Версия для печати 84 Материалы по теме

Уже много лет Союз финансистов России ведет проект «Обмен опытом». Каждый член СФР имеет возможность направить запрос в союз для получения информации о практическом опыте решения озвученной проблемы от коллег со всей страны. Кто-то уже решил эту задачу, кто-то на практике увидел, что какие-то алгоритмы неэффективны и не стоят внимания. Получив все сведения, коллеги могут принять наиболее оптимальное решение проблемного вопроса. В рамках рубрики «От СФР» журнал «Бюджет» будет освещать некоторые запросы регионов и цитировать выдержки из ответов коллег.

В 2024 году в СФР поступило 44 обращения руководителей финорганов муниципалитетов и регионов по актуальным вопросам текущей деятельности. По трем из них мы сделали небольшой обзор.

Новосибирская область. Запрос: выпуск облигаций для населения

Coat_of_arms_of_Novosibirsk_oblast.svg.jpg

Еще в конце 2023 года органам государственной власти субъектов РФ было рекомендовано рассмотреть потенциал выпуска облигаций для населения. Министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области в своем запросе отметило, что «в текущих условиях при формировании областного бюджета с предельным дефицитом выпуск целевых облигаций для населения, подразумевающий конкурентный уровень доходности в сравнении с другими инструментами инвестирования средств для физических лиц, а также необходимость поддержания на счете средств в объеме эмиссии для обеспечения своевременности возможного выкупа облигаций», выпуск народных облигаций возможны только при внесении в бюджетное законодательство определенных поправок. А именно:

1. Корректировки абзаца 3 пункта 2 статьи 92.1 БК РФ в части предоставления возможности превышения установленных ограничений по дефициту бюджета на объем бюджетных ассигнований, направленных на финансирование проектов за счет средств, полученных от размещения облигаций для населения.

2. Корректировки пункта 3 статьи 106 БК РФ в части возможности превышения предельного объема заимствований на номинальную стоимость облигаций для населения, находящихся в обращении, так как у эмитента сохраняется обязанность обеспечить погашение облигаций, предъявленных к выкупу владельцами в любое время.

3. Корректировки частей 1 и 2 пункта 5 статьи 107.1 БК РФ в части исключения из расчета показателей долговой нагрузки и годового объема платежей по погашению и обслуживанию долга объема расходов на погашение и обслуживание выпуска облигаций для населения.

4. Редактирование правил реструктуризации бюджетных кредитов субъектов РФ (постановление Правительства РФ от 13 декабря 2017 года № 1531) в части определения возможности превышения установленных ограничений по уровню бюджетной долговой нагрузки на объем выпуска облигаций для населения.

Мнение членов союза

Свое мнение высказали 40 членов союза. При обсуждении были отмечены недостатки этого финансового инструмента, а также непростая экономическая ситуация в настоящий момент для бюджетов, что осложняет его применение. К основным препятствиям для выпуска народных облигаций члены союза отнесли длительность процедуры по сравнению с банковскими кредитами, высокую ключевую ставку. Почти все отметили высокую стоимость инструмента. Помимо расходов на обслуживание государственного долга в размере непосредственно купонных выплат по облигациям, эмитент несет расходы по контракту с Национальным расчетным депозитарием, а также расходы, связанные с выплатой вознаграждения за объем реализованных облигаций на финансовой платформе «Финуслуги». Среди рисков также волатильность финансовых рынков, низкий уровень бюджетной обеспеченности регионов и высокий государственный долг.

Московская область

При этом, например, Министерство экономики и финансов Московской области поддержало предложение Новосибирской области о внесении изменений в БК РФ и постановление Правительства РФ в части предоставления регионам возможности превышать ограничения по дефициту бюджета и долговой нагрузке для осуществления выпуска облигационных займов для населения.

Московская область заинтересована в размещении облигаций для физических лиц, так как это является одним из источников развития экономического потенциала региона, а также понятным и доступным инструментом получения дополнительного дохода для населения. В 2022 году регион планировал осуществить выпуск облигационного займа для населения (проводился предварительный мониторинг рынков и законодательства). Однако сложная экономическая ситуация в стране, волатильность финансовых рынков, сложившиеся в 2022 году, не позволили осуществить задуманное. Такая тенденция сохраняется до сих пор. Тем не менее регион планирует вернуться к вопросу о размещении облигаций для физических лиц в более благоприятной ситуации.

Поделиться