Леонид ГОРНИН, руководитель Департамента финансов и налоговой политики Новосибирской области
Территориальные бюджеты сейчас являются критически важными для государства системами жизнеобеспечения бюджетной сферы. Современные условия характеризуются усилением существовавших и появлением качественно новых угроз. Эти угрозы имеют различную природу, но носят системный характер, что усиливает их негативные эффекты. Появилась реальная угроза недостаточного наполнения региональных бюджетов, что непосредственно сказывается на финансовой, экономической и социальной ситуации в стране. Если в последние годы наблюдался стабильный и существенный рост экономики и налоговых доходов бюджетов субъектов РФ, то сейчас в Новосибирской области, как и везде, отмечается резкое снижение платежеспособного спроса на продукцию производителей, падение объемов выпуска в промышленности и, как следствие, снижение платежей в бюджет.
Однако в Новосибирской области имеются определенные основания для оптимизма. Еще несколько лет назад бюджет региона перестал зависеть от внешних заимствований. Для реализации бюджетной политики сегодня не требуются дополнительные заимствования; более того, у нас нет никаких обязательств, которые бы предполагали перекредитование или иные взаимоотношения с финансовым рынком. Администрацией Новосибирской области проведены процедуры по списанию внутреннего долга. Всего было погашено около 340 задолженностей муниципальных образований по кредитам за 2006 и 2007 гг. В настоящее время муниципальные районы области практически не имеют задолженностей по кредитам, что позволяет им самостоятельно планировать бюджет и рассчитывать расходы исходя из фактических потребностей.
Мы уже обсудили с депутатами бюджет области на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 гг., проект бюджета прошел первое чтение. Бюджет реалистичен. Мы считаем, что выполним план по акцизам, по налогам на имущество, по сбору налога на доходы физических лиц. Рост подоходного налога предусматривается не ниже 120%. Еще не использован в полной мере такой резерв, как вывод заработной
платы из теневого оборота. Пристальное внимание предстоит уделить налогу на прибыль. Но и здесь предусмотрен резерв. Если в среднем темпы роста этого вида дохода не падали ниже 130%, то в проект бюджета 2009 г. заложен показатель в 121%.
В последнее время в регионе много внимания уделялось вводу в эксплуатацию новых промышленных мощностей, росту числа заказов для промышленных предприятий, техническому обновлению и переоснащению сельскохозяйственного производства. Шел активный инвестиционный процесс, не зависящий от крупных иностранных банков и финансовых рынков. Это позволяет считать нашу промышленность дееспособной.
Структура экономики области также дает повод для оптимизма. Отрасли зоны риска – строительная и банковская – хоть и являются крупными поставщиками доходов в областную казну, но не оказывают на нее решающего влияния. Суммарно они дают 15,1% доходов, в то время как доля обрабатывающего производства составляет 16,65%, торговли – 18,58%.
Бюджет на 2009–2011 гг. мы пока сокращать не стали, ожидаем от Минэкономики России уточненного прогноза социально-экономического развития РФ на 2009–2011 гг. После поступления прогноза будут пересмотрены объемы налоговых и неналоговых доходов и соответственно расходов с целью не допустить секвестирования расходов в 2009 г. Мы приняли во внимание рекомендации Минфина России от 20 октября 2008 г., ограничили принятие новых расходных обязательств и не собираемся допускать не обеспеченного ресурсами увеличения финансирования действующих обязательств, включая повышение фонда оплаты труда работников бюджетной сферы. Размер дефицита бюджета Новосибирской области планируется с учетом снижения доступности кредитных ресурсов и возможности размещения ценных бумаг субъектов.
Одной из ключевых задач на 2009 г. мы считаем обеспечение финансирования реального сектора экономики – промышленности, сельского хозяйства. Новосибирская область, как и федеральный центр, и остальные регионы, занимается этим вопросом уже давно, и многое стало получаться, хотя далеко не всё. Глобальный кризис требует от нас принятия новых мер по поддержке реального сектора.
Сейчас мы стараемся решать задачи не только стратегического, перспективного планирования, но и оперативного мониторинга и ситуационного управления. Практически каждый день делается прогноз бюджета на три-четыре месяца вперед. Создана аналитическая система, позволяющая отслеживать данные из различных источников, ежедневно анализируются структура и динамика доходов бюджета, в том числе по отдельным отраслям промышленности, районам, городским округам и поселениям. Причем анализ проводится не по устаревшим статистическим данным, а по актуальной ситуации.
Возьмем, к примеру, строительную сферу. В Новосибирской области платежеспособный спрос на жилье в октябре упал на 35%. В ноябре ожидается дальнейшее снижение потребности в услугах строителей. В строительных компаниях и на предприятиях стройиндустрии прошла первая волна сокращений персонала – пока на 10–15%. Для выхода из создавшегося положения предприятия строительного комплекса просят предоставить им налоговый кредит на три-четыре месяца с последующей реструктуризацией долга на один-два года. Однако благодаря анализу мы видим реальные показатели по платежам отрасли в бюджет. Темп роста налоговых доходов от предприятий строительной отрасли за 10 месяцев 2008 г. составляет 132,12% к аналогичному периоду 2007 г. в основном за счет роста НДФЛ (238,36%), обусловленного комплексом проведенных мероприятий по выводу заработной платы из теневого оборота. Рост же налога на прибыль в 109,54% не соответствует темпам роста производства в отрасли (145,12%). Объем недоимки по предприятиям строительной отрасли незначительный – 98 млн руб. на 1 ноября 2008 г. Какой вывод в этой ситуации можно сделать? Только один: используются «серые» схемы. Фактически льготный налоговый кредит строители взяли сами.
В стабильной ситуации руководитель финансового органа может позволить себе делегировать определенные решения и анализ ситуации на уровень исполнителей, оценивая текущее положение и корректируя работу один-два раза в неделю. Сейчас так поступать нельзя, необходимо ежедневное ситуационное управление.
В регионе с 2006 г. внедрена Единая система управления бюджетным процессом. Финансовые сведения стекаются в информационный центр в Департаменте финансов и налоговой политики Новосибирской области. Дополнительно поступает информация от Минфина России, Федерального казначейства, органов казначейства Новосибирской области, налоговых инспекций, органов статистики. Специалисты обрабатывают полученные данные, выявляют закономерности. Для анализа применяются определенные наборы финансовых индикаторов и показателей. Сейчас мы создаем новые аналитические методики, формируем перечень финансовых и экономических индикаторов и показателей и собираемся задействовать научный потенциал Новосибирской области.
На базе информационного центра в ДФиНП создана система оперативного информирования руководства о складывающейся ситуации в финансовой сфере. Ежедневная, ежеминутная отчетность доступна на защищенном веб-сайте с компьютера или смартфона, подключенного к сети Интернет.
Сейчас необходимо своевременно отслеживать производственные, финансовые, экономические и другие факторы, влияющие на функционирование объекта управления, на объекты бюджетной системы Новосибирской области. Ситуация требует совмещать жесткий контроль расходования бюджетных средств с постоянным мониторингом поступления доходов в бюджет.
Территориальные бюджеты сейчас являются критически важными для государства системами жизнеобеспечения бюджетной сферы. Современные условия характеризуются усилением существовавших и появлением качественно новых угроз. Эти угрозы имеют различную природу, но носят системный характер, что усиливает их негативные эффекты. Появилась реальная угроза недостаточного наполнения региональных бюджетов, что непосредственно сказывается на финансовой, экономической и социальной ситуации в стране. Если в последние годы наблюдался стабильный и существенный рост экономики и налоговых доходов бюджетов субъектов РФ, то сейчас в Новосибирской области, как и везде, отмечается резкое снижение платежеспособного спроса на продукцию производителей, падение объемов выпуска в промышленности и, как следствие, снижение платежей в бюджет.
Однако в Новосибирской области имеются определенные основания для оптимизма. Еще несколько лет назад бюджет региона перестал зависеть от внешних заимствований. Для реализации бюджетной политики сегодня не требуются дополнительные заимствования; более того, у нас нет никаких обязательств, которые бы предполагали перекредитование или иные взаимоотношения с финансовым рынком. Администрацией Новосибирской области проведены процедуры по списанию внутреннего долга. Всего было погашено около 340 задолженностей муниципальных образований по кредитам за 2006 и 2007 гг. В настоящее время муниципальные районы области практически не имеют задолженностей по кредитам, что позволяет им самостоятельно планировать бюджет и рассчитывать расходы исходя из фактических потребностей.
Мы уже обсудили с депутатами бюджет области на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 гг., проект бюджета прошел первое чтение. Бюджет реалистичен. Мы считаем, что выполним план по акцизам, по налогам на имущество, по сбору налога на доходы физических лиц. Рост подоходного налога предусматривается не ниже 120%. Еще не использован в полной мере такой резерв, как вывод заработной
платы из теневого оборота. Пристальное внимание предстоит уделить налогу на прибыль. Но и здесь предусмотрен резерв. Если в среднем темпы роста этого вида дохода не падали ниже 130%, то в проект бюджета 2009 г. заложен показатель в 121%.
В последнее время в регионе много внимания уделялось вводу в эксплуатацию новых промышленных мощностей, росту числа заказов для промышленных предприятий, техническому обновлению и переоснащению сельскохозяйственного производства. Шел активный инвестиционный процесс, не зависящий от крупных иностранных банков и финансовых рынков. Это позволяет считать нашу промышленность дееспособной.
Структура экономики области также дает повод для оптимизма. Отрасли зоны риска – строительная и банковская – хоть и являются крупными поставщиками доходов в областную казну, но не оказывают на нее решающего влияния. Суммарно они дают 15,1% доходов, в то время как доля обрабатывающего производства составляет 16,65%, торговли – 18,58%.
Бюджет на 2009–2011 гг. мы пока сокращать не стали, ожидаем от Минэкономики России уточненного прогноза социально-экономического развития РФ на 2009–2011 гг. После поступления прогноза будут пересмотрены объемы налоговых и неналоговых доходов и соответственно расходов с целью не допустить секвестирования расходов в 2009 г. Мы приняли во внимание рекомендации Минфина России от 20 октября 2008 г., ограничили принятие новых расходных обязательств и не собираемся допускать не обеспеченного ресурсами увеличения финансирования действующих обязательств, включая повышение фонда оплаты труда работников бюджетной сферы. Размер дефицита бюджета Новосибирской области планируется с учетом снижения доступности кредитных ресурсов и возможности размещения ценных бумаг субъектов.
Одной из ключевых задач на 2009 г. мы считаем обеспечение финансирования реального сектора экономики – промышленности, сельского хозяйства. Новосибирская область, как и федеральный центр, и остальные регионы, занимается этим вопросом уже давно, и многое стало получаться, хотя далеко не всё. Глобальный кризис требует от нас принятия новых мер по поддержке реального сектора.
Сейчас мы стараемся решать задачи не только стратегического, перспективного планирования, но и оперативного мониторинга и ситуационного управления. Практически каждый день делается прогноз бюджета на три-четыре месяца вперед. Создана аналитическая система, позволяющая отслеживать данные из различных источников, ежедневно анализируются структура и динамика доходов бюджета, в том числе по отдельным отраслям промышленности, районам, городским округам и поселениям. Причем анализ проводится не по устаревшим статистическим данным, а по актуальной ситуации.
Возьмем, к примеру, строительную сферу. В Новосибирской области платежеспособный спрос на жилье в октябре упал на 35%. В ноябре ожидается дальнейшее снижение потребности в услугах строителей. В строительных компаниях и на предприятиях стройиндустрии прошла первая волна сокращений персонала – пока на 10–15%. Для выхода из создавшегося положения предприятия строительного комплекса просят предоставить им налоговый кредит на три-четыре месяца с последующей реструктуризацией долга на один-два года. Однако благодаря анализу мы видим реальные показатели по платежам отрасли в бюджет. Темп роста налоговых доходов от предприятий строительной отрасли за 10 месяцев 2008 г. составляет 132,12% к аналогичному периоду 2007 г. в основном за счет роста НДФЛ (238,36%), обусловленного комплексом проведенных мероприятий по выводу заработной платы из теневого оборота. Рост же налога на прибыль в 109,54% не соответствует темпам роста производства в отрасли (145,12%). Объем недоимки по предприятиям строительной отрасли незначительный – 98 млн руб. на 1 ноября 2008 г. Какой вывод в этой ситуации можно сделать? Только один: используются «серые» схемы. Фактически льготный налоговый кредит строители взяли сами.
В стабильной ситуации руководитель финансового органа может позволить себе делегировать определенные решения и анализ ситуации на уровень исполнителей, оценивая текущее положение и корректируя работу один-два раза в неделю. Сейчас так поступать нельзя, необходимо ежедневное ситуационное управление.
В регионе с 2006 г. внедрена Единая система управления бюджетным процессом. Финансовые сведения стекаются в информационный центр в Департаменте финансов и налоговой политики Новосибирской области. Дополнительно поступает информация от Минфина России, Федерального казначейства, органов казначейства Новосибирской области, налоговых инспекций, органов статистики. Специалисты обрабатывают полученные данные, выявляют закономерности. Для анализа применяются определенные наборы финансовых индикаторов и показателей. Сейчас мы создаем новые аналитические методики, формируем перечень финансовых и экономических индикаторов и показателей и собираемся задействовать научный потенциал Новосибирской области.
На базе информационного центра в ДФиНП создана система оперативного информирования руководства о складывающейся ситуации в финансовой сфере. Ежедневная, ежеминутная отчетность доступна на защищенном веб-сайте с компьютера или смартфона, подключенного к сети Интернет.
Сейчас необходимо своевременно отслеживать производственные, финансовые, экономические и другие факторы, влияющие на функционирование объекта управления, на объекты бюджетной системы Новосибирской области. Ситуация требует совмещать жесткий контроль расходования бюджетных средств с постоянным мониторингом поступления доходов в бюджет.