Чем сильнее бренд территории, тем больше на ней жителей и туристов, считает дизайн-директор и творческий руководитель проектов по брендингу регионов и городов Алексей Сергеевич Дружинин. Безусловно, территории конкурируют друг с другом — за квалифицированные кадры, за молодежь, за туристов, за инвесторов. И выиграть в этой борьбе, утверждает эксперт, помогают смыслы, которые несут территория, ее люди, ее природа, ее история. Эти смыслы нужно только найти и начать внедрять.
— Алексей Сергеевич, расскажите, пожалуйста, что такое территориальный брендинг и как он может поменять жизнь территории.
— Территориальный брендинг — это разработка и внедрение бренда той или иной территории (села, города, региона, страны). В целом принципы брендинга территорий очень схожи с брендингом товаров и услуг, но, как говорится, есть нюансы.
Я думаю, будет правильно, если в начале мы определимся с тем, что такое «бренд» в принципе, чтобы рассуждать в единой терминологии. Научных определений значения слова «бренд» много, даже слишком много, и почти все они сложные и скучные. За годы работы в креативных индустриях у меня сложилось свое собственное определение. И пусть оно будет три тысячи пятое.
Бренд — сумма всех ассоциаций и мнений о продукте, услуге, человеке или территории. Получается, что самыми распространенными разновидностями брендинга являются бренды товаров, бренды услуг, персональные бренды и бренды территорий. Чем больше людей знает о бренде и имеет о нем мнение, тем дороже и весомее этот бренд на рынке.
— Что отличает хороший бренд территории?
— Для примера, если в вашей голове при вопросе «назовите лучший в мире смартфон» первым делом появляется мысль об айфоне, значит, для вас это значимый товарный бренд. Слышите фразу «закажи такси» и в голове — Yandex.Go, бренд услуги. Самый крутой в мире космонавт? Гагарин, бренд личности.
С городами, странами и регионами брендинг работает так же. Самый романтичный город мира? Подумали — Париж? Можете ответить почему? Даже если не можете, в брендинге это не столь важно. Важно, что есть такая ассоциация, и не только в вашей голове, но еще у нескольких десятков миллионов людей во всем мире. И это одна из причин того, что Париж несколько лет подряд занимает первое место в мировом рейтинге по количеству приезжающих туда туристов.
Так что такое хороший или плохой бренд территории? Я думаю, уже понятно. Чем больше людей знает позитивную информацию про тот или иной город, тем лучше и сильнее территориальный бренд. Идеально, если мнения совпадают у большого количества людей.
Это работает и в обратную сторону: если про ваш город люди думают только плохое — значит, бренд имеет негативную окраску и работает не во благо. Есть и третья ситуация, когда о территории вообще никто ничего не знает. Это плохо в моменте, но хорошо в перспективе — есть шанс построить хороший бренд практически с нуля.
— Что бренд дает территории в экономическом плане?
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала «Бюджет»
Оформить подписку Войти