Версия для печати 87 Материалы по теме

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам организовал круглый стол на тему «Налоговые изменения для субъектов малого и среднего предпринимательства: влияние на доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ и особенности применения законодательства о налогах и сборах с 1 января 2025 года». Предметом обсуждения участников события стали изменения законодательства о налогах и сборах, которые вступили в силу с начала этого года. Они значительно поменяли условия по НДФЛ, налогу на прибыль, существенно расширили упрощенную систему налогообложения.

НДС и выручка

С 1 января наступившего года компании и ИП на упрощенной системе налогообложения стали плательщиками НДС. Освобожден от этой обязанности только бизнес с доходами за 2024 год до 60 миллионов рублей (таблица).

Таблица. Ставка НДС в зависимости от выручки

Ставка НДС

Лимит доходов в год

Право на вычет НДС по приобретенным товарам, работам или услугам

Освобождение

Не более 60 млн руб.

Нет

5%

Свыше 60 до 250 млн руб. включительно

Нет

7%

Свыше 250 до 450 млн руб. включительно

Нет

Основная — 0%, 10% или 20%

Свыше 60 до 450 млн руб. включительно

Да

Новый льготный налоговый режим при переходе из малого бизнеса в средний и крупный позволит поменять УСН на общую систему налогообложения без увеличения нагрузки по налогам. Разработать такую меру поручил В. В. Путин на Петербургском международном экономическом форуме. Тогда он пояснил, что компании, выросшие из разряда малых и средних, теряют право на льготные режимы. И пока они не оформят льготы, установленные для крупного бизнеса, налоговая нагрузка на них значительно увеличивается. Поэтому у них нет стимула переходить в другую «весовую» категорию, и многие компании разными способами, в том числе дроблением бизнеса, пытаются остаться в категории МСП.

Председатель комитета по экономической политике, инвестициям, промышленности и предпринимательству Ярославской областной думы М. С. Вахруков рассказал, что еще в преддверии налоговой реформы ярославские парламентарии попытались оценить, какую роль играет малый и средний бизнес в формировании доходов бюджета. «На сегодняшний момент МСП формирует более 25 процентов доходов регионального бюджета, — отметил он. — В 2024 году совокупный прирост поступлений от предприятий МСП планируется на уровне прироста расходов бюджета — в размере 4,5 миллиарда рублей. При этом ежегодно налоговая нагрузка на малый и средний бизнес за последние три года увеличивается не менее чем на 20 процентов, в 2025 году ожидается 25 процентов. Я сейчас имею в виду только региональные налоги».

Ярославский депутат подчеркнул, что реформа бросает вызов устойчивости малого и среднего бизнеса, поскольку в регионе она проходит на фоне постепенного отказа от налоговых льгот. «На сегодняшний момент налоговых льгот в Ярославской области для субъектов МСП не осталось. Все это — в условиях роста заработных плат, то есть издержек на персонал с максимальной в истории ставкой рефинансирования. Если не найти действенных инструментов поддержки МСП, то динамика прироста сектора в Ярославской области, который и так за последние три года свелся практически к нулю, будет отрицательной», — сообщил Вахруков.

Поделиться