Муниципалитеты, как правило, первыми сталкиваются с запросами, проблемами, инициативами и обращениями граждан. И это не случайно, ведь жители в первую очередь взаимодействуют с наиболее близким им уровнем власти — с местным самоуправлением. Чтобы обеспечить реализацию прав населения, на местах работает незримый для обычного человека механизм, который имеет сложное устройство, где каждая маленькая деталь является частью целого и увязана с другими составляющими. Существенная часть такого механизма — обратная связь с населением, представляющая собой важнейшую функцию муниципальной работы. Она также выражается в функционировании особых институтов гражданского участия, создающих базу для реализации инициатив развития территорий, для повышения качества жизни на местах. В этой статье представители Общероссийской ассамблеи развития территорий и общественного самоуправления по просьбе журнала «Бюджет» рассуждают о том, каким будет местный уровень власти с учетом существующих тенденций развития МСУ.
Виктор Борисович Кидяев, председатель Общероссийской ассамблеи развития территорий и общественного самоуправления (ОАТОС), член Совета при Президенте РФ по развитию местного самоуправления, депутат Государственной думы
МСУ и «большие проекты»
Сегодня местное самоуправление как ответственный партнер входит в единую систему публичной власти, где каждый уровень работает на достижение общей задачи — развитие страны, повышение качества жизни граждан. Особую роль в этом играют национальные проекты, вовлекающие в свою реализацию все уровни и ветви госуправления. Поставленные Президентом России В. В. Путиным в указе от 7 мая 2024 года № 309 семь национальных целей охватывают широкие сферы общественной жизни, в каждой из которых значимую роль играет местное самоуправление.
Сегодня муниципалитеты активно встроены в реализацию национальных проектов на местах, обеспечивая вовлечение людей в общегосударственные и региональные мероприятия. Одним из показательных примеров такого вовлечения является Всероссийское онлайн-голосование по выбору объектов благоустройства. В 2024 году в нем приняло участие 17,2 миллиона человек, а с организацией и проведением помогали более 214 тысяч волонтеров.
Несмотря на то что ответственным за проект является Минстрой России, в работу были включены и другие федеральные министерства, а также региональные правительства и муниципалитеты. Муниципалитеты участвовали в формировании списков объектов для голосования, вели широкую информационную работу на местах, содействовали работе волонтеров. И это прекрасный пример того, как местное самоуправление органично встроилось во всероссийское мероприятие, реализуемое в рамках национального проекта. Такое вовлечение (на проектной основе) показывает хороший результат, а значит, станет тенденцией на ближайшие годы.
Важно отметить, что все семь национальных целей, поставленных главой государства, имеют муниципальное измерение. Органы местного самоуправления наделены определенными функциями и полномочиями по каждой из них либо обеспечивают достижение различных задач. Например, реализация патриотического воспитания происходит в том числе через системную муниципальную культурную политику. А цифровая трансформация напрямую зависит от модернизации управленческих процессов в муниципалитетах. И такое включение муниципального сектора в общую для страны деятельность можно увидеть практически повсеместно. Можно смело сказать, что в ближайшие годы муниципалитеты и далее будут активно встроены в работу по реализации национальных проектов.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала «Бюджет»
Оформить подписку Войти