Президент РФ назвал развитие Дальнего Востока национальным приоритетом на весь XXI век. Чтобы сформировать благоприятные условия для инвестиций, в Хабаровском крае были введены особые правовые режимы предпринимательской деятельности: территории опережающего развития и свободный порт Владивосток[1]. Однако серьезная налоговая поддержка бизнеса имеет и свою оборотную сторону — ощутимый рост налоговых расходов.
Валентин Станиславович Костюшин, министр финансов Хабаровского края
Вложения в будущее
С одной стороны, предварительные итоги исполнения бюджета Хабаровского края показывают хорошую динамику поступления доходов. По состоянию на 1 декабря 2024 года налоговые и неналоговые доходы поступили с ростом к аналогичному периоду прошлого года на 28,5 миллиарда рублей, или 21%. Высокие темпы роста доходов и стабильное поступление налогов обеспечиваются диверсифицированной экономикой, базирующейся на ведущих секторах хозяйственного комплекса края. Однако резиденты ТОР и СПВ, вкладывающиеся в создание новых и модернизацию имеющихся производственных мощностей, в течение 10 лет имеют значительные льготы по налогам на прибыль и имущество, земельному налогу, НДС и страховым взносам. В 2023 году объем льгот в части бюджета края составил 4 миллиарда рублей. По предварительным данным, за 2024 год он достиг 6,9 миллиарда рублей, а за текущий год составит 13,2 миллиарда рублей. С 2026 по 2029 год — еще 57,9 миллиарда рублей.
Механизм инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль, позволяющий компенсировать субъекту РФ из федерального бюджета 2/3 региональных налоговых расходов от его предоставления, в крае не востребован, так как преференциальные режимы ТОР и СПВ предоставляют инвесторам более льготные условия. Компенсации в связи с применением режимов ТОР и СПВ край не получает.
В результате того, что из 203 инвестиционных проектов, реализуемых на территории края, 135 осуществляются в рамках ТОР и СПВ, за последние пять лет темп роста налоговых и неналоговых доходов бюджета региона ежегодно отстает от среднероссийских показателей. Так, за 2019 год темп роста налоговых и неналоговых доходов составил 107,2% при среднероссийском — 107,5%, за 2020 год — 99,8% при среднероссийском — 98,2%, за 2021 год — 119,4% при среднероссийском — 126,4%, за 2022 год — 111,6% при среднероссийском — 113%, за 2023 год — 114,7% при среднероссийском — 116,1%. В этой ситуации правительство края уделяет особое внимание поиску источников для финансового обеспечения своих обязательств, а также оптимизации бюджетных расходов.
Оптимизация расходов
В крае сформирована и интегрирована в бюджетный процесс система управления налоговыми расходами, в том числе обеспечено формирование перечня налоговых расходов Хабаровского края, ежегодная их оценка, отмена неэффективных льгот. За
При формировании проекта краевого бюджета на очередной финансовый год мы ежегодно проводим инвентаризацию расходов и отказываемся от непервоочередных трат. Наш безусловный приоритет — финансирование социальных отраслей, оплаты труда работников бюджетной сферы, соцподдержки населения и улучшения условий проживания людей. Ежегодно осуществляется индексация социальных выплат. Все бюджетные обязательства перед жителями края исполняются своевременно и в полном объеме.
С 2022 года регион несет серьезные расходы, связанные со специальной военной операцией. Хабаровский край помогает населению и восстанавливает объекты в городе Дебальцево Донецкой Народной Республики. Помимо этого, в регионе действуют 35 мер социальной поддержки участников СВО и членов их семей
При формировании расходов мы всегда уделяем особое внимание национальным целям, приоритетным направлениям развития края и реализации инициатив Президента РФ, направленным на обновление социальной инфраструктуры, строительство и ремонт автодорог, модернизацию систем ЖКХ и общественного транспорта, комплексное развитие территорий. С 2022 по 2024 год мы привлекли из федерального бюджета инфраструктурные бюджетные кредиты и специальные казначейские кредиты на 11,7 миллиарда рублей. Кредиты имеют инвестиционный характер и направлены на развитие экономики.
В апреле 2021 года мы полностью отказались от банковского кредитования, а в 2022 году погасили все коммерческие кредиты. За последние четыре года уровень госдолга края уменьшился с 69 до 40%, расходы на обслуживание долга сокращены в 5,3 раза — с 3,2 до 0,6 миллиарда рублей.
Народные проекты
Отдельно хочу остановиться на важнейшем приоритете краевого правительства — поддержке развития практик инициативного бюджетирования, инструментов вовлечения граждан в бюджетный процесс, позволяющих обеспечить участие жителей края в определении приоритетных направлений бюджетных расходов.
Первое наше направление — содействие развитию территориальных общественных самоуправлений. В основном в его рамках реализуются инициативы по благоустройству территорий. Финансовое обеспечение этих проектов увеличивается из года в год. Если в 2021 году на них было направлено 176,7 миллиона рублей, то по итогам прошлого года уже 528 миллионов рублей.
Второе важное направление — создание удобной, качественной и комфортной городской среды для жизни, стартовавшее в 2022 году. В его рамках чаще всего реализуются инициативы граждан по благоустройству дворов. В 2024 году на эти цели было направлено 836,6 миллиона рублей.
Территории для благоустройства граждане выбирают самостоятельно. В крае реализован электронный формат участия: каждый житель края может отдать свой голос через личный кабинет на портале «Госуслуги» или через государственную информационную систему «Голос27».
[1] Локализация свободного порта Владивосток (СПВ) — вся территория Ванинского и Советско-Гаванского муниципальных районов Хабаровского края, включая акваторию морских портов.