На протяжении четырех лет сотрудники Финансового университета решали научную проблему разработки теоретических и методологических основ формирования системы контроллинга в госсекторе. Ее внедрение, по мнению ученых, должно обеспечить повышение эффективности государственного управления на основе совершенствования контрольно-диагностического и организационно-методического инструментария и процедур.
Елена Алексеевна Федченко, заместитель заведующего кафедрой «Финансовый контроль и казначейское дело» Финансового университета при Правительстве РФ, доктор экономических наук, профессор
Основы методологии
Целесообразность формирования и внедрения системы контроллинга в организациях государственного сектора вызвана рядом причин. Прежде всего это необходимость обеспечения их конкурентоспособности, устойчивого функционирования и развития, прозрачности, подотчетности и контролируемости результатов работы в новых условиях функционирования. Я имею в виду неопределенность во внутренней и внешней среде, глобальные экономические изменения, новые концептуальные подходы к роли государства и госорганизаций в экономике. Сюда же можно отнести построение информационной и цифровой экономики, информатизацию и цифровизацию управленческих процессов и важность быстрой ответной реакции на происходящие изменения[1].
В качестве ключевых направлений контроллинга в государственном секторе определены: целеполагание, стратегическое планирование, бюджетирование и внутренний контроль. Авторами предложены концептуально новые методологические подходы к формированию системы контроллинга в государственном секторе: системный, процессный, рискориентированный и цифровой смарт-контроллинг.
Системный подход — направление методологии научного познания контроллинга, в основе которого лежит его рассмотрение как системы. Это целостный комплекс согласованных инструментов, методик, алгоритмов, процедур, ориентированных на координацию и поддержание основных функций управления государственного органа и государственной организации, направленных на объективность оценки и прозрачность представления результатов, исключение рисков, связанных с внутренней и внешней средой.
Процессный подход — направление методологии научного познания контроллинга, в основе которого лежит совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих процессов по управлению и координации стратегического планирования, анализа, мониторинга, информирования, внутреннего контроля. Конечная цель — повышение эффективности деятельности государственного органа и госорганизации.
Рискориентированный подход — направление методологии научного познания контроллинга, ориентированного на достижение стратегических и оперативных целей посредством ранней диагностики рисков и выработки системы ответной реакции на основе обратной связи в условиях неопределенности внешней и внутренней среды.
Цифровой смарт-контроллинг — автоматизированная электронная среда системы контроллинга субъектов государственного сектора, помогающая принимать эффективные управленческие решения через хранение, систематизацию и аналитическую обработку данных.
По мнению авторов, именно системный подход позволит реализовать процессы и процедуры контроллинга: координацию и информационно-методическое обеспечение планирования, согласование стратегической и оперативной деятельности, упорядочение процедур контроля и оценки рисков.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала «Бюджет»
Оформить подписку Войти