Использование эффекта конкуренции для получения лучшего предложения на рынке сегодня является одним из базовых принципов закупочной работы и государственных, и коммерческих заказчиков. Однако само понятие конкурентной закупки не является неизменным. Его внутреннее содержание эволюционирует вместе с развитием экономических отношений и научно-технического прогресса. Что сегодня говорит законодательство о требованиях к конкурентной закупке? И каковы перспективы этого института?
Дмитрий Александрович Казанцев, член Совета ТПП РФ по развитию закупок, кандидат юридических наук
Понятие конкурентной закупки не только лингвистически, но и онтологически связано с понятием конкуренции. Несколько упрощая, конкуренцию можно определить как соревнования экономически независимых субъектов за получение доли рынка в условиях, когда экономическая активность любого из этих субъектов не влияет прямо на экономическую активность всех остальных субъектов. Проще говоря, это свободное соревнование за клиентов на свободном рынке.
Применительно к закупкам это означает соревнование за подряд нескольких независимых участников одной закупки. Соблюдение принципов конкуренции требует при этом состояния формального равенства: иными словами, ко всем участникам закупки применяются одинаковые требования, а выбор победителям происходит по прозрачным правилам.
Здесь важно подчеркнуть: наличие требований к участникам закупки не означает отсутствие конкуренции. При этом любое требование в той или иной мере ограничивает конкуренцию. Требование об отсутствии задолженности перед бюджетом ограничивает конкуренцию, делая невозможным участие в закупке должников. Требование об отсутствии объявленной процедуры банкротства ограничивает конкуренцию, делая невозможным участие в закупке банкротов. Требование о предоставлении трехлетней гарантии ограничивает конкуренцию, затрудняя участие тех поставщиков, которые готовы предложить гарантию лишь на год.
Однако в части 1 статьи 3 Закона № 223‑ФЗ с самого начала действия закона был чрезвычайно точно сформулирован запрет на необоснованное ограничение конкуренции. Что же считать обоснованием ограничения конкуренции? Прежде всего таким обоснованием является достижение сформулированной в той же части цели экономически эффективного расходования средств заказчика. Иными словами, если требование способствует повышению качества поставки товара (выполнения работ, оказания услуг) или защищает смежные интересы заказчика, то оно является именно обоснованным ограничением конкуренции и потому уместно и допустимо. Если же несоблюдение требования не влечет снижения качества исполнения договора, то обоснованным назвать его затруднительно.
Именно в области требований, не связанных с качеством поставки, лежит большая часть коррупционных и подобных им злоупотреблений. Такие требования необоснованны и потому запрещены Законом № 223‑ФЗ. Однако из этого отнюдь не следует, что любое требование, формально ограничивающее конкуренцию, запрещено Законом № 223‑ФЗ или делает закупку неконкурентной.
Если внимательно присмотреться к части 10 статьи 4 Закона № 223‑ФЗ, то можно заметить, что именно на соблюдение принципа единства требований ко всем участникам закупки и прозрачного выбора победителя направлены нормы, регулирующие содержание извещения о закупке и закупочной документации. При этом данные нормы не детерминированы одним способом закупки или даже группой таких способов. Нельзя сказать, что закупка становится неконкурентной лишь потому, что она проводится способом, существенно отличающимся от электронного аукциона. Проще говоря, при работе с Законом № 223‑ФЗ некорректно разделять все закупки на две категории: аукционы и неправильные.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала «Бюджет»
Оформить подписку Войти