В 2023 году Правительство РФ определило АО «Гознак» единственным исполнителем работ и услуг в части развития и эксплуатации информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и государственных информационных систем Минфина России. Для выполнения этих задач «Гознак» создал специальный филиал — Центр информационных технологий в сфере общественных финансов. С директором ЦИТ «Госфинансы» Андреем Венедиктовичем Семункиным мы обсудили новые задачи и развитие ГИИС «Электронный бюджет».
— Андрей Венедиктович, почему было принято решение создать филиал? Чем удобна именно такая форма управления столь масштабным проектом?
— Я бы хотел начать с небольшой предыстории. «Гознак» уже не один год оказывает ИТ-услуги как для Минфина России, так и для других организаций сектора государственного управления. Например, с 2020 года наша компания отвечает за разработку и эксплуатацию ГИИС в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах. Оператором этой системы является Минфин России, в ней задействованы также Федеральная пробирная палата, Федеральная таможенная служба. Система функционирует в масштабах страны, с ней работают практически все профессиональные участники рынка драгоценных металлов и драгоценных камней.
Кроме того, сегодня АО «Гознак» предоставляет услуги собственных дата-центров, облачной инфраструктуры и еще целый ряд цифровых сервисов. Причем не только для ведомств и коммерческих организаций, но в ряде случаев для физических лиц. К примеру, наш сервис «Гознак.Инвестиции» — первое в своем роде российское решение, которое позволяет пользователям полностью удаленно инвестировать в физическое золото.
Так что при выборе исполнителя, ответственного за развитие своей ИТ-инфраструктуры, Минфин России среди прочего учитывал тот совокупный опыт работы со сложными и комплексными информационными системами, которым сегодня обладает «Гознак». Мы благодарны за оказанное высокое доверие и будем усердно работать над тем, чтобы его оправдать.
Говоря о причинах создания нового филиала, прежде всего стоит обратить внимание на специфику цифровизации сферы общественных финансов в нашей стране. Система «Электронный бюджет», которая лежит в основе этого процесса, развивается уже целое десятилетие и за это время прошла большой путь. Если десять лет назад она представляла собой довольно ограниченный функционал, который применялся на отдельных этапах планирования федерального бюджета, то сегодня в «Электронном бюджете» заключены как управление бюджетным процессом на всех его стадиях, так и управление национальными проектами и государственными программами. Все это происходит в тесной интеграции с целым рядом других государственных информационных систем, включая ГАС «Управление», федеральную систему координации информатизации, единую государственную информационную систему учета НИОКТР, единую информационную систему в сфере закупок, систему межведомственного электронного взаимодействия.
Стоит отметить, что развитие системы «Электронный бюджет» позволяло непрерывно совершенствовать методологию государственного управления, бюджетного процесса, повышать эффективность и оперативность принятия и реализации решений Правительства РФ и Минфина России. Таким образом, на сегодняшний день «Электронный бюджет» — это единое цифровое пространство, которое включает в себя целый комплекс различных процессов государственного управления, связанных между собой. Развивать такую систему, поддерживать ее работу нужно так, чтобы сохранять стабильную и синхронную работу всех этих процессов вне зависимости от того, какая задача решается: разработка нового функционала, очередная модернизация ИТ-инфраструктуры или обеспечение требований информационной безопасности. Для всего этого требуется большое количество людей с уникальными компетенциями, знаниями и навыками. Они должны быть способны уделять пристальное внимание всему множеству взаимосвязей в системе, глубоко погружаться и разбираться в специфике каждого из процессов, которые система обслуживает. В свою очередь, работа этих людей должна проходить в тесной коммуникации, в едином информационном поле.
Именно эти соображения и легли в основу принятия решения о создании нового филиала — отдельного предприятия в структуре АО «Гознак» под названием «Центр информационных технологий „Госфинансы“», которое должно стать, по сути, центром цифровых компетенций Минфина России в сфере общественных финансов.
Кроме того, в сегодняшних реалиях один из главных вызовов для нас заключается в поддержании кадровой обеспеченности. Поиск и удержание сотрудников высокого уровня — задача крайне сложная. Поэтому в наших интересах находить и готовить молодых ИТ-специалистов как можно раньше, на ранних этапах их карьеры. При этом сразу погружать их в работу в непосредственном контакте с более опытными коллегами для решения реальных практических задач. А делать это эффективнее всего, если опираться на инфраструктуру в рамках единого подразделения. В данном случае — в рамках нового филиала АО «Гознак».
К слову, на последнем Московском финансовом форуме было подписано соглашение о сотрудничестве между Минфином России, АО «Гознак» и Финансовым университетом, в рамках которого на базе последнего создается Центр формирования компетенций. В задачи этого центра будет входить подготовка специалистов по разработке и внедрению цифровых инноваций в сфере общественных финансов и государственного управления. Считаю, что это начинание в перспективе поспособствует формированию той необходимой кадровой базы, в которой мы сегодня нуждаемся.
— Правильно ли будет сказать, что ЦИТ «Госфинансы» объединил как вопросы разработки программного обеспечения, так и сопровождение ИТ-инфраструктуры министерства? Как сейчас распределен функционал между Минфином, ЦИТ «Госфинансы» и Казначейством России в части «Электронного бюджета»?
— Будет корректнее сказать, что функционал «Электронного бюджета» распределен прежде всего между Минфином России и Казначейством России. Это распределение закреплено в соответствии с приказом Минфина России от 30 декабря 2019 года № 259н.
В рамках своей зоны ответственности Минфин России выступает идеологом, методологом и организатором всех процессов, связанных с созданием и эксплуатацией подсистем, ИТ-инфраструктуры, соблюдения требований информационной безопасности, а также контролирует работу ЦИТ «Госфинансы». В свою очередь, задачи нашего филиала в настоящее время касаются именно той части «Электронного бюджета», оператором которой является Минфин России.
С одной стороны, «Гознак» выступает как системный интегратор, который обеспечивает планирование, управление, координацию и контроль качества работы большого числа различных команд, разрабатывающих или сопровождающих отдельные программно-технические решения. С другой — значительный объем нашей работы связан с непосредственной разработкой ПО для систем «Электронный бюджет» и АИС «Финансы». Мы также отвечаем за поддержку пользователей, обеспечение функционирования информационных систем, включая всю ИТ-инфраструктуру Минфина России: от высокотехнологичного сетевого и серверного оборудования, средств защиты информации до персональных компьютеров и печатающих устройств.
В числе наших задач и сопутствующие мероприятия, которые должны обеспечить долгосрочное развитие, — изучение и апробация новых технологий, экспертная проработка перспективных направлений, формирование кадрового потенциала для поддержания устойчивого темпа цифровизации бюджетной сферы, о котором я уже сказал ранее.
— Сейчас идет работа над новой версией «Электронного бюджета». На какой стадии этот процесс? Есть ли сложности?
— Сейчас идет активная работа над функционалом планирования федерального бюджета. К концу 2024 года мы по большому счету завершили его разработку и сейчас занимаемся подготовкой к внедрению и эксплуатации. Новый функционал будет использоваться уже в 2025 году при подготовке бюджета на
Работая над новой версией системы, отдельное внимание мы уделяем улучшению пользовательского опыта. Стараемся снизить число операций, которые необходимо выполнить вручную, оптимизировать процессы. Эта работа невозможна без непосредственного участия наших коллег из Минфина России, которые совершенствуют методологию бюджетного процесса и активно помогают нам в создании новой функциональности.
Стартовый функционал новой версии «Электронного бюджета» создается с опорой на новую системную архитектуру. Его внедрение начнется уже во втором квартале 2025 года
Главная и, пожалуй, единственная сложность, с которой мы сталкиваемся, — та же, что и у любой другой компании-разработчика: потребность в кадрах. Весь этот год мы активно формировали костяк нашей команды. Считаю, что нам удалось собрать прекрасный коллектив, но по-прежнему будем расширяться. В том числе рассчитываем на эффект от Центра формирования компетенций. Кстати, с самого начала нашей работы мы сделали ставку на студентов колледжей и вузов. Уже в первый год нашей работы через ЦИТ «Госфинансы» прошло около 20 стажеров, и мы очень довольны полученным результатом. Многие из ребят после стажировки остались в нашей команде и продолжают работать.
— Было озвучено, что у нового «Электронного бюджета» будет новая архитектура. Расскажите о ее особенностях.
— Новая системная архитектура уже разработана. Ее ключевая особенность — полностью импортозамещенный стек как программных, так и аппаратных технологий. Я бы еще отдельно выделил распределенный, сервисный принцип работы, который должен решить проблемы быстродействия и стабильности функционирования «Электронного бюджета». Особое внимание уделено подходам к обеспечению требований информационной безопасности, в том числе к обработке информации ограниченного доступа.
Стартовый функционал новой версии «Электронного бюджета» создается с опорой на новую системную архитектуру. Его внедрение начнется уже во втором квартале этого года. Далее, исходя из первых результатов такого внедрения, мы с коллегами из Минфина России сможем сформировать дорожную карту перевода всех прочих подсистем «Электронного бюджета» на новую архитектуру. Сейчас трудно оценить предельные сроки такого перевода. Система «Электронный бюджет» очень сложная и масштабная, а ее коренная модернизация — ответственная задача, при решении которой необходимо учитывать множество различных факторов.
Надо сказать и еще об одном аспекте, который уже решен в рамках проведенной работы: теперь создаваемая новая версия системы — это платформенное решение, которое в будущем позволит создавать в короткое время новые цифровые сервисы, обеспеченные необходимыми инфраструктурными ресурсами, средствами защиты информации. Все это в итоге положительно скажется на скорости и качестве развития системы в будущем.
— Какие еще новации «Электронного бюджета» вы можете отметить?
— Наверное, основные я уже упомянул: высокий уровень информационной безопасности, импортозамещенная платформа, сервисная архитектура. К ним я бы добавил внедрение клиентских сценариев, когда система «ведет» пользователя в направлении нужного ему результата вместо того, чтобы заставлять его заполнять массу полей в многочисленных разрозненных меню.
Еще момент: в новой версии будут внедрены инструменты пользовательского конструирования. Они позволят пользователям при необходимости самостоятельно, с помощью интерфейса самого «Электронного бюджета» производить тонкую донастройку системы под свои задачи без привлечения разработчиков и написания кода. Это должно существенно сократить время на разработку новых или доработку имеющихся функций «Электронного бюджета». Также мы пересмотрели подходы к организации хранения данных, что расширит аналитические возможности системы.
И наконец, важное направление, которому Минфин России уделяет много внимания и в котором мы активно поддерживаем наших коллег, — это применение инструментов искусственного интеллекта. В ходе подготовки бюджета на
Сегодня мы активно прорабатываем еще несколько новых проектов по внедрению ИИ-агентов в работу системы, в том числе с привлечением уже собственных разработок «Гознака». Основная задача у всех этих проектов — передача рутинных операций от человека к машине, помощь в заполнении документов, проверка их корректности. Возможно, результаты некоторых из этих проектов будут доступны пользователям «Электронного бюджета» уже в бюджетном цикле
— К проблемам ныне действующего «Электронного бюджета» региональные министры финансов относят технические проблемы, частые обновления и недостаточно активную техническую поддержку. Будет ли новая система избавлена от этих недочетов?
— Постараемся решить эти проблемы. Но следует обратить внимание на причины. Как правило, обновления системы, которые возникают неожиданно для пользователей, происходят в результате произошедших изменений в нормативном регулировании. Эти изменения, в свою очередь, влекут за собой необходимость как можно скорее привести функционал системы в соответствие с новыми нормативными актами, чтобы принятые на бумаге решения можно было технически реализовать. Обычно все это необходимо сделать в предельно сжатые сроки, и в таких условиях возникновение каких-то технических проблем, к сожалению, неизбежно.
Мир, в котором мы сегодня живем, стал очень изменчив, и, говоря словами из «Алисы в Зазеркалье», «нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее»! Поэтому при создании новой версии «Электронного бюджета» мы стремимся к тому, чтобы изменения в системе можно было выполнять в более короткие сроки, чем это происходит сейчас в текущей версии. Соответственно, больше времени останется на «полировку» этих изменений, на то, чтобы подготовить к ним пользователей. Собственно, решению в том числе этой задачи и посвящены пользовательские сценарии, ИИ-ассистенты, а также автоматизация рутинных операций, о которых мы только что говорили.
— Будут ли пользователи новой системы проходить специальное обучение для работы в ней или в этом нет необходимости?
— Приходят на память слова Александра Васильевича Суворова: «Ученье — свет, а неученье — тьма!» Без обучения и постоянного повышения своих знаний невозможно работать в тех сферах, которые охватывает «Электронный бюджет». Но, конечно же, овладение инструментарием системы не должно само по себе превращаться в науку. Закладывая принципы клиентских сценариев, механику интеллектуальных помощников, мы рассчитываем снизить нагрузку на пользователей в части изучения всех тонкостей работы с системой. Хотя, повторюсь, без обучения в этой сфере работать невозможно, и этот формат мы пока не планируем исключать.
— Вы сегодня много раз упоминали важность кадров. Расскажите о вашем коллективе. Сколько у вас работает специалистов, из каких сфер они пришли?
— Сегодня нас работает около 200 человек. На первом этапе формирования команды к нам присоединились те, кто уже работал на проектах Минфина России, являясь сотрудниками таких сильных ИТ-компаний, как ГНИВЦ ФНС России, «Ростелеком» и ряд их партнеров. Ядро коллектива составили и бывшие сотрудники Минфина России, Федерального казначейства, финансовых органов субъектов РФ и федеральных органов исполнительной власти. Часть наших коллег пришли из компаний — лидеров отечественного ИТ-рынка, многие с опытом участия в успешных проектах создания и эксплуатации других крупных государственных информационных систем.
Но не устаю повторять, важно, что к этой работе мы активно привлекаем студентов, молодых специалистов, для которых ЦИТ «Госфинансы» — первое место работы и для кого профессиональная жизнь начинается с таких сложных, интересных и значимых проектов, какие мы реализуем для Минфина России и на благо всей нашей страны.
Подготовила А. Ю. Ольховая