Версия для печати 5020 Материалы по теме
Татьяна Мошкова
То, что цель работы финоргана – смотреть в будущее, четко планируя свои действия, понятно каждому. О том, как именно это делается в Орске, рассказывает начальник финансового управления администрации города Татьяна МОШКОВА.

– Татьяна Геннадьевна, расскажите, как организован бюджетный процесс в Орске?
– Прежде всего следует отметить, что на уровне города основополагающим правовым актом, регламентирующим бюджетный процесс, является Положение о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Орске. Основная цель его принятия – реализация постулатов Бюджетного кодекса РФ на местном уровне. По своей структуре Положение совпадает с Бюджетным кодексом, что позволяет сохранять единство финансовой системы и упрощает процесс применения документа.
После принятия Федерального закона РФ от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ, которым были внесены значительные изменения и дополнения в Бюджетный кодекс, наше Положение о бюджетном устройстве и бюджетном процессе было полностью пересмотрено. Обновленный Бюджетный кодекс усилил роль финансового органа, повысил его ответственность. Это касается в первую очередь обязательства по разработке и утверждению финансовым органом большого числа актов, регулирующих организацию бюджетного процесса. В Орске они утверждены приказами начальника финансового управления, доведены до всех субъектов бюджетных правоотношений и являются обязательными для исполнения.
Сегодня нами заключены договоры о сотрудничестве с инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Орску, Управлением Федерального казначейства. Тесные контакты с ними помогают оперативно организовывать бюджетный процесс в городе.
Орск одним из первых в Оренбургской области внедрил систему электронного исполнения бюджета. Мы понимали, что объем информации, обрабатываемой при исполнении бюджета, растет из года в год, и приняли решение о переходе на электронный документооборот. В итоге нам удалось организовать подробный финансовый учет, установить электронную связь со всеми главными распорядителями средств в режиме реального времени. А получившие в последнее время особый статус доклады о результатах и основных направлениях деятельности нашли у нас практическое применение и формируются с помощью специальной программы.
Нельзя не сказать и о реестре расходных обязательств Орска – одном из основных финансовых документов, необходимость и практическую пользу которого поначалу понимали не все. Сейчас благодаря реестру удалось пересмотреть отношение к нормативно-правовой базе: ведь не случайно Бюджетный кодекс требует, чтобы расход­ные обязательства были обусловлены наряду с договором или соглашением и принятым нормативно-правовым актом. Исполнение обязательства, принятого в соответствии с конкретным правовым актом, – залог законности расходования бюджетных средств.
Нам удалось упорядочить расходы бюджета. Так, например, были приняты положения об оплате труда муниципальных служащих города Орска, лиц по техническому обеспечению деятельности органов местного само­управления, утверждены единые параметры по расходам на услуги сотовой связи, расходам на ГСМ, командировочным расходам и т.д.

– Расскажите, пожалуйста, о финансовом органе города.
– Сегодня финансовое управление администрации города Орска – это восемь отделов и 49 специалистов. У каждого отдела есть положение об отделе, собственные функции. Все специалисты управления имеют профильное образование, в прошлом году прошли обучение на курсах повышения квалификации.
Отрадно, что в управлении есть профессиональный костяк, помогающий молодым специалистам расти и развиваться. Стаж работы 18 служащих составляет более 15 лет, 12 – от 5 до 10 лет, 19 – менее 5 лет. Предыдущие руководители финансового управления много лет проработали на этом посту: И. Д. Инжеватов – 25 лет, А. В. Погорелова – 9 лет.
Сейчас особое внимание уделяется вопросу комплектования кадров. При этом мы считаем, что растить специалистов надо у себя, продвигая по карь­ерной лестнице высококвалифицированных и опытных сотрудников. Принес плоды и открытый конкурс на замещение вакантной должности муниципальной службы, который был проведен в рамках программы реформирования муниципальных финансов.
Сегодня работники управления – предмет гордости не только для нас, но и для всего города. Так, звание «Лучшего муниципального служащего России» первым за всю историю Оренбургской области в 2007 г. получил специалист именно нашего финансового управления – В. А. Ситникова. Многие наши финансисты оценены и на самом высоком уровне. Например, Е. Н. Пашинская, А. В. Погорелова, В. П. Литвинова награждены почетным знаком «Отличник финансовой работы», И. Д. Инжеватов – орденом Отечественной войны I степени, медалями «За отвагу», «За трудовое отличие», «Ветеран труда», грамотами Министерства финансов РСФСР. Кроме того, Е. Н. Пашинская за добросовестный труд награждена орденом Трудового Красного Знамени, а В. П. Литвиновой присвоено звание «Заслуженный экономист РСФСР».
В 2008 г. на первом Всероссийском конкурсе, организованном журналом «Бюджет», администрация города Орска получила почетную грамоту в номинации «Лучшее муниципальное образование в сфере управления общественными финансами» за активное участие в конкурсе и в реформировании общественных финансов. Мы не боимся нового, инновационного, не страшимся ошибок и просчетов, а решительно идем навстречу самым смелым начинаниям.

– А как проходит реализация кассового исполнения бюджета города?
– На кассовое исполнение бюджета (казначейское исполнение) мы перешли еще в 2002 г., практически первыми во всей Оренбургской области. Как и все новое, этот шаг вызвал сопротивление со стороны руководителей и бухгалтеров бюджетных учреждений. Но благодаря правильно выстроенному взаимодействию с главными распорядителями бюджетных средств, внедрению программного обеспечения уже к 1 января 2004 г. все получатели бюджетных средств были переведены на казначейское исполнение бюджета. В итоге средства из бюджета идут до конкретного получателя, работника бюджетной сферы либо исполнителя работ (услуг) по договорам / муниципальным контрактам напрямую, без посредников.
Одновременно с внедрением казначейского исполнения бюджета мы стремились отказаться от наличного обращения денежных средств, а потому перешли на выплату заработной платы сотрудникам бюджетных учреждений через банковские карточки, что позволило уйти от чековых книжек.
Получателям бюджетных средств в финансовом управлении администрации города открыты лицевые счета, сегодня их уже более 300. Каждому юридическому лицу открыт отдельный лицевой счет, ведется дополнительный учет по мероприятиям ведомственных и городских целевых программ.
Помимо имеющейся в нашем распоряжении 20-значной бюджетной классификации для организации более детального учета применяются дополнительные классификаторы: «Суб­КОСГУ» – для детализации операций сектора государственного управления, «ТипСредств» – для владения оперативной информацией об остатках средств от поступивших субвенций и субсидий из вышестоящих бюджетов, «Мероприятие» – для проведения углубленного анализа исполнения расходной части бюджета, в том числе в разрезе целевых программ. Также, например, в секторе операций КОСГУ более подробно расписаны ст. 233, 310 и 340.
Нам удалось связать с единой системой и муниципальный заказ, что позволяет, например, вести самостоятельный учет в разрезе продуктов питания.
Сегодня успешно функционирует система удаленного учета рабочих мест, организован и отлажен электронный документооборот с банками, с главными распорядителями бюджетных средств. Ведется подробный учет всех финансовых операций.

– Как бы Вы охарактеризовали итоги реализации бюджетной реформы на уровне Орска?

– Город принял участие в конкурсе на получение субсидий из Фонда реформирования финансов и в полном объеме реализовал программу реформирования муниципальных финансов. В результате в рейтинге программ Орск – казалось бы, провинциальный город – занял первое место.
Глава города, человек ищущий и творческий, позволил реализовать инициативу нашего коллектива. Были поставлены конкретные цели и задачи. В итоге все мероприятия программы выполнены в полном объеме, а по некоторым, в сравнении с планируемыми, мы достигли самого высокого уровня. Кроме того, в рамках программы реформирования нами были приобретены компьютерная и оргтехника, программное обеспечение, организовано повышение квалификации муниципальных служащих.
Мы тесно сотрудничали с Управлением Федерального казначейства, налоговой инспекцией, Министерством финансов Оренбургской области. Плодотворной оказалась и работа с Общественной палатой города Орска, проводившей независимую экспертизу проектов нормативных актов по вопросам финансовой и налоговой политики.
В противовес существовавшей ранее непрозрачности бюджетного процесса сегодня мы уделяем публичности особое внимание. Реализация программы реформирования сопровождалась множеством дискуссий и публикаций в СМИ, по проекту бюджета и отчету о его исполнении проводятся публичные слушания, проекты актов размещаются на официальном сайте администрации в сети Интернет, публикуются в официальном печатном издании, обсуждаются в Общественной палате города.
Нам удалось подробно регламентировать бюджетный процесс. Во исполнение программы было принято более 80 муниципальных правовых актов, что в первую очередь позволило сделать кассовые разрывы прогнозируемыми. Наиболее трудным оказался этап создания автономных учреждений. Но мы нашли общий язык с руководителями, мониторили процесс перевода и получили прекрасные результаты.
Ни одно структурное подразделение администрации города не осталось в стороне от реализации программы, причем функцию координатора и большую часть работы взяло на себя финансовое управление.

– Какие результаты реформы можно назвать основными?

– Создание автономных учреждений, отсутствие кассовых разрывов, увеличение доходной части бюджета. Дополнительное финансирование мероприятий из Фонда реформирования, которое мы уже получили по итогам реализации первого этапа программы. И, конечно, удовлетворенность своим трудом. Когда мы только разрабатывали и начинали реализовывать программу реформирования, мало кто верил в ее успех. Однако сегодня, спустя два года, уже никто не сомневается в правильности выбранного нами пути. По достоинству оценена деятельность финансового управления, инициировавшего разработку программы, благодаря которой практически все муниципальные служащие повысили свою квалификацию, а их места оснащены современной компьютерной техникой и программным обеспечением.
Хотелось бы предложить Министерству финансов РФ организовать конкурс отдельно для тех муниципалитетов, которые уже провели реформу, на базе инновационных положений, а также конкурс, касающийся перевода бюджетных учреждений в форму автономных.
В мае 2008 г. мы организовали большую научно-практическую конференцию «Опыт синхронного реформирования системы муниципального управления», на которой представители более 70 муниципальных образований России и Оренбургской области получили возможность ознакомиться с нашей работой. А уже в июле в Орске было организовано выездное заседание Законодательного собрания области, где подробно обсуждался положительный опыт города в проведении реформ.
Отрадно понимать, что мы востребованы не только в Оренбургской области, но и далеко за ее пределами. Надеемся, что в будущем наш положительный опыт станет основой для новых преобразований и достижений.

Материалы рубрики подготовила Светлана СТРЕЛЬНИКОВА
Поделиться