Ленинградская область завершила 2024 год в статусе одного из лидеров по уровню цифровой трансформации среди регионов России. Передовые технологии позволяют местным органам власти не только эффективно оказывать услуги гражданам и бизнесу, но и оптимизировать внутренние процессы госуправления, обеспечивать единую цифровую среду и качественные каналы взаимодействия для всех участников. Среди этих процессов, безусловно, одним из важнейших является планирование и исполнение бюджета. О созданной единой платформе бюджетно-финансовых сервисов Ленинградской области и ее развитии в 2024 году рассказал первый заместитель председателя Правительства Ленинградской области — председатель Комитета финансов Роман Иванович Марков.
В 2024 году Ленинградская область отметилась рядом достижений в сфере ИТ. Так, к концу первого полугодия она поднялась с
Экосистема бюджетно-финансовых сервисов
Сегодня в регионе функционирует единая платформа бюджетно-финансовых сервисов (далее — Платформа, Экосистема), обеспечивающая цифровизацию соответствующих процессов государственного управления. За 20 лет непрерывного развития Платформа стала высокотехнологичным комплексным инструментом, решающим практически все имеющиеся задачи в части обеспечения бюджетного процесса региона.
Экосистема представляет собой комплекс интегрированных между собой информационных систем, автоматизирующих все этапы бюджетного процесса, управление закупками, государственным и муниципальным имуществом, ведение бюджетного (бухгалтерского) учета. Она позволяет региону выстраивать сквозные цифровые процессы и обеспечивает взаимодействие с базовыми федеральными сервисами и региональными отраслевыми системами. Использование функциональных возможностей Экосистемы обеспечивает достижение ключевых целей цифровизации бюджетной сферы:
- высокую скорость обмена данными;
- соблюдение однократного ввода и идентичности документов во всех компонентах системы бюджетно-финансового сектора;
- переход на цифровое взаимодействие и юридически значимый электронный документооборот;
- снижение доли рутинной, механической работы, сокращение временных издержек по типовым операциям;
- прозрачность, открытость и подотчетность финансово-хозяйственной деятельности государственных учреждений;
- повышение качества финансового менеджмента организаций сектора государственного управления.
Управление бюджетным процессом
Центральным элементом Платформы является информационная система «Управление бюджетным процессом Ленинградской области» (ИС УБП ЛО), разработанная на основе программных продуктов «АЦК-Финансы» и «АЦК-Планирование» БФТ-Холдинга. Основными подсистемами ИС УБП ЛО являются:
- подсистема планирования бюджета;
- подсистема исполнения бюджета;
- подсистема хранения электронных документов;
- подсистемы, обеспечивающие ведение бюджетного (бухгалтерского) учета.
Главная задача Экосистемы заключается в централизации финансовых процессов областного и муниципального уровней, включая сеть государственных и муниципальных учреждений. Такой подход позволяет внедрить единые стандарты в работу всех участников бюджетного процесса, наладить цифровое взаимодействие и юридически значимый электронный документооборот с общим хранилищем данных и электронных документов.
На одном из этапов развития у нас родилась идея сравнить бюджетно-финансовые сервисы региона с периодической системой химических элементов Д. И. Менделеева: структурировать каждый элемент системы, чтобы он занял свое место в общей иерархии (см. таблицу бюджетно-финансовых сервисов). Разделение на группы — планирование, исполнение, учет и отчетность — позволило нам организовать данные и процессы по четким функциональным направлениям. Подобно тому, как таблица Менделеева обогащалась новыми элементами, мы постепенно наполняем информационное пространство ИС УБП ЛО как новыми электронными документами, так и целыми подсистемами.
Аналогично химическим элементам, которые сгруппированы по свойствам и реакциям, мы определили взаимосвязи бюджетных процессов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Это позволяет обеспечивать прозрачность и согласованность между различными уровнями управления. Такая систематизация является ключом к эффективной цифровизации и оптимизации бюджетных процессов точно так же, как таблица Менделеева служит основой для понимания химических. Важно, что каждое звено в этой Экосистеме играет свою роль, позволяя создать гармоничное единое целое, способствующее успешному функционированию финансовых процессов региона. Такое четкое структурирование позволяет нам не только упорядочить бюджетно-финансовые процессы, но и значительно повысить точность и результативность в определении задач для перспективного развития.
Импортозамещение
Развитие Экосистемы планируется с учетом государственной стратегии импортозамещения, что не только создает защиту от внешних рисков, но и открывает новые возможности для улучшения функционала. В данном процессе мы делаем акцент на продуктивной интеграции новых модулей и инструментов, а также на усилении технической инфраструктуры, что способствует повышению общей эффективности системы.
Одним из ключевых шагов стало обновление инфраструктуры данных через переход на импортонезависимые системы управления базами данных (СУБД). Это решение не только усилило безопасность данных, но и обеспечило контроль их обработки в соответствии с современными требованиями. Переход на отечественные технологии позволяет снизить зависимость от зарубежных технологий и, как следствие, повысить уровень информационной безопасности.
Также были созданы дополнительные мощности, включая современные серверы, которые обеспечивают гибкость и устойчивость в управлении нагрузкой. Эти серверы способны обрабатывать большие объемы данных, что критически важно для функциональности Экосистемы в условиях развития сервисов. При этом развиты системы хранения данных, которые гарантируют надежный доступ к информации и защиту этих данных.
Такие изменения не являются временными мерами, они внедряются с учетом долгосрочных стратегий развития. Каждая новая мощность интегрируется в общую архитектуру системы, создавая крепкий фундамент для цифровизации бюджетного процесса региона. Таким образом, импортозамещение не только укрепляет существующие возможности системы, но и создает пространство для инноваций и адаптации к меняющимся требованиям экономики.
Новые инструменты и функции
В рамках последнего проекта модернизации ИС УБП ЛО была расширена область применения электронного документооборота в части предоставления субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания и субсидий на иные цели, автоматизирован процесс актуализации и обработки бюджетных обязательств, дополнительно автоматизирован процесс санкционирования расходов и реализован электронный документооборот в соответствии с приказом Минфина России № 61н. Остановимся подробнее на перечисленных обновлениях.
Функции ведения соглашений о субсидиях и обработки бюджетных обязательств
Проект модернизации ИС УБП ЛО в части автоматизации процессов формирования и ведения соглашений о порядке и условиях предоставления субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий и субсидий на иные цели (далее — Соглашения) реализовывался в два этапа.
На
На
В результате проекта 2024 года в ИС УБП ЛО появились новые функции, обеспечивающие:
- возможность формирования и ведения в электронном виде Соглашений;
- возможность автоматической постановки на учет бюджетных обязательств по заключенным Соглашениям;
- возможность передачи указанных Соглашений и бюджетных обязательств из подсистемы исполнения бюджета в ПБУУ;
- мониторинг процессов заключения и исполнения Соглашений между учредителями и учреждениями Ленинградской области.
Стоит подчеркнуть важность функционала мониторинга процесса заключения Соглашений между учредителями и учреждениями Ленинградской области, реализованного в подсистеме планирования бюджета региона. Сотрудники финансового органа получили инструмент, позволяющий контролировать динамику процесса взаимодействий между учредителями и учреждениями по Соглашениям. С его помощью специалисты финансового органа могут просматривать и анализировать информацию в разрезе учредителей по количеству заключенных Соглашений, суммам Соглашений и суммам, предусмотренным на соответствующие цели по росписи. Качественная аналитика повышает прозрачность процессов выделения субсидий учреждениям и усиливает контроль за использованием бюджетных средств.
В итоге за 2024 год в подсистеме планирования бюджета с автономными и бюджетными учреждениями Ленинградской области было заключено более 16 тысяч Соглашений (основных и дополнительных), включая муниципальный уровень.
Автосанкционирование
Процесс санкционирования расходных документов — это та часть работы любого финансового органа, которая кажется рутинной, но на самом деле требует большой сосредоточенности, внимательности и, безусловно, трудозатратна. Четко выстроенный процесс, жесткие контроли при заполнении документов со стороны учреждений и, конечно, функциональная системная поддержка позволили автоматизировать эти ежедневные операции, значительно сократить количество документов, поступающих на санкционирование к сотрудникам финансового органа.
Автосанкционирование позволяет обрабатывать большой поток регулярных платежей автоматически, без участия сотрудников финансового органа, автоматизированно проверяя документы по имеющимся в подсистеме исполнения бюджетов данным и проводя по статусам те документы, которые прошли все этапы контроля. Это значительно ускоряет работу учреждений при осуществлении расходов, сотрудников финансового органа при проведении ими функций контроля и санкционирования.
Приоритеты и планы
Уже несколько лет единая платформа бюджетно-финансовых сервисов позволяет финансовому органу Ленинградской области эффективно автоматизировать ключевые процессы управления бюджетными средствами. Успешный опыт работы с функционалом Экосистемы, а также требования действующего законодательства обуславливают необходимость дальнейшего развития и расширения сферы ее использования.
Во-первых, речь идет о реализации положений распоряжения Правительства РФ от 16 марта 2024 года №
И во-вторых, развитие подсистемы планирования бюджета региона с целью автоматизации получения сведений о заключенных соглашениях о предоставлении субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, в том числе бюджетным и автономным учреждениям, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг из ГИИС «Электронный бюджет» с целью автоматизации принятия к учету бюджетных обязательств. Новый сервис станет очередным элементом таблицы бюджетно-финансовых сервисов Ленинградской области.