В ходе Всероссийского форума «Стратегическое планирование в регионах и городах России», который прошел в конце октября в Санкт-Петербурге, были представлены два рейтинга конкурентоспособности регионов России, подготовленные консалтинговой компанией «Бауман Инновейшн» и Институтом региональной политики.
Новосибирская область: между Кипром и Турцией
В рейтинг национальной и международной конкурентоспособности российских регионов от «Бауман Инновейшн» вошли 38 субъектов РФ. В результате анализа показателей конкурентоспособности регионы распределились по следующим группам:
1. Лидирующие.
2. Относительно благополучные.
3. Средняя группа.
4. Отстающие.
5. Проблемные.
Авторы отмечают, что индекс конкурентоспособности не учитывает макроэкономическую конкурентоспособность, являющуюся сильной стороной глобальной конкурентоспособности на уровне России и на уровне отдельных регионов при международных сопоставлениях. В связи с этим позиции страны и отдельных регионов в рассматриваемом международном рейтинге ниже, чем при оценках, учитывающих макроэкономические аспекты.
Проект по формированию рейтинга национальной и международной конкурентоспособности регионов преследовал несколько целей. С одной стороны, было важно сравнить условия для развития бизнеса между регионами, а также оценить, как показатели конкурентоспособности российских регионов позиционируются в рейтинге международной конкурентоспособности, то есть на фоне других стран. Кроме того, рейтинг позволил выявить барьеры и потенциал развития субъектов РФ.
Национальная и региональная конкурентоспособность представляет собой совокупность факторов, влияющих на уровень производительности экономики стран и регионов, который, в свою очередь, обеспечивает устойчивое экономическое развитие и процветание. В более узком смысле конкурентоспособность – это набор условий для существования и развития бизнеса в стране или регионе, включая привлекательность для иностранных инвестиций.
Индекс конкурентоспособности характеризует микроэкономические факторы, определяющие уровень производительности и благосостояния в национальной экономике в средне- и долгосрочной перспективе. На основе индекса конкурентоспособности Всемирный экономический форум (ВЭФ) ежегодно публикует рейтинги стран в Отчетах по глобальной конкурентоспособности.
Подход Всемирного экономического форума для оценки конкурентоспособности стран был адаптирован для использования при оценке конкурентоспособности на региональном уровне. Это дало возможность, с одной стороны, более глубоко анализировать и сравнивать конкурентоспособность регионов в национальном масштабе, а с другой – проводить для регионов международные сопоставления. В процессе адаптации подхода была проведена серия интервью с ведущими международными экспертами, состоялись обсуждения на международных форумах.
Анализ конкурентоспособности основан на комбинации общедоступных статистических данных и результатов опроса директоров и первых лиц компаний. В России опрос был проведен среди порядка 4 тыс. руководителей; в 127 странах, включенных в рейтинг, было проинтервьюировано более 11 тыс. лидеров бизнеса.
При составлении индекса конкурентоспособности результаты опроса дополняются статистическими показателями. Здесь используются более 50 факторов, которые при расчете объединяются в две группы – два субиндекса: оценка конкурентоспособности компаний и оценка качества бизнес-климата.
Первый субиндекс характеризует способность компаний, работающих на территории данной страны, конкурировать на внутреннем и международном рынках и включает такие факторы, как совершенство производственных процессов, развитость международной дистрибуции, инвестиции в научные исследования, разработки и обучение персонала и др. Второй субиндекс отражает качество бизнес-климата и условия для развития кластеров. Оценка качества бизнес-климата основывается на анализе факторов, характеризующих человеческие ресурсы и образование, качество инфраструктуры, доступность финансирования, качество государственного управления в регионе и другие ключевые факторы развития бизнеса.
Новые чемпионы роста
Институт региональной политики разработал инновационный инструмент оценки конкурентоспособности регионов – рейтинг IRPEX. Проект вынесен на обсуждение общественного совета при Министерстве регионального развития РФ. По результатам исследования 2007–2008 гг. только два региона – Самарская область и Краснодарский край – стали абсолютными лидерами, сочетающими высокий уровень конкурентоспособности с устойчивым характером развития (АА).
«Результаты рейтинга дали возможность сделать ряд достаточно неожиданных выводов, – отмечает автор идеи рейтинга, директор Института региональной политики по федеральному и региональному консалтингу Марина Удачина. – Традиционные лидеры экономического развития – Москва, Санкт-Петербург, Московская и Ленинградская области, а также Ханты-Мансийский автономный округ и другие сырьевые регионы, – получив высшие показатели (А) по рангу конкурентоспособности, не смогли получить аналогичных баллов по рангу устойчивости из-за проблем с экологией, инфраструктурой, монопрофильностью экономики. В итоге лидерами стали Краснодарский край и Самарская область как наиболее сбалансированные по показателям конкурентоспособности и устойчивости развития».
Рейтинговая категория «А» по уровню конкурентоспособности присвоена всего 19 субъектам РФ.
В группе «высокая конкурентоспособность – преимущественно устойчивый характер развития» (АВ) оказались Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Республика Татарстан, Свердловская область и Красноярский край.
В группу «высокая конкурентоспособность – преимущественно неустойчивый характер развития» (АС) попали Белгородская, Липецкая, Сахалинская, Томская, Тюменская и Челябинская области, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республика Башкортостан и Хабаровский край.
В «хвосте» рейтинга – группе «низкая конкурентоспособность – неустойчивый характер развития» (СD) – оказались Республика Тыва и три северокавказских региона: Чеченская и Кабардино-Балкарская республики и Республика Ингушетия. Низкая конкурентоспособность Кавказа в целом является причиной внутренней нестабильности, политически и социально взрывоопасной ситуации на стратегически важной территории
страны.
Рейтинг 60 субъектов РФ вообще не содержит буквы «А». Этот тревожный сигнал может побудить государство пересмотреть принципы региональной политики, а губернаторов отстающих регионов – провести системные преобразования на местах.
Рейтинг конкурентоспособности IRPEX характеризует три составляющие регионального развития: уровень конкурентоспособности (А, В, С), динамику и устойчивость текущего положения (А, В, С, D), а также тип конкурентных преимуществ, которые обеспечили региону данную позицию в рейтинге (финансовый, экономический, социальный, территориальный). Именно такой комплексный подход к оценке конкурентоспособности позволил разрушить существующие в отношении российских регионов стереотипы, получить более объективные, расходящиеся с привычными представлениями результаты.
В основу рейтинга легла модель из 130 финансовых, экономических, социальных и территориальных факторов. Часть из них получена из официальных источников (данных федеральных служб по статистике, тарифам, налогам), часть – путем социологических опросов (более 35 тыс. человек в 83 регионах страны). Степень влияния каждого из 130 показателей на конкурентоспособность территории определили эксперты в области региональной политики, специалисты Министерства экономического развития РФ, Министерства регионального развития РФ и Администрации Президента РФ.
Новосибирская область: между Кипром и Турцией
В рейтинг национальной и международной конкурентоспособности российских регионов от «Бауман Инновейшн» вошли 38 субъектов РФ. В результате анализа показателей конкурентоспособности регионы распределились по следующим группам:
1. Лидирующие.
2. Относительно благополучные.
3. Средняя группа.
4. Отстающие.
5. Проблемные.
Авторы отмечают, что индекс конкурентоспособности не учитывает макроэкономическую конкурентоспособность, являющуюся сильной стороной глобальной конкурентоспособности на уровне России и на уровне отдельных регионов при международных сопоставлениях. В связи с этим позиции страны и отдельных регионов в рассматриваемом международном рейтинге ниже, чем при оценках, учитывающих макроэкономические аспекты.
Проект по формированию рейтинга национальной и международной конкурентоспособности регионов преследовал несколько целей. С одной стороны, было важно сравнить условия для развития бизнеса между регионами, а также оценить, как показатели конкурентоспособности российских регионов позиционируются в рейтинге международной конкурентоспособности, то есть на фоне других стран. Кроме того, рейтинг позволил выявить барьеры и потенциал развития субъектов РФ.
Национальная и региональная конкурентоспособность представляет собой совокупность факторов, влияющих на уровень производительности экономики стран и регионов, который, в свою очередь, обеспечивает устойчивое экономическое развитие и процветание. В более узком смысле конкурентоспособность – это набор условий для существования и развития бизнеса в стране или регионе, включая привлекательность для иностранных инвестиций.
Индекс конкурентоспособности характеризует микроэкономические факторы, определяющие уровень производительности и благосостояния в национальной экономике в средне- и долгосрочной перспективе. На основе индекса конкурентоспособности Всемирный экономический форум (ВЭФ) ежегодно публикует рейтинги стран в Отчетах по глобальной конкурентоспособности.
Подход Всемирного экономического форума для оценки конкурентоспособности стран был адаптирован для использования при оценке конкурентоспособности на региональном уровне. Это дало возможность, с одной стороны, более глубоко анализировать и сравнивать конкурентоспособность регионов в национальном масштабе, а с другой – проводить для регионов международные сопоставления. В процессе адаптации подхода была проведена серия интервью с ведущими международными экспертами, состоялись обсуждения на международных форумах.
Анализ конкурентоспособности основан на комбинации общедоступных статистических данных и результатов опроса директоров и первых лиц компаний. В России опрос был проведен среди порядка 4 тыс. руководителей; в 127 странах, включенных в рейтинг, было проинтервьюировано более 11 тыс. лидеров бизнеса.
При составлении индекса конкурентоспособности результаты опроса дополняются статистическими показателями. Здесь используются более 50 факторов, которые при расчете объединяются в две группы – два субиндекса: оценка конкурентоспособности компаний и оценка качества бизнес-климата.
Первый субиндекс характеризует способность компаний, работающих на территории данной страны, конкурировать на внутреннем и международном рынках и включает такие факторы, как совершенство производственных процессов, развитость международной дистрибуции, инвестиции в научные исследования, разработки и обучение персонала и др. Второй субиндекс отражает качество бизнес-климата и условия для развития кластеров. Оценка качества бизнес-климата основывается на анализе факторов, характеризующих человеческие ресурсы и образование, качество инфраструктуры, доступность финансирования, качество государственного управления в регионе и другие ключевые факторы развития бизнеса.
Новые чемпионы роста
Институт региональной политики разработал инновационный инструмент оценки конкурентоспособности регионов – рейтинг IRPEX. Проект вынесен на обсуждение общественного совета при Министерстве регионального развития РФ. По результатам исследования 2007–2008 гг. только два региона – Самарская область и Краснодарский край – стали абсолютными лидерами, сочетающими высокий уровень конкурентоспособности с устойчивым характером развития (АА).
«Результаты рейтинга дали возможность сделать ряд достаточно неожиданных выводов, – отмечает автор идеи рейтинга, директор Института региональной политики по федеральному и региональному консалтингу Марина Удачина. – Традиционные лидеры экономического развития – Москва, Санкт-Петербург, Московская и Ленинградская области, а также Ханты-Мансийский автономный округ и другие сырьевые регионы, – получив высшие показатели (А) по рангу конкурентоспособности, не смогли получить аналогичных баллов по рангу устойчивости из-за проблем с экологией, инфраструктурой, монопрофильностью экономики. В итоге лидерами стали Краснодарский край и Самарская область как наиболее сбалансированные по показателям конкурентоспособности и устойчивости развития».
Рейтинговая категория «А» по уровню конкурентоспособности присвоена всего 19 субъектам РФ.
В группе «высокая конкурентоспособность – преимущественно устойчивый характер развития» (АВ) оказались Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Республика Татарстан, Свердловская область и Красноярский край.
В группу «высокая конкурентоспособность – преимущественно неустойчивый характер развития» (АС) попали Белгородская, Липецкая, Сахалинская, Томская, Тюменская и Челябинская области, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республика Башкортостан и Хабаровский край.
В «хвосте» рейтинга – группе «низкая конкурентоспособность – неустойчивый характер развития» (СD) – оказались Республика Тыва и три северокавказских региона: Чеченская и Кабардино-Балкарская республики и Республика Ингушетия. Низкая конкурентоспособность Кавказа в целом является причиной внутренней нестабильности, политически и социально взрывоопасной ситуации на стратегически важной территории
страны.
Рейтинг 60 субъектов РФ вообще не содержит буквы «А». Этот тревожный сигнал может побудить государство пересмотреть принципы региональной политики, а губернаторов отстающих регионов – провести системные преобразования на местах.
Рейтинг конкурентоспособности IRPEX характеризует три составляющие регионального развития: уровень конкурентоспособности (А, В, С), динамику и устойчивость текущего положения (А, В, С, D), а также тип конкурентных преимуществ, которые обеспечили региону данную позицию в рейтинге (финансовый, экономический, социальный, территориальный). Именно такой комплексный подход к оценке конкурентоспособности позволил разрушить существующие в отношении российских регионов стереотипы, получить более объективные, расходящиеся с привычными представлениями результаты.
В основу рейтинга легла модель из 130 финансовых, экономических, социальных и территориальных факторов. Часть из них получена из официальных источников (данных федеральных служб по статистике, тарифам, налогам), часть – путем социологических опросов (более 35 тыс. человек в 83 регионах страны). Степень влияния каждого из 130 показателей на конкурентоспособность территории определили эксперты в области региональной политики, специалисты Министерства экономического развития РФ, Министерства регионального развития РФ и Администрации Президента РФ.