Традиционно каждый новый год начинается со вступления в силу поправок в законодательство о закупках. Январские изменения 2025 года выглядят не самыми масштабными на фоне некоторых минувших лет, однако и с ними практикующему специалисту необходимо быть знакомым. Они разрозненны и не всегда просты для понимания. А кроме поправок в законодательство о закупках 2025 год встречает нас и целым набором законодательных инициатив, которые предполагают существенную корректировку действующих правил.
Дмитрий Александрович Казанцев, член Совета ТПП РФ по развитию системы закупок, кандидат юридических наук
Основной массив изменений, вступающих в силу с 1 января 2025 года, касается новых правил импортозамещения и новых процедурных аспектов проведения закупок. Они были широко анонсированы еще в прошлом году, а потому нужно лишь освежить знания о них.
Запреты, ограничения и преференции
С 1 января 2025 года вступает в силу новая редакция статьи 14 закона о контрактной системе, предусматривающая универсализацию правил предоставления национального режима, а точнее, правил установления исключений из национального режима, известных в обиходе как импортозамещение. Теперь эти полномочия уже официально централизованы в ведении Правительства РФ, которое устанавливает правила импортозамещения и для государственных и муниципальных заказчиков, и для государственных компаний.
Новой редакцией Закона № 44‑ФЗ предусмотрены три базовых инструмента импортозамещения:
1) полный запрет на участие в закупке для иностранных производителей;
2) ограничение на участие в закупке для иностранных производителей по принципу «второй лишний»;
3) ценовые преференции для отечественных производителей (при сопоставлении заявок для целей выбора победителя заказчик обязан делать вид, что в предложении о поставке российской продукции цена снижена — как правило, речь идет о 15%).
В статье 14 предусмотрены обособленные правила применения каждой из этих мер при закупке товаров, при закупке работ и при закупке услуг. Перечни продукции, при закупке которых заказчик обязан применять ту или иную меру, определяются постановлением Правительства РФ[1]. Специалисту необходимо внимательно изучить эти правила, но в целом суть их сводится к следующему.
Прежде всего постановление включает в себя приложение, содержащее перечень продукции, в отношении которой введен полный запрет на закупку у иностранных производителей. В этом перечне фигурирует почти 150 категорий продукции — от лифтов и вертолетов до аудиторских услуг и услуг финансовых консультантов. Помимо названного перечня, аналогичный запрет распространяется на закупки всех категорий продукции в рамках государственного оборонного заказа для выполнения мероприятий государственных программ РФ, государственной программы вооружения. Заказчику важно не забыть и о том, что помимо установления запрета предусмотрено почти полсотни исключений из него.
Во-вторых, постановлением предусмотрен перечень продукции, при закупке которой применяется ограничение по принципу «второй лишний». Проще говоря, если при закупке данной продукции заказчик получил хотя бы одно предложение о поставке с территории ЕАЭС, соответствующее требованиям извещения о закупке, то он обязан отклонить все предложения о поставке импортной продукции. То, что в этом случае де-факто будет отсутствовать конкуренция и закупку нужно будет признать несостоявшейся для последующего заключения контракта с единственным поставщиком, заказчика останавливать не должно.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала «Бюджет»
Оформить подписку Войти