Конец зимы — идеальное время для подведения итогов прошлого года и оценки перспектив года наступившего. Исполнение региональных бюджетов, грядущее списание бюджетных кредитов и новации бюджетного законодательства мы обсудили с депутатом Государственной думы, председателем Совета Союза финансистов России Валентиной Николаевной Артамоновой.
— Валентина Николаевна, как вы оцениваете исполнение бюджетов регионов в текущем году? С какими сложностями пришлось столкнуться субъектам РФ, а что, напротив, было лучше ожиданий?
— Несмотря на все сложности, а это и экономические санкции, и разрыв хозяйственных цепочек, и рост ключевой ставки Центрального банка во второй половине 2024 года, ситуацию с исполнением бюджетов за прошлый год я оцениваю как стабильную. По итогам прошлого года отмечается рост поступления налоговых и неналоговых доходов в бюджеты субъектов РФ к уровню 2023 года. По предварительным данным, рост составил 15 процентов. Что касается планового показателя, то он выполнен на 109,9 процента: при плане 18,7 триллиона рублей получено 20,5 триллиона доходов. Не справились с выполнением плана 14 субъектов, все остальные выполнили и перевыполнили план по доходам.
В течение года на совещаниях, круглых столах Союза финансистов России мы постоянно обсуждали межбюджетные отношения и, конечно, исполнение бюджетов. Особую обеспокоенность вызывало поступление налога на прибыль, и на это есть ряд причин. Во-первых, у нас есть субъекты, где основные плательщики этого налога — предприятия сырьевой промышленности, угольной отрасли, экспортно ориентированные предприятия, экспорт которых сократился в результате экономических санкций. При этом хочу отметить, что по налогу на прибыль прогноз был более негативный, чем итоговый результат 2024 года. В целом по данному налогу снижение поступлений к уровню 2023 года составило четыре процента при прогнозе в минус 10 процентов. Но в ряде субъектов отмечено более серьезное падение доходной базы. Это такие регионы, как Кемеровская и Липецкая области, Бурятия, Хакасия и ряд других. Вторая причина, по которой прогнозировалось снижение поступления налога на прибыль, касается механизма его перераспределения от бывших участников консолидированных групп налогоплательщиков. Данный показатель выполнен всего лишь на 61 процент от прогноза.
Лучше прогнозных ожиданий были поступления по НДФЛ. Рост обусловлен увеличением средней заработной платы по стране. В прошлом году он составил более 19 процентов.
Итоговое заседание совета СФР
В конце 2024 года Союз финансистов России провел итоговое заседание совета союза. Конечно, на заседании были подведены и итоги прошедшего года, однако основное внимание все же было уделено новому году. Члены совета обсудили наиболее актуальные вопросы финансового года, а также внесли свои предложения в план работы.
Среди основных направлений деятельности СФР в 2025 году можно выделить подготовку предложений по совершенствованию действующего налогового и бюджетного законодательства на основе инициативных обращений членов союза, работу в рамках соглашения о сотрудничестве СФР и НИФИ, а также проведение Всероссийского конкурса «Финансовый старт». Продолжится реализация проектов «Бюджетная среда по средам», «Обмен опытом», «Лучшие практики членов Союза финансистов России». Помимо этого, в 2025 году стартует новый проект «Финансовые решения от практиков». В СФР ожидают, что он станет площадкой для обмена информацией при решении конкретных задач и объединит экспертный контент, материалы и наработки людей с успешным опытом решения тех или иных вопросов, причем не только в финансовой сфере.
Основные направления деятельности союза на 2025 год были одобрены советом. Теперь они будут вынесены на согласование на общем собрании, которое состоится 19 февраля.
— Видите ли вы изменения в долговой политике регионов? В стране немало субъектов РФ, где коммерческие кредиты не замещены бюджетными. По какому принципу Федерация выбирает регионы для замещения кредитов?
— В течение последних лет Министерство финансов РФ проводило последовательную политику по сокращению государственного долга субъектов, замещению коммерческих заимствований бюджетными кредитами. Вологодская область, к примеру, при поддержке Минфина погасила коммерческие заимствования еще в 2016 году и с того момента больше не привлекала банковские займы.
В целом государственный долг субъектов РФ сокращается, и по итогам 2024 года тенденция сохраняется. Объем госдолга субъектов по состоянию на 1 декабря 2024 года составил 3,88 триллиона рублей. При этом в структуре госдолга регионов значительно выросла доля бюджетных кредитов: сейчас она составляет 82 процента.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала «Бюджет»
Оформить подписку Войти