Цифровизация мер социальной поддержки и защиты стала одним из основных направлений по внедрению инновационных процессов в государственном и муниципальном управлении. Учитывая вызовы, которые стоят перед современным социальным обеспечением, Казначейство России совместно с Минтрудом России, Минцифрой России, Банком России и АО «Национальная система платежных карт» (НСПК) разработало цифровой механизм, позволяющий гражданам самостоятельно выбирать товары, работы и услуги в рамках меры социальной поддержки при автоматизированном контроле целевого использования бюджетных средств. Оператором ГИС электронных сертификатов (ГИС ЭС) является Федеральное казначейство. Проект стартовал в 2021 году при обеспечении граждан техническими средствами реабилитации из федерального перечня. А в 2024 году получил Гран-при I Всероссийского конкурса на лучший исполнительный орган федеральной, региональной и муниципальной власти России в сфере управленческих инноваций, организованного ИД «Бюджет».
Никита Петрович Ляхов, советник отдела развития платежных сервисов Управления развития бюджетных платежей Федерального казначейства
Федеральное казначейство — Гран-при I Всероссийского конкурса на лучший исполнительный орган федеральной, региональной и муниципальной власти России в сфере управленческих инноваций
Цифровизация социальной функции
Применение современных цифровых технологий в социальной сфере должно решать ряд вопросов: оперативность получения меры поддержки гражданином, качество и адресный характер предоставления меры, доступность получения меры. Кроме этого, любая цифровизация социальной функции должна нести преимущества для органов власти. Она должна обеспечивать недорогое внедрение и контроль целевого расходования средств бюджетов бюджетной системы, а также давать возможность органу власти, предоставляющему меру поддержки, формировать аналитическую отчетность о получении меры поддержки гражданином.
Понимание процесса цифровизации социальной функции требует глубоких знаний как технических (технология создания информационных систем, архитектура баз данных, электронная отчетность), так и нетехнических (индивидуальные программы реабилитации или абилитации, процесс назначения и получения меры поддержки). Вместе с этим за каждой предоставленной мерой поддержки стоит ее обеспеченность средствами бюджета органа власти, который эту меру назначает. Компетенции в сфере расходования средств бюджетов, знания о современных платежных технологиях могут стать ключевым фактором принятия решения о цифровизации функции.
Так, Федеральное казначейство во взаимодействии с Минтрудом, Минцифры, Центробанком и АО «НСПК» разработало НПА по обеспечению граждан мерами социальной поддержки в форме электронного сертификата (ЭС). Оператором созданной и введенной в эксплуатацию ГИС ЭС стало Казначейство России.
Что такое электронный сертификат
Чтобы понять сущность электронного сертификата, необходимо разобраться в процессе назначения меры поддержки. Так, орган власти в ведомственной информационной системе формирует решение о предоставлении меры поддержки гражданину, которая включает определенный вид (группу) товаров, работ или услуг с пометкой «электронный сертификат». При этом мера поддержки ограничивается количеством (например, кресло-коляска — 1 штука) и (или) объемом в денежном выражении (например, продукты питания — 3000.00 рублей).
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала «Бюджет»
Оформить подписку Войти