В настоящее время бюджетная политика Правительства РФ направлена в первую очередь на то, чтобы подготовиться к преодолению финансового кризиса, первые последствия которого страна ощущает на себе.
Антон СИЛУАНОВ, заместитель министра финансов РФ
В рамках сложившейся мировой финансовой системы проблемы, которые начались в Соединенных Штатах, а затем в Западной Европе и других странах, не обошли стороной и Россию. Развитие кризисных явлений идет поэтапно. Сначала возникли сложности на финансовом рынке, далее начались трудности в банковской системе. Снижается обеспечение кредитов, дешевеют активы, которые выступают в роли залога под кредиты коммерческих банков. Естественно, банки требуют досрочного погашения кредитов или довнесения залога. А это, в свою очередь, приводит к тому, что доступность банковского кредита снижается, банки все в меньшей степени осуществляют перераспределительную функцию, деньги все меньше направляются в различные секторы экономики, в том числе в отрасли народного хозяйства.
Такая ситуация способствует сокращению инвестиционной активности. К этому добавился отток из России иностранного капитала. Результат – снижение темпов экономического развития, сокращение общего объема промышленного производства, оказания услуг и т.д.
Министерство финансов РФ совместно с Центральным банком сделало ряд шагов для того, чтобы обеспечить банковскую систему ликвидностью, повысить доступность кредитов ключевым отраслям экономики. Для этого Центральный банк РФ проводит депозитные аукционы, в том числе и беззалоговые. Эти средства уже подорожали, поскольку коммерческим банкам они достаются под 10–13%. Учитывая, что банки дополнительно закладывают в них свои риски и издержки, стоимость кредита «на выходе» составляет 14–16% и более.
Не менее важная задача – смягчить ситуацию в ключевых отраслях. Наиболее сильно от кризиса пострадали те отрасли, которые в своей деятельности в значительной степени опирались на привлечение кредитных ресурсов банков, – в первую очередь это строительство и торговля.
Поддержка необходима стратегическим отраслям, таким как оборонно-промышленный комплекс. Это целиком и полностью задача государства, поскольку нельзя допустить остановки исполнения государственного оборонного заказа, государственных контрактов. Среди отраслей, требующих поддержки, нужно назвать и агропромышленный комплекс: без собственного производства сельскохозяйственной продукции, продовольствия о социально-экономическом развитии говорить не приходится. В качестве антикризисных мер здесь предусмотрена дополнительная бюджетная поддержка – и на текущий, и на следующий год.
Сейчас в Министерстве финансов РФ работает комиссия по поддержке оборонно-промышленного комплекса, на заседаниях которой с участием коммерческих банков рассматриваются предприятия, испытывающие сложности с доступностью кредитных ресурсов.
По инициативе Минфина России для поддержки предприятий ОПК в федеральном бюджете предусмотрено 50 млрд руб. в виде финансовой помощи и 100 млрд руб. в виде государственных гарантий по банковским кредитам. Это существенная поддержка для предприятий «оборонки» в нынешних условиях. Кроме того, гарантийный механизм поддержки предусмотрен и по другим ключевым отраслям.
Как Минфин России видит ситуацию в субъектах РФ и муниципальных образованиях, какие шаги им необходимо предпринять, чтобы пережить кризис? К сожалению, прогнозы на следующий год далеко не радужные. Несмотря на то что федеральный бюджет уже принят, составлен он на базе докризисного прогноза социально-эко-
номического развития. И субъекты РФ при принятии своих бюджетов также во многом ориентировались на докризисные показатели.
Сейчас уже совершенно очевидно, что требуется изменение параметров бюджета субъектов РФ и муниципальных образований. В первую очередь это касается снижения прогноза по прибыли предприятий и соответственно налога на прибыль как одного из основных источников бюджетов субъектов РФ, особенно промышленно развитых регионов. Сейчас прогноз социально-экономического развития уточняется. Минфин России обратился в субъекты РФ, предложив пересмотреть параметры бюджетов с учетом консервативного подхода при определении параметров доходов бюджета на следующий год, особенно по налогу на прибыль, и источников финансирования дефицита.
Стабильность финансов в регионах в предстоящем году закладывается сегодня. Реальность бюджетных параметров – залог устойчивого исполнения бюджетов в 2009 г.
На следующий финансовый год приняты решения о налоговых новациях. С 1 января 2009 г. увеличивается амортизационная премия при расчете налога на прибыль, введенная в 2008 г., дополнительные льготы при расчете налога на доходы физических лиц при приобретении жилья. Потери субъектов РФ оцениваются в 83,8 млрд руб., из которых 44,5 млрд – по налогу на прибыль и 39,3 млрд – по налогу на доходы физических лиц.
Предусмотрена передача федеральной доли акцизов на нефтепродукты, а также 0,5 процентных пункта ставки налога на прибыль для зачисления в бюджеты субъектов РФ, что полностью компенсирует выпадающие доходы бюджетов регионов. Таким образом, налог на прибыль будет зачисляться в федеральный бюджет по ставке 2%, в бюджеты субъектов РФ – по максимальной ставке 18% (с сохранением права ее снижения до 14%).
Хочу обратить внимание финансистов еще на одну проблему. Мы уже привыкли к тому, что бюджеты регионов прогнозируются с дефицитом, для покрытия которого планируется привлекать кредитные ресурсы коммерческих банков, облигационные займы. При этом в ходе исполнения бюджета за счет поступления дополнительных доходов объемы заимствований
существенно сокращаются. Однако в следующем году ситуация кардинально поменяется и дополнительных доходов ожидать не приходится. В 2009 г. доступность кредитов будет гораздо ниже, а их стоимость – выше. Поэтому мы рекомендуем очень аккуратно подходить к прогнозу заимствований. На следующий год необходимо сформировать сбалансированный бюджет, планируя заимствования в размере погашения ранее взятых кредитов. В противном случае реальность таких источников также окажется под вопросом.
Мы предлагаем создавать в бюджете резервы за счет накопленных остатков средств. Рекомендуем также в закон о бюджете включать положения, определяющие перечень непервоочередных расходов, обязательства по которым предлагается не доводить до распорядителей средств, пока не будет ясно, что бюджетные ресурсы для этого поступили.
Те же рекомендации относятся и к муниципальным образованиям. Кроме того, нужно создать дополнительные механизмы страхования хода исполнения бюджетных обязательств муниципальными образованиями в следующем году за счет использования имеющихся инструментов, таких как дотации на сбалансированность бюджетов, применяемые на федеральном и региональном уровнях, бюджетные кредиты и т.д. Бюджетные кредиты под кассовые разрывы в 2009 г. будут востребованы гораздо чаще, чем сегодня.
Кстати, мы внесем в законодательство поправки, допускающие предоставление бюджетных кредитов на более длительный срок – до трех лет. А в федеральном бюджете предусмотрим дополнительные ассигнования для предоставления бюджетных кредитов, размер которых может быть увеличен до 100,0 млрд руб.
Следующий год станет своего рода испытанием на прочность для всей финансовой системы. Министерство финансов РФ часто критиковали за создание «кубышек» – резервных фондов, Фонда национального благосостояния, – «отвлекающих деньги из экономики». Но сейчас настал «момент истины», когда эти фонды, которые создавались за счет сверхдоходов бюджета, получаемых в результате благоприятной экономической конъюнктуры, в первую очередь высоких цен на сырье и основные продукты экспорта, будут задействованы для выполнения обязательств Российской Федерации.
Минфин России начал еженедельно проводить мониторинг исполнения бюджетов субъектов РФ в текущем году и анализ проектировок бюджетов регионов на 2009 г. на предмет реалистичности доходных источников и расходных обязательств и по результатам рассмотрения выносит рекомендации по уточнению параметров бюджетов. Аналогичные меры должны быть приняты и субъектами для анализа региональных и муниципальных бюджетов.
Вслед за торможением экономики мы столкнемся с необходимостью решения социальных проблем. И финансистам, формирующим бюджеты страны, субъектов РФ, муниципалитетов, нужно тщательно подготовиться к этому. От того, насколько верно будет выстроена бюджетная политика, во многом будет зависеть, как Россия пройдет испытания, которые нас ожидают в ближайшем будущем. А испытания будут действительно серьезными, поскольку, по оценкам экспертов, выход из нынешнего кризиса окажется небыстрым. Средний срок кризисов такого рода составляет два года и более – в зависимости от того, насколько быстро мировая экономика сможет перестроиться на работу в новых условиях.
В этой ситуации особую значимость приобретают вопросы, связанные с осуществлением политики в области содействия занятости населения и обеспечения мер социальной поддержки безработных граждан. В федеральном бюджете предусмотрены бюджетные ассигнования на мероприятия по обеспечению занятости населения, осуществлению социальной поддержки безработных граждан, в том числе выплату пособий по безработице и досрочно назначаемых пенсий, материальную помощь безработным гражданам.
Максимальный размер пособия по безработице уже увеличен до 4 900 руб. в месяц. Увеличены объемы финансирования мероприятий для обеспечения занятости населения с учетом ситуации на региональных рынках труда. Также решается вопрос о создании резерва в целях реализации дополнительных мероприятий по стабилизации ситуации на рынке труда, предусматривающих, в частности, организацию превентивного профессионального обучения работников, находящихся под угрозой увольнения. В процессе рассмотрения находятся такие важные задачи, как оказание адресной поддержки гражданам, включая организацию их переезда в другую местность для замещения вакантных рабочих мест, в том числе создаваемых в рамках федеральных целевых программ и инвестиционных проектов; содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан, а также организация общественных работ.
Подготовлен законопроект, предполагающий предоставление с 1 января 2009 г. возможности использования средств материнского капитала на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам, в том числе ипотечным, на приобретение или строительство жилья, которые предоставлены гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному до 31 декабря 2008 г. включительно.
Мы считаем, что одна из основных задач в сложившихся условиях – повышение общего уровня пенсионного
обеспечения, поскольку эта проблема жизненно важна для большинства пожилых людей. Предложение об увеличении размеров базовой части трудовой пенсии и ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан нашло отражение в проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан».
Согласно этому законопроекту размер базовой части трудовой пенсии по старости с 1 марта 2009 г. предлагается установить в сумме 1 950 руб. (вместо нынешних 1 794 руб.), а с 1 декабря 2009 г. – в сумме 2 460 руб. В целом за 2009 г. размер базовой части трудовой пенсии возрастет на 37,2%, а общий среднегодовой размер трудовой пенсии по старости достигнет 5 460 руб. На 2010 и 2011 гг. запланировано повышение базовой части трудовой пенсии соответственно на 9,94 и 9,53%. Кроме того, с 1 апреля 2009 г. размер ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан планируется увеличить на 8,5%.
Но это еще не весь перечень мер по поддержке населения. Будут увеличены и другие социальные пособия. Так, в 2009–2011 гг. на компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, будет ежегодно выделяться 13,0 млрд руб. – это на 69,5% больше, чем в 2008 г. Рост объема бюджетных ассигнований связан с повышением с 1 июля 2008 г. размера названных выплат с 500 до 1 200 руб. в месяц. А с 2010 г. в федеральном бюджете учтены ассигнования на выплату материнского (семейного) капитала в сумме 72,8 млрд руб., в 2011 г. на эти цели будет направлено 101,4 млрд.
Безусловно, будет продолжена и реализация приоритетного национального проекта «Здоровье». В 2009 г. расходы на реализацию мероприятий проекта составят 145,8 млрд руб., в 2010 г. – 136,6 млрд, в 2011 г. – 135,1 млрд. Хочу подчеркнуть, что постепенное уменьшение объемов финансирования обусловлено не сокращением бюджетных ассигнований, а поэтапным вводом в эксплуатацию объектов капитального строительства, осуществляемого в рамках нацпроекта. Поэтому снижение объемов инвестиций в указанные объекты закономерно. Также обращаю внимание на то, что перечень мероприятий нацпроекта «Здоровье», утвержденных на 2009–2011 гг., не подлежит сокращению, а объемы финансового обеспечения как действующих, так и новых направлений не уменьшаются.
Не оставлен без внимания и национальный проект по поддержке российской системы образования. На его реализацию в федеральном бюджете 2009 г. предусмотрено 30,9 млрд руб. Причем основные усилия государства в рамках нацпроекта будут направлены на развитие инновационной деятельности. Государство заинтересовано в дальнейшем развитии сети федеральных университетов. Для обеспечения долгосрочных потребностей инновационной экономики чрезвычайно важно модернизировать высшее профессиональное образование на основе интеграции науки, образования и производства, подготовки квалифицированных кадров. Учитывая приоритетный характер сферы образования, в 2009 г. расходы федерального бюджета на эти цели запланированы с ростом на 23,3% к уровню текущего года. Средства будут направлены, в числе прочего, на введение в сфере образования новых условий оплаты труда, следствием чего станет существенное повышение заработной платы сотрудников. Значительные ассигнования предполагается направить и на укрепление материально-технической базы федеральных государственных образовательных учреждений.
Кроме того, в 2009 г в рамках нацпроекта «Образование», а также в целях выполнения мероприятий по улучшению демографической политики бюджетам субъектов РФ будет оказана финансовая помощь. Так, размер субсидий и субвенций составит 35,7 млрд руб. Эти деньги планируется направить на следующие цели: поддержку общего образования; выплату компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования; содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье; оплату труда приемного родителя; мероприятия по организации оздоровительной кампании детей, а также на выплату единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью.
В заключение хочу сказать: безусловно, кризис – это испытание для страны. Уверен: если действовать на федеральном и региональном уровнях сообща, мы сможем преодолеть все трудности следующего года.
Антон СИЛУАНОВ, заместитель министра финансов РФ
В рамках сложившейся мировой финансовой системы проблемы, которые начались в Соединенных Штатах, а затем в Западной Европе и других странах, не обошли стороной и Россию. Развитие кризисных явлений идет поэтапно. Сначала возникли сложности на финансовом рынке, далее начались трудности в банковской системе. Снижается обеспечение кредитов, дешевеют активы, которые выступают в роли залога под кредиты коммерческих банков. Естественно, банки требуют досрочного погашения кредитов или довнесения залога. А это, в свою очередь, приводит к тому, что доступность банковского кредита снижается, банки все в меньшей степени осуществляют перераспределительную функцию, деньги все меньше направляются в различные секторы экономики, в том числе в отрасли народного хозяйства.
Такая ситуация способствует сокращению инвестиционной активности. К этому добавился отток из России иностранного капитала. Результат – снижение темпов экономического развития, сокращение общего объема промышленного производства, оказания услуг и т.д.
Министерство финансов РФ совместно с Центральным банком сделало ряд шагов для того, чтобы обеспечить банковскую систему ликвидностью, повысить доступность кредитов ключевым отраслям экономики. Для этого Центральный банк РФ проводит депозитные аукционы, в том числе и беззалоговые. Эти средства уже подорожали, поскольку коммерческим банкам они достаются под 10–13%. Учитывая, что банки дополнительно закладывают в них свои риски и издержки, стоимость кредита «на выходе» составляет 14–16% и более.
Не менее важная задача – смягчить ситуацию в ключевых отраслях. Наиболее сильно от кризиса пострадали те отрасли, которые в своей деятельности в значительной степени опирались на привлечение кредитных ресурсов банков, – в первую очередь это строительство и торговля.
Поддержка необходима стратегическим отраслям, таким как оборонно-промышленный комплекс. Это целиком и полностью задача государства, поскольку нельзя допустить остановки исполнения государственного оборонного заказа, государственных контрактов. Среди отраслей, требующих поддержки, нужно назвать и агропромышленный комплекс: без собственного производства сельскохозяйственной продукции, продовольствия о социально-экономическом развитии говорить не приходится. В качестве антикризисных мер здесь предусмотрена дополнительная бюджетная поддержка – и на текущий, и на следующий год.
Сейчас в Министерстве финансов РФ работает комиссия по поддержке оборонно-промышленного комплекса, на заседаниях которой с участием коммерческих банков рассматриваются предприятия, испытывающие сложности с доступностью кредитных ресурсов.
По инициативе Минфина России для поддержки предприятий ОПК в федеральном бюджете предусмотрено 50 млрд руб. в виде финансовой помощи и 100 млрд руб. в виде государственных гарантий по банковским кредитам. Это существенная поддержка для предприятий «оборонки» в нынешних условиях. Кроме того, гарантийный механизм поддержки предусмотрен и по другим ключевым отраслям.
Как Минфин России видит ситуацию в субъектах РФ и муниципальных образованиях, какие шаги им необходимо предпринять, чтобы пережить кризис? К сожалению, прогнозы на следующий год далеко не радужные. Несмотря на то что федеральный бюджет уже принят, составлен он на базе докризисного прогноза социально-эко-
номического развития. И субъекты РФ при принятии своих бюджетов также во многом ориентировались на докризисные показатели.
Сейчас уже совершенно очевидно, что требуется изменение параметров бюджета субъектов РФ и муниципальных образований. В первую очередь это касается снижения прогноза по прибыли предприятий и соответственно налога на прибыль как одного из основных источников бюджетов субъектов РФ, особенно промышленно развитых регионов. Сейчас прогноз социально-экономического развития уточняется. Минфин России обратился в субъекты РФ, предложив пересмотреть параметры бюджетов с учетом консервативного подхода при определении параметров доходов бюджета на следующий год, особенно по налогу на прибыль, и источников финансирования дефицита.
Стабильность финансов в регионах в предстоящем году закладывается сегодня. Реальность бюджетных параметров – залог устойчивого исполнения бюджетов в 2009 г.
На следующий финансовый год приняты решения о налоговых новациях. С 1 января 2009 г. увеличивается амортизационная премия при расчете налога на прибыль, введенная в 2008 г., дополнительные льготы при расчете налога на доходы физических лиц при приобретении жилья. Потери субъектов РФ оцениваются в 83,8 млрд руб., из которых 44,5 млрд – по налогу на прибыль и 39,3 млрд – по налогу на доходы физических лиц.
Предусмотрена передача федеральной доли акцизов на нефтепродукты, а также 0,5 процентных пункта ставки налога на прибыль для зачисления в бюджеты субъектов РФ, что полностью компенсирует выпадающие доходы бюджетов регионов. Таким образом, налог на прибыль будет зачисляться в федеральный бюджет по ставке 2%, в бюджеты субъектов РФ – по максимальной ставке 18% (с сохранением права ее снижения до 14%).
Хочу обратить внимание финансистов еще на одну проблему. Мы уже привыкли к тому, что бюджеты регионов прогнозируются с дефицитом, для покрытия которого планируется привлекать кредитные ресурсы коммерческих банков, облигационные займы. При этом в ходе исполнения бюджета за счет поступления дополнительных доходов объемы заимствований
существенно сокращаются. Однако в следующем году ситуация кардинально поменяется и дополнительных доходов ожидать не приходится. В 2009 г. доступность кредитов будет гораздо ниже, а их стоимость – выше. Поэтому мы рекомендуем очень аккуратно подходить к прогнозу заимствований. На следующий год необходимо сформировать сбалансированный бюджет, планируя заимствования в размере погашения ранее взятых кредитов. В противном случае реальность таких источников также окажется под вопросом.
Мы предлагаем создавать в бюджете резервы за счет накопленных остатков средств. Рекомендуем также в закон о бюджете включать положения, определяющие перечень непервоочередных расходов, обязательства по которым предлагается не доводить до распорядителей средств, пока не будет ясно, что бюджетные ресурсы для этого поступили.
Те же рекомендации относятся и к муниципальным образованиям. Кроме того, нужно создать дополнительные механизмы страхования хода исполнения бюджетных обязательств муниципальными образованиями в следующем году за счет использования имеющихся инструментов, таких как дотации на сбалансированность бюджетов, применяемые на федеральном и региональном уровнях, бюджетные кредиты и т.д. Бюджетные кредиты под кассовые разрывы в 2009 г. будут востребованы гораздо чаще, чем сегодня.
Кстати, мы внесем в законодательство поправки, допускающие предоставление бюджетных кредитов на более длительный срок – до трех лет. А в федеральном бюджете предусмотрим дополнительные ассигнования для предоставления бюджетных кредитов, размер которых может быть увеличен до 100,0 млрд руб.
Следующий год станет своего рода испытанием на прочность для всей финансовой системы. Министерство финансов РФ часто критиковали за создание «кубышек» – резервных фондов, Фонда национального благосостояния, – «отвлекающих деньги из экономики». Но сейчас настал «момент истины», когда эти фонды, которые создавались за счет сверхдоходов бюджета, получаемых в результате благоприятной экономической конъюнктуры, в первую очередь высоких цен на сырье и основные продукты экспорта, будут задействованы для выполнения обязательств Российской Федерации.
Минфин России начал еженедельно проводить мониторинг исполнения бюджетов субъектов РФ в текущем году и анализ проектировок бюджетов регионов на 2009 г. на предмет реалистичности доходных источников и расходных обязательств и по результатам рассмотрения выносит рекомендации по уточнению параметров бюджетов. Аналогичные меры должны быть приняты и субъектами для анализа региональных и муниципальных бюджетов.
Вслед за торможением экономики мы столкнемся с необходимостью решения социальных проблем. И финансистам, формирующим бюджеты страны, субъектов РФ, муниципалитетов, нужно тщательно подготовиться к этому. От того, насколько верно будет выстроена бюджетная политика, во многом будет зависеть, как Россия пройдет испытания, которые нас ожидают в ближайшем будущем. А испытания будут действительно серьезными, поскольку, по оценкам экспертов, выход из нынешнего кризиса окажется небыстрым. Средний срок кризисов такого рода составляет два года и более – в зависимости от того, насколько быстро мировая экономика сможет перестроиться на работу в новых условиях.
В этой ситуации особую значимость приобретают вопросы, связанные с осуществлением политики в области содействия занятости населения и обеспечения мер социальной поддержки безработных граждан. В федеральном бюджете предусмотрены бюджетные ассигнования на мероприятия по обеспечению занятости населения, осуществлению социальной поддержки безработных граждан, в том числе выплату пособий по безработице и досрочно назначаемых пенсий, материальную помощь безработным гражданам.
Максимальный размер пособия по безработице уже увеличен до 4 900 руб. в месяц. Увеличены объемы финансирования мероприятий для обеспечения занятости населения с учетом ситуации на региональных рынках труда. Также решается вопрос о создании резерва в целях реализации дополнительных мероприятий по стабилизации ситуации на рынке труда, предусматривающих, в частности, организацию превентивного профессионального обучения работников, находящихся под угрозой увольнения. В процессе рассмотрения находятся такие важные задачи, как оказание адресной поддержки гражданам, включая организацию их переезда в другую местность для замещения вакантных рабочих мест, в том числе создаваемых в рамках федеральных целевых программ и инвестиционных проектов; содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан, а также организация общественных работ.
Подготовлен законопроект, предполагающий предоставление с 1 января 2009 г. возможности использования средств материнского капитала на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам, в том числе ипотечным, на приобретение или строительство жилья, которые предоставлены гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному до 31 декабря 2008 г. включительно.
Мы считаем, что одна из основных задач в сложившихся условиях – повышение общего уровня пенсионного
обеспечения, поскольку эта проблема жизненно важна для большинства пожилых людей. Предложение об увеличении размеров базовой части трудовой пенсии и ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан нашло отражение в проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан».
Согласно этому законопроекту размер базовой части трудовой пенсии по старости с 1 марта 2009 г. предлагается установить в сумме 1 950 руб. (вместо нынешних 1 794 руб.), а с 1 декабря 2009 г. – в сумме 2 460 руб. В целом за 2009 г. размер базовой части трудовой пенсии возрастет на 37,2%, а общий среднегодовой размер трудовой пенсии по старости достигнет 5 460 руб. На 2010 и 2011 гг. запланировано повышение базовой части трудовой пенсии соответственно на 9,94 и 9,53%. Кроме того, с 1 апреля 2009 г. размер ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан планируется увеличить на 8,5%.
Но это еще не весь перечень мер по поддержке населения. Будут увеличены и другие социальные пособия. Так, в 2009–2011 гг. на компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, будет ежегодно выделяться 13,0 млрд руб. – это на 69,5% больше, чем в 2008 г. Рост объема бюджетных ассигнований связан с повышением с 1 июля 2008 г. размера названных выплат с 500 до 1 200 руб. в месяц. А с 2010 г. в федеральном бюджете учтены ассигнования на выплату материнского (семейного) капитала в сумме 72,8 млрд руб., в 2011 г. на эти цели будет направлено 101,4 млрд.
Безусловно, будет продолжена и реализация приоритетного национального проекта «Здоровье». В 2009 г. расходы на реализацию мероприятий проекта составят 145,8 млрд руб., в 2010 г. – 136,6 млрд, в 2011 г. – 135,1 млрд. Хочу подчеркнуть, что постепенное уменьшение объемов финансирования обусловлено не сокращением бюджетных ассигнований, а поэтапным вводом в эксплуатацию объектов капитального строительства, осуществляемого в рамках нацпроекта. Поэтому снижение объемов инвестиций в указанные объекты закономерно. Также обращаю внимание на то, что перечень мероприятий нацпроекта «Здоровье», утвержденных на 2009–2011 гг., не подлежит сокращению, а объемы финансового обеспечения как действующих, так и новых направлений не уменьшаются.
Не оставлен без внимания и национальный проект по поддержке российской системы образования. На его реализацию в федеральном бюджете 2009 г. предусмотрено 30,9 млрд руб. Причем основные усилия государства в рамках нацпроекта будут направлены на развитие инновационной деятельности. Государство заинтересовано в дальнейшем развитии сети федеральных университетов. Для обеспечения долгосрочных потребностей инновационной экономики чрезвычайно важно модернизировать высшее профессиональное образование на основе интеграции науки, образования и производства, подготовки квалифицированных кадров. Учитывая приоритетный характер сферы образования, в 2009 г. расходы федерального бюджета на эти цели запланированы с ростом на 23,3% к уровню текущего года. Средства будут направлены, в числе прочего, на введение в сфере образования новых условий оплаты труда, следствием чего станет существенное повышение заработной платы сотрудников. Значительные ассигнования предполагается направить и на укрепление материально-технической базы федеральных государственных образовательных учреждений.
Кроме того, в 2009 г в рамках нацпроекта «Образование», а также в целях выполнения мероприятий по улучшению демографической политики бюджетам субъектов РФ будет оказана финансовая помощь. Так, размер субсидий и субвенций составит 35,7 млрд руб. Эти деньги планируется направить на следующие цели: поддержку общего образования; выплату компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования; содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье; оплату труда приемного родителя; мероприятия по организации оздоровительной кампании детей, а также на выплату единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью.
В заключение хочу сказать: безусловно, кризис – это испытание для страны. Уверен: если действовать на федеральном и региональном уровнях сообща, мы сможем преодолеть все трудности следующего года.