Версия для печати 4116 Материалы по теме
Наталья Левинсон
Грядущий год вызывает тревогу у всех без исключения – и у рядовых граждан, и у властей. О том, чем знаменателен год уходящий и чего ожидать от наступающего, рассказывает заместитель главы администрации города Орска по финансово-экономической политике Наталья ЛЕВИНСОН.

– Наталья Лазаревна, подходит к концу 2008 г., уже разработаны и утверждены на всех уровнях бюджеты на следующий период. Как в Орске предполагается завершить финансовый год и каким Вам видится очередной, 2009 г.?
– Хотелось бы сразу отметить, что бюджет 2008 г. будет исполнен нами, как и запланировано, в рамках предусмотренного законом 10%-ного дефицита. Что касается доходной части, планируем довести исполнение бюджета до 100%. С учетом поступлений из вышестоящих бюджетов это составит более 3 млрд руб.
Еще в начале года, когда мировой финансовый кризис не имел таких масштабов, мы прогнозировали, что к концу 2008 г. у предприятий – основных плательщиков налога на прибыль – снизится налогооблагаемая база, а бюджет города уже в четвертом квартале недополучит несколько десятков миллионов рублей. Именно так и произошло. Финансовый блок орской администрации начал работать над решением данной проблемы, и наш труд оказался не напрасным. Для возмещения выпадающих доходов нам в четвертом квартале было выделено 75 млн руб. из областного фонда сбалансированности.
Однако предстоящий год, в отличие от уходящего, вызывает тревогу.  Поэтому уже 1 ноября на рассмотрение городского Совета депутатов был внесен проект бюджета города, впервые разработанный на три года – на очередной 2009 г. и плановый период 2010 и 2011 гг. В бюджете на 2009–2011 гг., который я бы назвала умеренно оптимистичным, учитывая кризисную ситуацию, многие статьи расходов пришлось секвестировать, в частности затраты на городские целевые программы мы были вынуждены сократить практически на 50%. Инвестиции доведены до 30% от уровня 2008 г. При этом неприкосновенными остались первоочередные социальные расходы: выплата заработной платы работникам муниципальных учреждений, оплата коммунальных услуг, обеспечение питанием, приобретение медикаментов. Учтено и обещанное правительством повышение заработной платы работникам бюджетной сферы. В остальном придется действовать по обстоятельствам.

– А как формируется доходная база бюджета города?
– Основным источником формирования доходной части бюджета города, как в текущем году, так и в 2009–2011 гг., является налог на доходы физических лиц. В последние годы наблюдалась стабильная динамика роста поступлений по данному налогу, а также увеличение его доли в совокупном объеме налоговых платежей. Во многом это результат систематической работы, проводимой администрацией города, по контролю выплаты заработной платы на предприятиях города, а также плановых повышений заработной платы работникам бюджетной
сферы. Что касается 2009–2011 гг., то поступления от НДФЛ, скорее всего, снизятся. Если сейчас предприятия в массовом порядке будут принимать меры кадрового реагирования: сокращение штатов, уменьшение числа рабочих дней, вынужденный прогул – меньше будет отчислений и от
НДФЛ.
Существенную часть доходов городской казны занимает налог на прибыль организаций. В условиях нестабильной финансовой ситуации на период 2009–2011 гг. мы прогнозируем его значительное снижение. Ожидается также уменьшение поступлений и по иным налогам – ЕНВД, ЕСХН, налогу на имущество физических лиц, земельному и транспортному налогам.
Стабильным источником наполнения доходной части бюджета является арендная плата за землю и муниципальное имущество. Начиная с 2008 г. муниципальные унитарные предприятия города перечисляют в бюджет города 10% от собственной прибыли. Существенную долю составляют средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности бюджетных учреждений города. Укрепить бюджет планируется также за счет значительных поступлений межбюджетных трансфертов из вышестоящих бюджетов.
Администрация делает все возмож­ное, чтобы поддерживать стабильную экономическую ситуацию в городе. Уже более двух лет в Орске под моим непосредственным руководством работает комиссия по стабилизации экономики. Помимо специалистов финан­сово-экономического сектора администрации в состав комиссии входят руководители налоговой инспекции по городу Орску и отделения Пенсионного фонда, представители Управления налоговых поступлений УВД Орска, отделения Фонда социального страхования.
Не реже одного раза в месяц проводятся заседания комиссии, на которые приглашаются руководители предприятий и индивидуальные предприниматели, имеющие задолженность перед бюджетом. Заседания комиссии подробно освещаются в СМИ города, поэтому, боясь огласки и порицания, бизнесмены зачастую приходят уже с выписками из банка о погашении задолженности. Так, только за девять месяцев 2008 г. по данной статье в городской бюджет поступило более 10 млн руб.

– Расскажите, пожалуйста, об итогах реализации программы «Реформирование муниципальных финансов города Орска на 2006–2008 гг.».
– Последние два года работы фи­нан­сово-экономического сектора администрации Орска примечательны тем, что мы были активными и непосредственными участниками процесса реформирования муниципальных финансов. В октябре 2006 г. подали заявку на участие в конкурсе на получение субсидий из Фонда реформирования муниципальных финансов с программой «Реформирование муниципальных финансов города Орска на 2006–2008 гг.» – и заняли первое место.
В целом реализация программы в городе проходила в два этапа: первый заключался в разработке нормативно-правовой базы (более 80 нормативно-правовых актов – распоряжений главы города и решений городского Совета депутатов), второй – в ее непосредственном применении и внедрении. Благодаря программе удалось полностью обновить компьютерную и оргтехнику, программное обеспечение служб администрации города, финансового управления, городского Совета депутатов, Контрольно-счетной палаты. Впервые за много лет муниципальные служащие прошли обучение на курсах повышения квалификации, для этого в Орск были приглашены преподаватели из Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Программа реформирования позволила также провести целый ряд мероприятий по поддержке предприятий малого и среднего бизнеса.
На сегодняшний день Орск отчитался перед Министерством финансов РФ о реализации программы и произведенных затратах. Уровень выполнения второго этапа программы в Орске по итогам составил 117%.

– Актуальным вопросом для муниципальных образований в текущем году было создание автономных учреждений. Сейчас в Орске таких учреждений семь. Как проходил процесс их создания?
– Орск одним из первых в стране пошел на столь смелый шаг, и в рамках программы «Реформирование муниципальных финансов города Орска на 2006–2008 гг.» мы перевели часть муниципальных бюджетных учреждений в форму автономных. На сегодняшний день статус автономных имеют шесть учреждений дошкольного образования и детский оздоровительный лагерь.
Процесс их создания, начавшийся более года назад, нельзя назвать простым. Мы нашли наиболее приемлемый и применимый вариант, с учетом  которого и переводим свои учреждения, утвердили большой пакет нормативных актов, без которых такой перевод юридически невозможен, провели всесторонний анализ бюджетной сети учреждений.
Дело сдвинулось, когда заведующие двух детских садов согласились работать в режиме эксперимента. В январе 2008 г. инспекцией Федеральной налоговой службы были выданы свидетельства о государственной регистрации, согласно которым два муниципальных бюджетных учреждения города Орска перешли в форму автономных. Вслед за ними в первом полугодии автономными стали еще четыре детских сада и оздоровительный лагерь.

– С какими еще трудностями пришлось столкнуться в процессе перехода?

– Работа по созданию автономных учреждений оказалась в новинку и органам государственной власти. Например, работников учреждений, переводимых в автономную форму, волновал вопрос о сохранении у них педагогического стажа. По нашей инициативе была организована официальная переписка с Пенсионным фондом, проведены совместные совещания. В результате ситуация была урегулирована.
Много споров вызвал вопрос о применении автономными учреждениями Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». На основе всестороннего анализа гражданского и бюджетного законодательства и с учетом разъяснений Министерства экономического развития и торговли РФ было сформировано единое мнение: автономное учреждение не является бюджетным учреждением и, как следствие, получателем бюджетных средств, а значит, не может выступать в качестве заказчика по Федеральному закону № 94-ФЗ. Гибкость в вопросе осуществления закупок стала одним из плюсов работы автономных учреждений.
На подготовительном этапе перевода бюджетных учреждений в автономную форму одним из дошкольных учреждений, участвующих в эксперименте, в соответствии с требованиями ст. 346.13 Налогового кодекса РФ в инспекцию Федеральной налоговой службы было подано заявление о переходе на упрощенную систему налого­обложения начиная с 2008 г., когда им будет приобретен статус автономного учреждения. От Управления налоговой службы по Оренбургской области был получен отказ, однако мы не согласились с такой позицией. Спор был разрешен письмом Министерства финансов РФ от 28 июля 2008 г. № 03-11-03/15.
И учреждения приступили к непосредственному исполнению данного им муниципального задания.
Изменения не заставили себя ждать. При сохранении размера родительской платы улучшилось питание детей. Значительно расширился перечень дополнительных платных услуг: группа выходного дня, уроки общения, акваэробика, школа для молодых родителей, музыкальное развитие, – которые оказались востребованными. Учреждения стали приобретать новый инвентарь, проводить ремонт, менять технологическое оборудование.
Сегодня в автономных детских садах детей учат закрывать после себя краны с водой.  Ведь теперь везде стоят счетчики, а руководители учреждений весьма рационально подходят к вопросу расходования имеющихся средств. Учреждения, перешедшие в форму автономных, борются за посещаемость. А из бюджета города стало оплачиваться содержание детей, фактически посещающих детские сады.


Поделиться