Версия для печати 5281 Материалы по теме
Роман Гафаров
Предпринимательство дает стимул для развития любого города.
О том, как бизнес и власть сосуществуют на территории Орска, рассказывает Роман ГАФАРОВ, первый заместитель главы администрации города, курирующий управления по перспективному развитию, по работе с предприятиями малого, среднего бизнеса и промышленности.

– Роман Рафаилович, какими темпами развивается малый и средний бизнес
в Орске?
– В развитии малого бизнеса у нас бывали и спады, и подъемы. Но сегодня можно говорить о стабильном росте этого сектора экономики. В городе зарегистрировано около 3 тыс. малых предприятий и более 7,5 тыс. индивидуальных предпринимателей (относительно 2007 г. – 105,8 и 106% соответственно). В сфере малого бизнеса заняты 39,8 тыс. человек (на 5% больше, чем в прошлом году), что составляет 36% от всего трудоспособного населения города. На средних предприятиях работает 2,3 тыс. человек. В бюджет города за девять месяцев 2008 г. от малого бизнеса поступило около 53 млн руб., что составляет 7,1% налоговых доходов бюджета города при 5,6% среднеобластного.
Отраслевая структура малого бизнеса свидетельствует о его преимущественном развитии в сфере торговли – это 36% всех предприятий. Сегодня в Орск активно приходят крупные торговые сети, развиваются узкоспециализированные магазины, создаются сети «удобных магазинов», расположенных в пределах шаговой доступности. Розничный товарооборот субъектов малого предпринимательства за девять месяцев 2008 г. составил более 5,8 млрд руб.
За последние два года в Орске начала возрождаться сфера строительства. Администрацией города разрабатывается генеральный план, который позволит определить развитие городских территорий, порядок и режим использования земель и объектов капитального строительства, а также значительно упростит процедуру предоставления земель. Проводятся аукционы на выделение земель под застройку жилых микрорайонов.
Малые производственные предприятия в основном сосредоточены в пищевой, мебельной промышленности, стройиндустрии. Объем выпуска товаров и услуг малыми предприятиями в промышленности за девять месяцев 2008 г. составил около 760 млн руб.
Постоянно увеличивается средняя заработная плата на малых предприятиях: по состоянию на 1 октября 2008 г. она составила около 7 500 руб. (рост на 14,3% к соответствующему периоду 2007 г.).
Если 8–10 лет назад мы говорили о том, что жители предвзято относятся к предпринимателям, то сегодня город понял и принял неизбежность этой сферы деятельности и оценивает ее в целом положительно. Доказательство тому – состав Орского городского Совета, где 14 депутатов (более половины) являются предпринимателями, причем девять из них – представители малого бизнеса.
Малые предприятия сегодня активно участвуют в конкурсах на размещение муниципального заказа, являются подрядчиками на многих ремонтно-строительных работах, ведут индивидуальное жилищное строительство, занимаются благоустройством, перево­зят пассажиров. Большое значение для города имеют также благотворительность и спонсорство со стороны представителей малого бизнеса.

– Какая поддержка оказывалась администрацией Орска предпринимателям в 2008 г. и какая помощь будет оказываться в дальнейшем, с учетом мирового финансового кризиса?
– Несмотря на положительную динамику развития малого бизнеса, потенциал данного сектора экономики используется далеко не полностью. Администрация города поставила задачу консолидировать городской актив, в том числе и предпринимателей, для совместного решения вопросов развития Орска. Было создано новое управление по работе с предприятиями  малого, среднего бизнеса и промышленности.
В 2006 г. мы провели первую конференцию представителей малого бизнеса, где предприниматели говорили о наболевших проблемах, а власть констатировала факты нарушений со стороны бизнеса. Стала очевидной необходимость системной работы по выстраиванию конструктивного диалога между бизнесом и властью. В итоге была принята муниципальная целевая программа «О поддержке и развитии малого предпринимательства в городе Орске на 2007–2009 гг.», которая легла в основу плана работы управления по работе с предприятиями малого, среднего бизнеса и промышленности. В рамках реализации программы создан бизнес-инкубатор, регулярно проводятся различные выставки, конференции, обучающие семинары для предпринимателей, издается информационно-методическая литература. Второй год подряд организуются Дни предпринимателя – целая неделя различных мероприятий, повышающих авторитет малого бизнеса: выставки консалтинговых услуг, конкурсы в сфере общественного питания, конференции, а также торжественное награждение победителей конкурса «Предприниматель года». Выделенные в рамках городской программы реформирования муниципальных финансов средства в размере 3 млн руб. позволили повысить эффективность реализации программы.
Однако есть и нерешенные вопросы. Получение различных разрешительных документов как в самой администрации, так и в ее структурах для многих предпринимателей по-прежнему является проблемой. По­этому мы сейчас работаем над внедрением административных регламентов, международного стандарта качества ISO 9001-2000, которые будут способствовать упорядочению и резкому уменьшению как числа запрашиваемых документов, так и времени на их согласование и оформление, введением системы «одного окна».
В условиях финансового кризиса еще одной задачей администрации является быстрая и эффективная реализация конкретных мер по поддержке предпринимательства, утвержденных на федеральном и региональном уровнях. До конца текущего года на областном уровне планируется создать гарантийный фонд и фонд смешанных инвестиций. Для этих целей по итогам конкурса из федерального и регионального бюджетов будет выделено 60 млн руб. для гарантийного фонда и 200 млн для фонда смешанных инвестиций. Здесь важно оперативно доводить информацию до бизнесменов, помогать им готовить документы на конкурс.

– Насколько успешно, по Вашему мнению, работает управление по работе с предприятиями малого, среднего бизнеса и промышленности?
– Орск всегда был промышленным городом. Многие сомневались: зачем уделять столь пристальное внимание развитию предпринимательства, если львиная доля налогов, формирующих местных бюджет, поступает от крупных предприятий? Однако в этом году бюджет потерял более 200 млн руб., так как «Никелькомбинат» в результате падения цен на никель работает без прибыли. В такой ситуации доходную часть бюджета может пополнить только малый и средний бизнес, и перед нашим управлением сейчас поставлена задача – создать условия для быстрого развития предпринимательства.
Кроме того, управление призвано стать связующим звеном между бизнесом и властью. Для этого образован общественный совет предпринимателей, деятельность которого организует управление. Некоторые новации в работе нашего совета опередили федеральные. Например, в 2006 г. в Положение о совете было заложено, что ни один проект нормативно-правово­го акта органов местного самоуправления, регулирующего деятельность предпринимательства, не принимается без согласования с советом. А в 2008 г. Президент РФ подтвердил правильность такого решения, закрепив данную функцию проведения общественной экспертизы в Федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

– Есть ли уже результаты работы общественного совета?
– Общественный совет мы создали два года назад. Честно скажу, на первых заседаниях ясно чувствовался недостаток доверия друг к другу. И только спустя какое-то время лед растаял. Члены совета в соответствии с Положением получили возможность не только вносить свои предложения, но и присутствовать на заседаниях городского Совета депутатов, выступать, отстаивать свое мнение.
В состав совета входят три представителя администрации, 19 предпринимателей, работающих в различных сферах (производство, услуги, торговля), представители Орского городского Совета депутатов, руководители ряда общественных организаций. Заседания проводятся практически каждый месяц, по мере возникновения вопросов.
Мы построили работу совета таким образом, что сюда может обратиться любой предприниматель. Совет имеет право пригласить на заседание любого представителя контролирующих и иных организаций. Например, к нам обратилась группа предпринимателей – производителей полуфабрикатов с жалобой на неправомерные требования управления ветеринарии. На заседании совета, куда были приглашены обе стороны, вопрос был решен в пользу предпринимателей. Другой пример: конфликт между предпринимателями и чиновником, касающийся работы одного из маршрутов пассажирских такси. Независимая комиссия, состоявшая из предпринимателей – членов совета, признала требования чиновника правомочными.
Одним из важнейших направлений деятельности совета является разработка предложений по формированию корректирующего коэффициента К2 для расчета ЕНВД. Благодаря сотрудничеству предпринимателей и администрации на заседании городского Совета депутатов были утверждены уменьшающие индексы для расчета К2, вступившие в силу с 1 января 2008 г. Если бы эти предложения не были учтены, сумма налога для некоторых видов деятельности увеличилась бы в 3–10 раз. В текущем году финансовое управление вышло с предложением увеличить с 2009 г. индексы коэффициента К2 практически по всем видам деятельности. И снова общественный совет встал на защиту предпринимателей, согласившись только с увеличением коэффициента для деятельности по размещению наружной рекламы.
Можно сказать, сегодня совет выступает в роли эксперта по принимаемым властью решениям в сфере бизнеса.

– Вы упомянули о создании в городе бизнес-инкубатора. Какие планы город связывает с его дальнейшей работой?

– Утверждая проект по созданию в Орске бизнес-инкубатора, мы преследовали две цели: оказать поддержку начинающим предпринимателям, выбравших инновационные направления деятельности, и организовать работу бизнес-инкубатора как центра поддержки предпринимательства. На сегодняшний день бизнес-инкубатор заполнен полностью, здесь размещаются 15 субъектов малого предпринимательства, а арендная плата составляет всего 100 руб. за 1 кв. м – и это после капитального ремонта, с мебелью, компьютерами, связью. На создание бизнес-инкубатора потрачено 15 млн руб. из федерального и областного бюджетов, город занимался только организационными вопросами.
По итогам года деятельности биз­нес-инкубатора предпринимателями создано 74 рабочих места, общие отчисления в бюджеты всех уровней от их деятельности составили за первое полугодие 2008 г. около 0,5 млн руб.
С 2008 г. бизнес-инкубатор используется как центр развития малого предпринимательства. Бизнесмены получили возможность проводить здесь деловые встречи, заседания, общаться между собой. В комфортном конференц-зале организуются бесплатные обучающие семинары, на которые приглашаются представители банков, налоговой и трудовой инспекций, специалисты по земельным и имущественным отношениям. Любой предприниматель может получить квалифицированную помощь в юридических и бухгалтерских вопросах. И мы планируем расширять спектр оказываемых услуг.
В целом, подводя итоги прошедшего периода, можно с уверенностью сказать, что понимания между администрацией и предпринимателями стало больше.
Поделиться