Версия для печати 124 Материалы по теме
Сургутский соцзаказ. Плюсы и минусы эксперимента, распространяемого на всю страну

Сургутский район Ханты-Мансийского автономного округа уже восемь лет успешно привлекает негосударственные компании на рынок муниципальных услуг. Более того, район выступил в качестве пилота соцзаказа. Подробности эксперимента нам рассказал глава Сургутского района Андрей Александрович Трубецкой.

— Андрей Александрович, после пандемии, в период СВО привлечение негосударственных компаний на рынок муниципальных услуг теряет или, наоборот, набирает популярность?

— Конечно, второе. В Сургутском районе число негосударственных организаций, предоставляющих услуги населению, только растет. Их доля в общем количестве поставщиков социальных услуг уже превышает 42 процента.

На данный момент в Сургутском районе действует 176 НКО, 155 из которых — социально ориентированные, 75 вошли в реестр СОНКО, который ведет Минэкономразвития России. Основные сферы деятельности: культура, спорт, национально-культурные отношения, социальное обслуживание, молодежная политика, креативные индустрии, образование, охрана окружающей среды.

Положительный опыт у Сургутского района есть и в привлечении негосударственных организаций к отдыху и оздоровлению детей. Такие программы пользуются высоким спросом у родителей. Одна из лучших практик в этом направлении — тематические смены детского лагеря «Кар-Тохи». Это и блогерство, и туризм, и финансовая грамотность, и миротворчество. Кстати, в этом году программа «Кар-Тохи. Навыки будущего» прошла отборочный тур конкурса «Лучшие организации летнего отдыха ХМАО-Югры».

Услуги психолого-педагогического консультирования обучающихся, их родителей и педагогических работников в Сургутском районе предоставляют пять организаций негосударственного сектора. Доля детей, охваченных этими услугами, на протяжении последних трех лет составляет 100 процентов.

— Какую поддержку муниципалитет оказывает СОНКО?

— Имущественная поддержка — одна из важнейших. Она позволяет некоммерческим организациям вести уставную деятельность без серьезных финансовых затрат на аренду имущества.

Администрация Сургутского района в июне 2020 года установила льготную ставку арендной платы для социально ориентированных некоммерческих организаций в размере 1 рубля в месяц за один объект муниципального имущества. Основными требованиями, предъявляемыми к некоммерческой организации, желающей воспользоваться такой льготой, являются обязательная регистрация СОНКО на территории Сургутского района, отсутствие задолженности по налогам и сборам и осуществление видов деятельности, предусмотренных Федеральным законом «О некоммерческих организациях». Отбор некоммерческих организаций на предоставление имущественной поддержки ведет специальная комиссия, в состав которой входят в том числе представители общественности. Система отбора достаточно прозрачна: это ранжирование поданных заявок по установленным критериям. Правда, при прочих равных условиях преимущество предоставляется некоммерческим организациям, которые готовы вложить собственные средства в улучшение его потребительских качеств.

Извещения о проведении отбора СОНКО на право аренды муниципального имущества размещаются на официальном сайте администрации Сургутского района и в социальных сетях. Перечень имущества, предназначенного для передачи в аренду социально ориентированным некоммерческим организациям на льготных условиях, определен постановлением администрации Сургутского района. Количество объектов, включенных этот в перечень в 2019 году, составляло две единицы, в 2020 году — пять единиц, а в 2024 году уже 18 объектов недвижимого имущества и 69 единиц движимого имущества. Поддержка увеличивается. Кстати, ее востребованность тоже велика. По состоянию на октябрь, 89 процентов объектов недвижимого имущества и 77 процентов объектов движимого имущества уже сданы в аренду некоммерческим организациям.

— Это имущество могло бы сдаваться по другой ставке и приносить доход в муниципальный бюджет...

— Я понимаю, что вы видите в нашем решении потери бюджета от введения льготной аренды для СОНКО. Но в данном случае мы ожидаем отложенный экономический эффект. Создание новых рабочих мест, увеличение объемов оказываемых социальных услуг, улучшение качества жизни населения напрямую влияют на привлекательность территории и в конечном счете вернутся в бюджет в виде экономического роста, в том числе в части налоговых платежей.

Давайте рассмотрим этот вопрос на примере образования. Основным показателем федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» является «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием». Достижение и перевыполнение показателя в 80 процентов к концу 2024 года обеспечивается развитием дополнительного образования шаговой доступности и эффективным использованием инфраструктуры организаций всех типов и видов, в том числе негосударственных.

В Сургутском районе негосударственный сектор в сфере дополнительного образования активно развивается. У наших жителей появилась свобода выбора любой дополнительной общеобразовательной программы, реализуемой на территории проживания ребенка, независимо от организационно-правовой формы учреждения, которое эти программы реализует. Сегодня дети в возрасте от пяти до 18 лет и их родители выби- рают программы самостоятельно. Муниципальные и негосударственные организации соревнуются в привлечении детей и в качестве предоставления услуг.

Ежегодно департамент образования проводит анкетирование по удовлетворенности жителей предоставляемыми услугами, важно, что анкета размещается на платформе АИС «ПФДО», заполнить ее может только потенциальный получатель услуги, так как вход осуществляется по сертификату. Последние три года показатели удовлетворенности выше 96 процентов.

Ну и наконец, про выгоду для бюджета. Частные детские сады предлагают реализацию услуг дошкольного образования с общим охватом детей дошкольного возраста от 160 до 202 человек. Это полные 10 дошкольных групп. Частные сады располагаются в разных поселениях. Строительство дополнительного сада на 15–25 человек в населенном пункте нерентабельно, тем более что количество детей дошкольного возраста ежегодно меняется то в сторону уменьшения, то в сторону увеличения.

— Расскажите о вашем опыте участия в пилоте соцзаказа. Пришлось ли что-то пересматривать в своих подходах?

— Это очень интересный опыт, хотя и непростой. Решение участвовать было принято на уровне региона. Мы, в свою очередь, создали рабочую группу по организации оказания муниципальных услуг в рамках соцзаказа под председательством заместителя главы района, курирующего социальную сферу. Группа разработала пошаговый план мероприятий по внедрению соцзаказа. Большое внимание мы уделили проведению консультаций с потребителями услуг, представителями негосударственных, некоммерческих организаций, должностными лицами и персоналом, работающим непосредственно с потребителями услуг, вовлекаемыми к участию в апробации, проведению информационной кампании.

Полностью пришлось разрабатывать нормативную базу муниципального уровня в соответствии с 189‑ФЗ[1]. Во-первых, это требования к условиям и порядку оказания муниципальных услуг в социальной сфере. Во-вторых, порядок формирования муниципальных социальных заказов на оказание муниципальных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям органов местного самоуправления Сургутского района, формы и сроки формирования отчета об их исполнении. И наконец, порядок предоставления субсидии юридическим лицам, ИП, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг на оплату соглашения о финансовом обеспечении затрат, связанных с оказанием муниципальных услуг в социальной сфере в соответствии с социальным сертификатом. Объем работы был очень большой, но мы справились.

— Минфин России предлагает с 2025 года распространить соцзаказ на все регионы. Как оцениваете такой шаг?

— Естественно, мы относимся к этому хорошо. У соцзаказа много плюсов, и самый большой из них — это развитие частного сектора и здоровая конкуренция за потребителей услуг.

Но о хорошем говорят все. Я бы хотел остановиться и на обратной стороне медали. К минусам можно отнести отсутствие в штате у частных партнеров специалистов, ответственных за работу в личном кабинете автоматизированной системы «Персонифицированное финансирование дополнительного образования», а также за подготовку отчетной документации и значительное увеличение объема работы для муниципалитета. Еще одна проблема: отсутствие отлаженной информационной системы, в которой реализуется социальный заказ и происходит взаимодействие между уполномоченным органом, поставщиками услуг и потребителями. Например, наш департамент образования столкнулся с такой проблемой: на первом этапе апробации отчеты из автоматизированной системы «Персонифицированное финансирование дополнительного образования» выгружались некорректно, что в итоге привело к несвоевременному предоставлению документации.

В течение года специалисты департамента образования в соответствии с планом контрольных мероприятий осуществляют контроль, в том числе выездной, за качеством оказания услуги. По итогам таких мероприятий выявляются поставщики, которые недобросовестно оказывают услуги на территории муниципального образования. В отношении таких поставщиков принимается решение о расторжении соглашения о финансовом обеспечении затрат. Однако, учитывая, что поставщики оказывают услуги в наших поселках Белый Яр, Федоровский, Нижнесортымский, Лянтор, Солнечный, в полной мере осуществить контроль за оказанием услуг просто невозможно. В общем, нам есть еще что дорабатывать как на муниципальном уровне, так и выше.

— В завершение разговора, как вы планируете в дальнейшем развивать направление?

— Планов по увеличению социального заказа у нас нет по причине того, о чем я только что рассказал. Прежде чем увеличивать объемы услуг, необходимо проработать вопрос контроля за частными организациями, предоставляющими свои проекты в рамках социального заказа. К сожалению, не все организации готовы принимать тот факт, что услуга должна оказываться в объеме и характеристиках, заявленных при сертификации программ, и нужно своевременно и достоверно предоставлять отчетность. А у муниципалитетов нет резервов на эти дополнительные функции.

Подготовила А. Ю. Ольховая



[1] Федеральный закон от 13.07.2020 № 189‑ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере».

Поделиться