24 апреля 2025 года
Регистрация
Версия для печати 176 Материалы по теме
Эволюция госуправления. Цифровой бюджетный процесс Амурской области

Амурская область входит в число регионов, демонстрирующих высокое качество финансового менеджмента. Конечно, к этому достижению привело множество факторов, но один из важнейших — постоянное внедрение передовых цифровых технологий. Мне очень приятно, что в прошлом году наш проект был высоко оценен конкурсной комиссией Всероссийского конкурса «Лучший исполнительный орган государственной (муниципальной) власти России в сфере управленческих инноваций»

Владимир Викторович Сологуб, первый заместитель министра финансов Амурской области

Министерство финансов Амурской области — победитель I Всероссийского конкурса управленческих инноваций в номинации «Практики внедрения цифровых технологий в управлении»

Более 15 лет назад мы столкнулись с вызовом: органам местного самоуправления стало сложно справляться поддержкой, администрированием и методологическим обеспечением информационных систем. Ответом на него стало решение о централизации автоматизации процессов управления общественными финансами в регионе. Целями проекта были определены повышение оперативности принятия управленческих решений и снижение расходов на ведение бумажного документооборота при управлении общественными финансами Амурской области и муниципальных образований, расположенных в ее границах.

Централизованная информационная платформа

В 2012 году мы запустили централизованную информационную платформу, созданную на основе линейки финансовых программных продуктов БФТ-Холдинга. Этот шаг позволил органам местного самоуправления использовать региональный опыт организации бюджетного процесса и предоставил все необходимые технические возможности.

Работа по предоставлению вычислительных ресурсов, включая размещение информационной системы, обеспечение ее отказоустойчивости и информационной безопасности, была доверена специализированному государственному бюджетному учреждению «Центр информационных технологий Амурской области». Это позволило региональному Министерству финансов сосредоточиться исключительно на методологическом обеспечении развития информационных систем.

На сегодняшний день к централизованной информационной системе исполнения бюджета подключено 315 муниципальных образований и 1,4 тысячи учреждений Амурской области. Система консолидирует 112 муниципальных бюджетов, в ней работает около шести тысяч пользователей, из которых около 400 являются юридическими лицами (рисунок).

Оптимальность такого решения была подтверждена в 2022 году, когда начались процессы импортозамещения во всех сферах автоматизации государственного управления. ИТ-инфраструктура Амурской области оказалась готовой и к этому масштабному вызову: переход на отечественные программные продукты был уже осуществлен, а миграция на отечественное серверное оборудование прошла успешно и безболезненно для конечных пользователей. В результате помимо решения задачи импортозамещения была увеличена производительность, упростилось администрирование информационных систем при ужесточении принятых мер по обеспечению информационной безопасности и отказоустойчивости.

Основой развития централизованной информационной платформы стал переход на юридически значимый электронный документооборот в 2012 году. Он исключил использование в бумажном виде значительного количества документов: так, например, в электронный вид были переведены платежные поручения, что заметно снизило как трудовые, так и материальные затраты. Завершил формирование полного информационного комплекса управления общественными финансами региона запуск автоматизации процесса планирования расходов, а также управления государственными и муниципальными закупками, включая перераспределение средств, сэкономленных в ходе конкурсных процедур, на решение актуальных задач развития региона.

Принятые решения позволили формирование, представление, согласование и утверждение всех 18 государственных программ Амурской области вести в программном комплексе «АЦК-Планирование». Кроме этого, в 2024 году начат плановый перевод в электронный вид муниципальных программ. На сегодняшний день 141 муниципальная программа формируется, используя региональную методологию.

Создание интегрированных централизованных информационных систем, разработка единой методологии и обеспечение юридически значимого электронного документооборота позволили Минфину Амурской области:

  • исключить из оборота более 50 видов бумажных документов, заменив их на электронные с обеспечением юридической значимости;
  • сократить сроки доведения денежных средств до конечных получателей;
  • реализовать принцип прозрачности и открытости бюджетного процесса;
  • выстроить принципиально иные бизнес-процессы как на горизонтальном уровне с участниками и неучастниками бюджетного процесса, так и на вертикальном уровне межбюджетных отношений.
сологуб_рисунок_2.jpg

Правильность стратегического решения по цифровой трансформации бюджетных процессов подтвердила и пандемия 2020–2021 годов. На тот момент у области уже была техническая возможность организации удаленной работы сотрудников финансовых органов и учреждений, так что перевести функционирование бюджетной системы области в совершенно новые условия удалось быстро.

Соглашения

Развитием централизованной информационной системы стала цифровизация процессов заключения и ведения соглашений на предоставление межбюджетных трансфертов и соглашений о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий на иные цели, а также соглашений о предоставлении субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам. Наши коллеги могли подписывать необходимые документы в электронном виде, а в результате проекта развития мы успешно оцифровали данные по межбюджетным трансфертам — от планирования до отчетности. В 2024 году в системе было заключено 460 соглашений по предоставлению межбюджетных трансфертов на сумму более 14 миллиардов рублей, 1,58 тысячи соглашений с юрлицами на сумму порядка 8,6 миллиарда рублей и 696 соглашений с государственными и муниципальными учреждениями на сумму около 49,2 миллиарда рублей.

Мы стали одними из первых регионов в России, кто внедрил удаленное подписание соглашений, и наш опыт был активно адаптирован для запуска аналогичных инициатив в других субъектах страны.

Следующий этап — ИИ

Сейчас специалисты области в тесном контакте с поставщиками информационных решений и областными центрами компетенций изучают удачные варианты применения искусственного интеллекта в бизнесе и государственном управлении. Выявляемые лучшие практики использования самых современных технологий могут помочь нам в снижении трудоемкости бюджетного процесса, исключении негативного человеческого фактора и ускорении деятельности.

Поскольку весь бюджетный процесс уже оцифрован, следующим шагом станет оптимизация процессов с помощью искусственного интеллекта. Я имею в виду исключение ручных рутинных операций, дополнительный автоматизированный контроль анализа хода исполнения бюджета и тому подобное. Дальнейшее развитие системы станет для нас новым этапом эволюционного движения.

Поделиться