В начале 2022 года Счетная палата РФ выпустила довольно громкий отчет, посвященный работе преференциальных режимов в стране. Тогда основной вывод был неутешительный: преференциальные режимы не оказывают заметного влияния на социально-экономическое развитие как страны в целом, так и тех регионов, в которых они установлены. Прошло три года, и федеральные контролеры вновь решили вернуться к обсуждению темы, правда, в разрезе только одного федерального округа — Дальневосточного, в котором действует наибольшее количество преференциальных режимов. Масштабный анализ СП РФ шел с мая по декабрь прошлого года и заслуживает пристального внимания.
ТОР
В настоящее время в субъектах ДФО функционирует 16 ТОР. Согласно федеральному закону от 29 декабря 2014 года № 473‑ФЗ «О территориях опережающего развития в Российской Федерации» ТОР создаются в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития территорий и создания комфортных условий для жизнедеятельности населения. В соответствии с Посланием Президента РФ Федеральному собранию от 12 декабря 2013 года, во исполнение которого и был разработан федеральный закон о ТОР, следовало создать сеть специальных территорий опережающего экономического развития с особыми условиями для организации несырьевых производств, ориентированных в том числе и на экспорт. К сожалению, реальность ожидания не оправдала.
По выводам аудиторов в соглашениях с резидентами ТОР отсутствуют условия по созданию высокопроизводительных рабочих мест, выплате средней месячной заработной платы работников, не меньше чем на
ТОР, расположенные на территориях крупнейших городов Дальнего Востока, показывают минимальные улучшения социально-экономических показателей соответствующих территорий, формируя при этом дополнительные налоговые расходы. Инвестиции резидентов этих ТОР не играют существенной роли в общем объеме инвестиций в основной капитал муниципалитетов, на территории которых действует режим. Например, инвестиции резидентов ТОР «Горный воздух» с момента ее создания составили всего 1,1% от суммарного объема инвестиций в основной капитал Южно-Сахалинска и Анивского городского округа. Инвестиции резидентов ТОР «Приморье» — 4,3% суммарного объема инвестиций Владивостокского городского округа и Надеждинского муниципального района. По мнению аудиторов, для таких МО более эффективны другие системные механизмы развития бизнеса: создание индустриальных парков, предоставление отраслевых льгот, льготное кредитование.
Таблица 1. Особенности режима ТОР в ДФО
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала «Бюджет»
Оформить подписку Войти