Чеченская Республика активно работает над улучшением инвестиционного климата. Новые проекты в перспективе могут помочь региону снизить зависимость республиканского бюджета от федерального. Легализацию неформально занятых, увеличение доходов, эксперимент по исламскому банкингу и перспективные направления развития территории мы обсудили с заместителем председателя Правительства Чеченской Республики — министром финансов Султаном Хумаидовичем Тагаевым.
— Султан Хумаидович, какие основные вызовы стоят перед республиканским бюджетом в новом году?
— Начало каждого финансового года для нас уже вызов, так как впереди рутина исполнения республиканского бюджета. Но опыт предыдущих лет показывает: как бы сложно ни было, мы всегда своевременно закрываем вопрос исполнения бюджета.
Если же говорить о конкретике, то без цифр не обойтись. Объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета составляет в 2025 году 103,7 миллиарда рублей. В их рамках произошел рост дотаций и субвенций, в то же время на 3,5 миллиарда рублей снизились субсидии. Сокращение субсидий из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств Чеченской Республики отрицательно сказывается на развитии региона. Так что этот параметр я вполне могу назвать бюджетным риском.
Прогнозируемый объем налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета на 2025 год составляет 26,3 миллиарда рублей. Это на 18,2 процента, или 4 миллиарда рублей, больше, чем было в прошлом году. Общий объем расходов республиканского бюджета — 138 миллиардов рублей. Соответственно, дефицит составит 8 миллиардов рублей. Тем не менее это я скорее готов отнести к положительным моментам, так как к уровню 2024 года дефицит сократился на 8,7 миллиарда рублей.
— Уменьшение субсидий связано с тем, что в России изменились уровни софинансирования Федерацией нацпроектов и госпрограмм в связи с использованием уровня РБО 2024 года вместо
— Нет, уровни софинансирования у нас не изменились. В соответствии с распоряжением Правительства РФ[1] уровень софинансирования расходных обязательств Чеченской Республики из федерального бюджета в отношении субсидий на реализацию региональных проектов, а также на госпрограмму РФ «Комплексное развитие сельских территорий» на
— Есть ли перемены в долговой политике региона? На какие проекты планируете направить часть долга, которая будет списана по решению Президента РФ?
— Нет, никаких значимых перемен не произошло. Основной целью долговой политики Чеченской Республики, как и в предыдущие годы, является сохранение объема государственного долга на экономически безопасном уровне.
По состоянию на 1 января 2025 года объем консолидированного долга республики составил порядка 17,68 миллиарда рублей. В том числе около 17,65 миллиарда — долг по кредитам из федерального бюджета, 34,2 миллиона — объем долговых обязательств муниципальных образований региона по бюджетным кредитам из республиканского бюджета. Долговые обязательства по государственным (муниципальным) ценным бумагам, а также государственные (муниципальные) гарантии и коммерческие кредиты в структуре государственного долга региона на данный момент отсутствуют.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала «Бюджет»
Оформить подписку Войти