах было подано 13,5 тысячи заявок от малого бизнеса. Увеличение количества участников и их допущенных заявок позволило сэкономить на конкурентных процедурах, проводимых для МСП, почти 1 миллиард рублей. Доля закупок у СМП составила 30 процентов от всех закупок, проводимых конкурентными способами.

Важным инструментом привлечения малого бизнеса к участию в торгах стал электронный магазин закупок малого объема, обеспечивающий свободное участие поставщиков в закупках до 600 тысяч рублей. Как следствие, происходит увеличение экономии бюджетных средств даже от небольших сделок. В 2023 году через электронный магазин у МСП было закуплено товаров, работ и услуг на 2,2 миллиарда рублей.

— Городские расходы продолжат в следующем году расти вслед за доходами?

— Нет, после огромного скачка текущего года мы планируем небольшое снижение. Фактические расходы бюджета Новосибирска в 2023 году составили 83,5 миллиарда рублей. В 2024 году расходы города запланированы в объеме 104,6 миллиарда рублей, что на 21,1 миллиарда рублей, или 20,2 процента, больше, чем годом ранее. В проекте бюджета на 2025 год объем расходов запланирован в размере 99,1 миллиарда рублей.

Тем не менее бюджет Новосибирска полностью сохраняет социальную направленность. Расходы отраслей социальной сферы в 2023 году составили 54,9 миллиарда рублей, в 2024 году уже 63,7 миллиарда. Значительную часть городского бюджета на протяжении ряда лет занимают расходы на образование. В 2023 году по этому разделу было израсходовано 43,9 миллиарда рублей, в 2024 году — 51,8 миллиарда рублей.

Расходы всех отраслей социальной сферы в проекте бюджета города на 2025 год запланированы в сумме 63 миллиарда рублей. Это около 63 процентов от общего объема расходов. Расходы отрасли «Образование» составляют более 51 миллиарда рублей, или около 52 процентов.

В проекте бюджета также в полном объеме учтены расходы на предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, в том числе участникам специальной военной операции и членам их семей.

— Расскажите о капитальных расходах города. Какие направления были приоритетными в последние годы?

— На самом деле и наши капитальные вложения в первую очередь имеют социальную направленность. Объем капвложений Новосибирска в 2023 году составил 7,9 миллиарда рублей, в том числе средства бюджета города — 0,7 миллиарда рублей, средства федерального и областного бюджетов — 7,2 миллиарда рублей. Основная их доля была направлена на строительство и реконструкцию двух детских садов и восьми школ — это 4,6 миллиарда рублей. На строительство автомобильных дорог пошло 220 миллионов рублей. Расходы на переселение граждан из ветхого и аварийного жилья в прошлом году составили 1,3 миллиарда рублей.

По сравнению с 2023 годом инвестиционные расходы в этом году увеличились на 4,1 миллиарда рублей, или на 34 процента, и планируются в объеме 12 миллиардов рублей. Средства бюджета города составят 3,6 миллиарда рублей, средства федерального и областного бюджетов — 8,4 миллиарда рублей. Деньги запланированы на строительство и реконструкцию шести детских садов и 11 школ в объеме 4 миллиарда рублей, на строительство автомобильных дорог — 2,2 миллиарда рублей. Расходы на переселение граждан из ветхого и аварийного жилья запланированы в сумме 2,3 миллиарда рублей.

Расходы на строительство и реконструкцию объектов капитального характера в проекте бюджета на 2025 год предусмотрены в объеме 5,3 миллиарда рублей. Они запланированы исходя из необходимости завершения строительства и реконструкции ранее начатых объектов, а также проектирования объектов, работа над которыми планируется с учетом финансовой поддержки из вышестоящих бюджетов. В проекте бюджета на 2025 год расходы на транспорт и дорожное хозяйство составят 18,3 миллиарда рублей.

— В завершение нашего разговора хотелось бы затронуть еще одну важную тему — долговую политику Новосибирска. Можно ли назвать долговую нагрузку города экономически безопасной?

— Конечно. В результате взвешенной долговой политики, проводимой мэрией города, на сегодняшний день сформирован диверсифицированный долговой портфель, включающий обязательства по кредитам коммерческих банков, муниципальным облигациям и бюджетным кредитам с равномерной структурой погашения долговых обязательств, распределенной до 2027 года. С учетом положительной динамики собственных доходов и применения дополнительных источников финансирования дефицита бюджета муниципальный долг в 2023 году был сокращен на 625 миллионов рублей. Работа по сокращению объема рыночного долга продолжается и в течение этого года.

Несмотря на обострение геополитической обстановки, введение экономических и финансовых санкций, высокий уровень инфляции, нестабильность на финансовом рынке, резкий рост уровня стоимости заимствований, все долговые обязательства мэрии Новосибирска выполняются в срок и в полном объеме. Мы постоянно ведем строгий контроль за соблюдением ограничений, установленных бюджетным законодательством. Объем муниципального долга Новосибирска и объем расходов на его обслуживание не превышают ограничений, установленных Бюджетным кодексом.

Хочу отметить еще один момент. Процесс исполнения бюджета города ежегодно меняется и совершенствуется, но по-прежнему одним из основных механизмов повышения качества исполнения бюджета является эффективное управление остатками средств бюджета на казначейских счетах, открытых финансовому органу. Мы отработали механизм привлечения и возврата остатков средств на единый счет бюджета Новосибирска с казначейских счетов по учету средств муниципальных бюджетных учреждений, а также участников казначейского сопровождения. Заимствования позволяют сократить расходы бюджета на обслуживание муниципального долга.

— Город делал перерыв в выпуске облигаций. Какие планы в этой связи на 2025 год?

— В следующем году город вновь планирует эмиссию ценных бумаг. На сегодняшний день мы накопили весомый опыт выпуска муниципальных ценных бумаг. С 2003 года были размещены 10 выпусков муниципальных облигаций на сумму 27,5 миллиарда рублей. В настоящее время в обращении находится три выпуска общим объемом 4,9 миллиарда рублей. Проводимая политика по удлинению сроков привлечения заемных средств стимулирует нас к возвращению на облигационный рынок. Для этой цели бюджетом предусмотрено привлечение ценных бумаг в 2025 году в объеме 10 миллиардов рублей на срок до 10 лет.

Кризис изменил ситуацию на финансовых рынках, и в следующем году мы рассмотрим различные варианты выпуска облигаций: с переменным купоном, привязанным к финансовому индикатору, или с фиксированным купоном с понижением ставки в течение периода обращения облигаций. Кроме того, будет рассматриваться возможность осуществлять эмиссию муниципальных облигаций отдельными выпусками с разным сроком обращения в зависимости от рыночной конъюнктуры, доходности размещения и равномерности графика погашения.

Новосибирск имеет репутацию добросовестного заемщика, не допускающего нарушений и просрочек при обслуживании и погашении долговых обязательств, что дважды в 2024 году подтверждено национальным рейтинговым агентством «Эксперт РА». Долгосрочный рейтинг кредитоспособности города находится на уровне ruA-, прогноз «стабильный». Аналогичный рейтинг присвоен ценным бумагам Новосибирска, находящимся в обращении.

Подготовила А. Ю. Ольховая

Поделиться