Сегодня вопросы укрупнения муниципальных образований, усиления их финансовой устойчивости стоят достаточно остро. Удмуртия уже давно работает в этом направлении и добилась ощутимых результатов, поэтому мне бы хотелось поделиться нашим опытом.
Вера Николаевна Сухих, министр финансов Удмуртской Республики
Реформа МСУ
Процесс преобразования районов в муниципальные округа был запущен в Удмуртии в 2019 году. Весной 2019 года были приняты изменения в федеральный закон о местном самоуправлении[1], дающие возможность субъектам РФ создавать муниципальные округа. Вскоре после этого мы ввели в региональные законы и нормативные документы новый вид муниципального образования, который можно создавать путем объединения муниципалитетов на территории сельских районов.
Новая система организации местного самоуправления предусматривала централизацию управленческого аппарата, систематизацию и оптимизацию расходования средств муниципального бюджета, а также единую документационную базу. Преобразование позволило улучшить качество реализации программ территориального развития, уменьшить расходы на аппарат и централизовать ответственность за решение важных для людей вопросов. Отказ от муниципальных образований на уровне поселений позволил повысить управляемость территорий, так как у большинства поселений Удмуртии фактически не было никогда финансовых ресурсов для решения местных проблем.
В результате проведенной реформы 333 МО Удмуртской Республики, включающих 303 поселения, 25 муниципальных районов и пять городских округов, укрупнились до 30 МО: 25 муниципальных округов и пяти городских округов. Это, конечно, позволило не только упростить управление на местах, но и улучшить взаимодействие с региональной властью, в том числе с Министерством финансов Удмуртской Республики.
Цифровизация бюджетного процесса
Реформа МСУ стала важным, но не единственным шагом к повышению качества управления финансами муниципалитетов. Для создания эффективных местных бюджетов мы для себя определили следующие задачи:
- цифровизация бюджетного процесса в МО;
- контроль за расходами МО;
- автоматизация процессов обоснований бюджетных ассигнований в МО;
- оптимизация расходов бюджетов МО при планировании бюджетных ассигнований.
Для достижения поставленных целей мы предложили муниципалитетам в два этапа реализовать проекты в программном комплексе «Проект-СМАРТ Про»: первый этап — это планирование бюджета, второй этап — исполнение бюджета (рисунок). Начали с разработки и утверждения дорожной карты. В рабочую группу вошли специалисты Минфина Удмуртии и подведомственного республиканского Центра учета и отчетности. В муниципальных образованиях к проекту были привлечены специалисты финансовых органов, экономических служб ГРБС, муниципальных центров бухгалтерского учета, сотрудники учреждений.
В 2023 году город Сарапул и Можгинский район были выбраны в качестве пилотов по планированию бюджетов в ПК «Проект-СМАРТ Про». В 2024 году уже шесть муниципальных образований стали участниками проекта: Вавожский, Завьяловский, Сарапульский, Юкаменский районы и города Глазов и Можга. В 2025 году к проекту подключились город Ижевск и Увинский район.
Программный комплекс позволяет главным распорядителям сформировать обоснования бюджетных ассигнований как под доведенные объемы ассигнований, так и под необеспеченную на этапе формирования бюджета потребность. Кроме того, бюджетные проектировки возможно детализировать исходя из специфики деятельности подведомственных учреждений. Автоматизация процесса планирования бюджета позволила в различных вариациях осуществлять проверку, свод и анализ внесенных обоснований бюджетных ассигнований как финансовому органу, так и отраслевым пользователям, формировать аналитические материалы. Таким образом, мы повысили оперативность, снизилась вероятность ошибки при планировании проекта бюджета и влияние человеческого фактора.
Автоматизация процесса формирования бюджета позволила осуществлять скользящее планирование благодаря созданию актуальной редакции проекта бюджета. Данная функция дает возможность в процессе согласования проекта бюджета систематизировать версии, в том числе с учетом корректировок, принятых главой муниципального образования, представительным органом, при изменении объемов доведенных межбюджетных трансфертов или после рассмотрения проекта бюджета в первом чтении.
Для повышения эффективности и прозрачности расходов бюджетов МО не только на этапе планирования, но и при исполнении бюджетов в 2024 году Минфин запустил второй этап проекта. Отбор муниципалитетов нам уже не требовался, так как те муниципальные образования, которые прошли этап планирования бюджета, автоматически перешли во второй этап.
Автоматизация циклов бюджетного процесса способствует сокращению трудоемкости и временных затрат, повышает оперативность составления отчетов, аналитики, обоснований бюджетных ассигнований и получения структурированной информации. Поэтому расширение проекта «Планирование и исполнение бюджетов муниципальных образований в ПК «Проект-СМАРТ Про» будет продолжено до полного охвата всех муниципальных образований региона.
Глазами муниципала
Светлана Константиновна Заглядина, начальник Управления финансов Можгинского района Удмуртской Республики
Работа по внедрению в Можгинском районе программного продукта началась с разработки нормативно-правовой базы, заполнения справочников, согласования форм обоснований бюджетных ассигнований с региональным Минфином. Эта работа была трудоемкой и на первоначальном этапе заняла много времени. Однако в результате была сформирована база необходимых данных, которая в дальнейшем значительно облегчила нам процесс формирования проекта бюджета на 2024 год в части планирования расходов.
Поскольку в бюджетном планировании все начинается с определения потребности в бюджетных средствах, то большое значение имеет качество проработки этих вопросов. Использование блока «Обоснование бюджетных ассигнований» программного решения разработки компании «Кейсистемс» позволяет это сделать.
На первоначальном этапе составления проекта бюджета ГРБС заполняют в программном комплексе бюджетные заявки в разрезе обоснований бюджетных ассигнований (ОБАСы). Заявки составляют по кодам классификации расходов с дополнительной детализацией показателей (субКОСГУ). Бюджетные заявки ГРБС направляют на согласование в управление финансов, мы проверяем их, анализируем расчетные данные и в случае замечаний отправляем на доработку. То есть происходит электронный документооборот, где бумажные носители полностью заменены на электронные, что значительно облегчает и ускоряет процесс внесения корректировок. В результате проделанной работы в системе формируется общий объем потребности бюджетных средств без использования каких-либо дополнительных расчетов на бумажных носителях.
Формирование аналитических таблиц позволяет нам посмотреть бюджетную потребность как в разрезе ГРБС, так и в разрезе подведомственных учреждений. Кроме того, что очень удобно для аналитики, отчеты можно сформировать как в сводном виде по кодам классификации расходов, так и с подробной детализацией. После доведения до главных распорядителей предельных объемов бюджетных средств производится корректировка бюджетных заявок. В случае превышения бюджетных заявок над предельным объемом бюджетных средств, доведенных до главного распорядителя, автоматически применяются понижающие коэффициенты, что также упрощает процесс корректировки проекта бюджета. Большую часть приложений к проекту решения о бюджете, а также изменений мы формируем в информационной системе по бюджетному планированию.
Благодаря тому, что все этапы формирования проекта бюджета, от бюджетной заявки до проекта решения о бюджете, осуществляются в одном месте, мы сократили время на ввод данных как по проекту бюджета, так и по первоначальной бюджетной росписи. Все изменения в бюджетную роспись осуществляются теперь через внесение изменений в ОБАС, управлению финансов стало проще анализировать обоснованность вносимых изменений в бюджетные ассигнования, поскольку у нас есть первоначальная база данных и можно посмотреть, какие именно расходы закладывались при формировании бюджета, проследить целесообразность вносимых изменений.
Еще одним положительным моментом является то, что сформированные в ПК планы финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений теперь автоматически отправляются на портал bus.gov.ru. Кроме того, планы ФХД всегда находятся в актуализированном виде, даже после внесения в них изменений, что позволяет не нарушать порядок их ведения. Ранее ГРБС вели планы в ручном режиме и актуальная версия была доступна на сайте только в конце года.
Внедрение программного решения позволило нам выстроить систему автоматизированных маршрутов, которые проходят документы, включая все этапы создания, доработки, согласования и подписания документа электронной подписью. Было реализовано правило однократности ввода информации, настроен обмен электронными документами и взаимоувязанные контроли между программными модулями, сокращена трудоемкость и повышена прозрачность бюджетного процесса. Мы в любое время можем посмотреть и проанализировать расчет потребности бюджетных средств, вносимые изменения, скорректировать исходные данные в расчетах. На сегодняшний день, пройдя полный цикл бюджетного процесса, мы можем смело сказать, что внедрение ПК «Проект-СМАРТ Про», безусловно, повысило качество нашего бюджетного планирования и снизило трудоемкость бюджетного процесса в целом.
Перераспределение налоговых доходов
Рассказывая о работе с муниципальными образованиями республики, нельзя обойти стороной вопросы перераспределения налоговых доходов. 1 января 2021 года на федеральном уровне был отменен единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, который в полном объеме поступал в местные бюджеты. Для компенсации выпадающих доходов и стимулирования органов местного самоуправления к развитию предпринимательской деятельности на территориях районов и городов в республике были установлены дифференцированные нормативы отчислений в местные бюджеты от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Действующая методика позволяла ежегодно корректировать нормативы УСН, исходя из сложившейся ситуации по поступлению УСН и патента в бюджет муниципалитетов. В то же время на федеральном уровне ставились задачи по увеличению доходного потенциала муниципальных образований. Мы понимали необходимость и важность структурной трансформации нашей экономики. И подходящий момент настал в
Одна из проблем, с которой мы столкнулись, связана с тем, что закрепленные за муниципалитетами доходы были в меньшей степени связаны с производственной деятельностью организаций, находящихся на территории МО. А это значительно снижало заинтересованность органов МСУ в развитии собственной налоговой базы и экономики муниципального образования. Для стимулирования муниципалитетов к развитию предпринимательской деятельности на территориях районов и городов мы приняли решение изменить подход к передаче нормативов по УСН в местные бюджеты. Вместо компенсации выпадающих доходов по ЕНВД дифференцированными нормативами по УСН было решено увеличить отчисления от УСН в муниципалитеты. В настоящее время в республике установлены единые нормативы поступлений от УСН в бюджеты муниципальных округов в размере 15%, в бюджеты городских округов — 3,62%. Также были предусмотрены меры поощрения муниципальных образований, которые обеспечили наибольший прирост УСН в отчетном году. Региональным Законом «О регулировании межбюджетных отношений в Удмуртской Республике» в целях поощрения муниципальных образований за достигнутые результаты по увеличению налогового потенциала предусмотрено отдельное направление дотации местным бюджетам — за обеспечение прироста налоговых доходов от УСН. На стимулирование муниципальных образований предусмотрено 100 миллионов рублей.
Все это дало положительные результаты. В частности, повысилась заинтересованность местных властей в увеличении налогового потенциала, что способствует укреплению экономической самодостаточности и экономическому развитию МО. Количество организаций и индивидуальных предпринимателей, сведения о которых содержатся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, увеличилось по сравнению с 2022 годом на 16,3 тысячи единиц и превысило 50 тысяч единиц.
По количеству вновь созданных субъектов МСП Удмуртия в расчете на жителя в 2024 году заняла первое место среди регионов Приволжского федерального округа. Для сравнения: в 2022 году мы были на третьем месте, после Татарстана и Самарской области. Налоговые доходы от субъектов малого и среднего бизнеса увеличились в 2024 году по сравнению с 2022 годом на 13,8 миллиарда рублей и составили 36,6 миллиарда рублей. Поступления от УСН в консолидированный бюджет Удмуртской Республики достигли 12,4 миллиарда рублей, что в 1,5 раза выше уровня 2022 года.
Говоря о доходах в целом, в 2024 году мы наблюдали уверенный рост собственных доходов консолидированного бюджета республики, в сумме они составили 127,8 миллиарда рублей, темп роста 127% к уровню 2023 года. Отмечу, что в 2024 году республика стала лидером в ПФО по темпу роста налоговых и неналоговых доходов. По темпам роста налога на прибыль, НДФЛ и УСН среди субъектов ПФО Удмуртия находится на втором месте. Это отличный результат, свидетельствующий о том, что мы движемся в правильном направлении.
[1] Федеральный закон от 01.05.2019 № 87‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“».