24 апреля 2025 года
Регистрация
Версия для печати 75 Материалы по теме
Бюджет твоих возможностей. Уникальная практика ИБ для развития муниципальных учреждений

Уже седьмой год в Архангельске развивается необычное направление инициативного бюджетирования. Городские деньги выделяют под проекты муниципальных бюджетных и автономных учреждений. Этот проект дал настолько значительный мультипликативный эффект, что в прошлом году вошел в число сильнейших I Всероссийского конкурса управленческих инноваций. Историю практики, плюсы и сложности реализации мы обсудили с ее автором, заместителем главы городского округа Архангельск по вопросам экономического развития и финансам Даниилом Вадимовичем Шапошниковым.

— Даниил Вадимович, поздравляем с победой. Как возникла сама идея «Бюджета твоих возможностей»?

— В 2018 году, когда возник проект, в стране уже активно развивалось инициативное бюджетирование. Но нам захотелось посмотреть на ИБ под другим углом. Не только решать наболевшие проблемы жителей, но и способствовать развитию муниципальных бюджетных и автономных учреждений Архангельска, помочь их специалистам получить уникальные навыки создания проектов. Впоследствии они помогают им участвовать в грантовых федеральных конкурсах, где уже совсем другой уровень финансирования.

В городе 142 учреждения, которые могут участвовать в проекте. Их обычное финансирование осуществляется только по первостепенным статьям, а проекты инициативного бюджетирования позволяют реализовать оригинальные идеи для развития. В нашей копилке уже 53 реализованных ярких проекта. Два из них отмечены на федеральном уровне дипломами и грантами. Так, детский сад № 157 «Сиверко» стал победителем VII и VIII Всероссийских конкурсов проектов инициативного бюджетирования в номинации «Самый оригинальный проект». Мини-музей Арктики «Белый медвежонок» занял в номинации первое место, а «Территория дорожной грамотности» — третье место.

В общем, мы смогли помочь открыть нашим учреждениям новые горизонты, не потеряв при этом суть инициативного бюджетирования. Проекты реализуют сами учреждения и на своих территориях, но при этом охват благополучателей достаточно велик — зачастую это все их посетители.

— Кто может стать участником «Бюджета твоих возможностей»?

— Заявку на участие может подать трудовой коллектив любого образовательного муниципального учреждения, учреждения культуры или библиотеки. От каждого из них возможно выдвижение не более двух инициатив. Заявки могут быть направлены на совершенствование инфраструктуры, пополнение материальной базы учреждений, проведение мероприятий, обустройство прилегающих территорий.

— А кто и как выбирает сильнейшие проекты?

— На уровне органов администрации города проходит экспертиза проектов на возможность их реализации, затем команда «Бюджета твоих возможностей» проводит по критериям оценки инициатив ранжирование и лучшие отправляет на второй этап — рассмотрение Общественным советом при главе города и Молодежным советом Архангельска. Здесь и происходит окончательное определение победителей.

Далее мы доводим средства на реализацию проектов, и начинается их непосредственная реализация: закупка, установка. По окончании работ проходит торжественное открытие. Это всегда настоящий праздник для детей, их родителей, работников учреждений.

— Семь лет реализации — это значительный срок. Вносились ли какие-то изменения в проект за это время?

— В проект неоднократно вносились изменения. Самое значительное — это запуск нового направления в проекте «Бюджет твоих возможностей» — «Школьные истории». По сути, это школьное инициативное бюджетирование, где инициативы выдвигают сами школьники, проводят презентацию и принимают активное участие в реализации. Мы осознанно не выделили «Школьные истории» в отдельный проект, чтобы не умножать процедуры сбора инициатив, их отбора и доведения бюджетных ассигнований. Тем более что способ финансирования один и тот же — предоставление учреждению субсидии на иные цели.

Также мы совершенствовали и продолжаем совершенствовать процедуру отбора, прописываем более подробно детали, связанные с реализацией проекта, устраняем пробелы, совершенствуем критерии оценки. Находимся в постоянном диалоге с учреждениями по вопросу внесения изменений в положение о проекте. Но все это шлифовка, а не глобальные перемены. Самое главное, что основная концепция не менялась.

— Вы сказали, что воплощено уже более 50 идей. Какие из них вам запомнились больше всего?

— Проекты, которые мы получаем, отличаются большим многообразием. Есть среди них стандартные, закрывающие базовые потребности учреждений: места для занятий спортом, детские площадки. Но есть и весьма оригинальные: проекты дорожной и финансовой грамотности, космические, метеорологические, музыкальные, театральные площадки, специализированные логопедические, сенсорные кабинеты, музеи, уникальные обучающие площадки, проекты с региональным компонентом. Запоминающихся проектов на самом деле очень много, даже сложно кого-то выделить, но все же приведу несколько примеров.

В 2021 году была реализована инициатива создания космической игровой площадки для детей в детском саду № 94 «Лесовичок» — «Поиск. Познание. Практика». Она позволяет в любое время года сделать прогулку познавательной и увлекательной игрой со множеством экспериментов и открытий.

В средней школе № 45 модернизировали школьный музей «Вот она какая, дорогая Родина моя!». Очень здорово получилось оформить экспозицию, вдохнуть новую жизнь в школьный музей, экспонаты для которого собирали всем миром.

В детском саду № 147 «Рябинушка» реализована инициатива «Дворик радости». Благодаря ему у ребят появилась сцена, зрительный сектор, уникальная музыкальная площадка и зона буккроссинга. Все оформлено ярко и современно.

В детском саду № 167 «Улыбка» созданы соляная пещера и фитобар, оформленные в тематике мультфильма «Умка».

Не устаю повторять, что все эти проекты реализуются для людей, но с использованием опыта и знаний специалистов муниципальных учреждений. Кроме того, реализация проекта — это всегда сплочение коллектива, укрепление взаимосвязи с родительским сообществом.

— Сложно реализовывать подобные инициативы?

— Реализация проектов редко проходит идеально гладко. Ведь каждый год к нам приходят новые учреждения, новое руководство, новые вводные данные, проекты сильно отличаются. Но опыт потихоньку нарабатывается, и нам становится проще. Постепенно пришло понимание, какие проекты удается наиболее эффективно реализовывать. Это проекты, охват благополучателей у которых больше. К примеру, многофункциональные спортивные площадки на территории детских садов, музейные пространства, которые, помимо посетителей конкретного учреждения, могут увидеть и ребята из других учреждений и даже из соседних городов.

— Как менялся бюджет проекта за эти годы? Сколько средств вы предусмотрели в 2025 году?

— Первые годы бюджет проекта был 5 миллионов рублей, но конкуренция между проектами была настолько большой, а шансы на победу столь призрачными, что городская Дума приняла решение об увеличении финансирования. За семь лет в проект был вложен в общей сложности 51 миллион рублей.

За время существования проекта свои идеи реализовали 13 школ, 20 детских садов, два учреждения дополнительного образования, одно учреждение культуры. Хороший шанс на обновление есть у каждого, необходимо только желание.

На 2025 год бюджетные ассигнования на проект были вновь увеличены — до 11,5 миллиона: 10 миллионов на инициативы учреждений и 1,5 миллиона на инициативы учеников старших классов.

— Насколько активно подключаются к работе инвесторы?

— Инициативные платежи привлекать у нас получается, но объем пока небольшой. В основном поддержку оказывают заинтересованные родители и депутаты Архангельской городской думы.

— Каким вы видите развитие проекта в будущем?

— Для прорыва в развитии инициативного бюджетирования необходим проектный центр или отдел, который мог бы заниматься визуализацией проектов, работать над их широким информационным освещением, привлекать все большее число учреждений. Также в его ведении должны быть проведение обучающих мероприятий для подготовки инициатив и очной защиты проектов, организация фестивалей инициативного бюджетирования и мероприятий городского уровня. Но для того, чтобы это стало возможным, нужно значительно увеличить финансирование проектов и количество реализуемых заявок. Пока мы вынуждены делать ставку на небольшой рост количественных показателей, а также на участие в федеральных конкурсах и мероприятиях, посвященных инициативному бюджетированию.

Большие перспективы я вижу у «Школьных историй». В этом году 12 школ присоединились к проекту. Бюджет проекта небольшой. Как я уже говорил, в этом году мы выделяем 1,5 миллиона рублей. Стоимость реализации идеи школьников составляет не более 300 тысяч рублей на каждую инициативу, но эффекты достигаются значительные. Ребята учатся проектному управлению: генерируют идеи, устраивают отбор идей, распределяют роли при подготовке, оформляют документы, снимают ролики и готовят презентации, затем защищают свои проекты. Проект развивает финансовую грамотность. Школьники начинают понимать, из чего складывается городской бюджет, что сколько стоит, и начинают больше ценить то, что создано за счет средств городского бюджета.

— А в рамках какого проекта развивается взрослое инициативное бюджетирование?

— После внесения изменений в Федеральный закон № 131‑ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления мы приняли решение реализовывать два проекта инициативного бюджетирования: «Бюджет твоих возможностей», о котором мы сегодня говорили, и «Инициативные проекты граждан» — для инициатив активных групп населения на общественных территориях. В основном проекты граждан связаны с дорогами, тротуарами, детскими и спортивными площадками, благоустройством территорий.

Отличие «Инициативных проектов граждан» от «Бюджета твоих возможностей» в способе финансирования и реализации. При реализации инициатив проекта «Бюджет твоих возможностей», как я уже говорил, средства доводятся непосредственно до муниципальных учреждений, и учреждение самостоятельно проводит закупочные процедуры, реализацию инициативы. При реализации проекта «Инициативные проекты граждан» средства доводятся до главных распорядителей средств городского бюджета, ответственных за реализацию инициативы. Инициатор не реализует проект, но активно участвует в моментах согласования, контроля. Так что это уже немного другая история.

Подготовила А. Ю. Ольховая

Поделиться