Версия для печати 4120 Материалы по теме
Николай Панченко
Контрольно-счетная палата Краснодарского края признана одной из лучших региональных палат в стране. Ей в числе первых вручен сертификат соответствия, присуждаемый Ассоциацией контрольно-счетных органов России. Вот уже 12-й год, с момента основания, Контрольно-счетную палату края возглавляет Николай ПАНЧЕНКО.

– Николай Ильич, известно, что Кубань входит в число регионов с наиболее развитой экономикой. В крае реализуются многие масштабные проекты, причем не только российского, но и мирового уровня. Как в этих условиях работается финансовым контролерам?
– Наш коллектив живет делами и заботами края, является партнером власти в реализации планов соци­ально-экономического развития Кубани. За последние 10 лет консолидированный бюджет края вырос более чем в 10 раз и в этом году достигнет 140 млрд руб.
Доля Краснодарского края в объеме произведенной российской агропродукции за последние годы увеличилась в 1,5 раза и составляет почти 7% от ее общего объема. Бурно развиваются курорты и туризм, сфера строительства. Предстоящая Олимпиада в Сочи заметно ускорила эти процессы.
В 2008 г. работа социального и хозяйственного комплексов Кубани характеризовалась производственной и финансовой устойчивостью, увеличением объема выпуска промышленной и сельскохозяйственной продукции. В 2009 г. ожидается дальнейший рост валового регионального продукта: по прогнозам специалистов, он составит 881,5 млрд руб., что на 147 млрд (8,8%) больше, чем в 2008 г.
Объем доходов консолидированного бюджета Краснодарского края в 2009 г. запланирован на уровне 150 млрд руб., в 2010 г. – 156 млрд, в 2011 г. – 167 млрд. Положительная динамика доходов и расходов легла в основу закона «О краевом бюджете на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 гг.», принятого на ноябрьской сессии Законодательного собрания края.
Естественно, работа финансовых контролеров должна быть на уровне поставленных задач. Контрольно-счетная палата Краснодарского края охватывает проверками почти половину бюджетных средств. На десятилетнем юбилее палаты отмечалось, что в результате мер, принятых по результатам проверок за этот период, в краевой бюджет возвращено более 1 млрд руб., доначислено налогов и обязательных платежей во все уровни бюджетов на сумму 1 135 млн руб.

– Бюджет края растет, средств на социальное и экономическое развитие направляется все больше. Можно ожидать, что и отдача от работы финансовых контролеров станет выше?

– Можно, но с одной существенной поправкой. Выше – это не обязательно больше, если иметь в виду выявленные суммы неправильно использованных средств. Приведу пример. Пять лет назад аудиторы палаты проанализировали ход выполнения отдельных краевых целевых программ и выявили серьезные недостатки, различные нарушения. Представители власти на замечания обижались, возражали, но начали исправлять недочеты. В прошлом году аудиторы прошли «по старым адресам». Оказалось, ситуация коренным образом изменилась. «Даже придраться было не к чему», – сказал один из проверяющих. Это и есть работа на перспективу: проведенная проверка помогла не только устранить недостатки, но и предупредить нарушения в дальнейшем.
И все же нам еще далеко до идеального результата на всех направлениях. Нарушений при использовании бюджетных средств остается много. Это показали и результаты проверок 2007 г., и напряженная работа в 2008 г., итоги которой мы подведем позже.

– Как Вы считаете, не слишком ли много в регионах структур, занимающихся финансовым контролем?

– В Краснодарском крае финансовый контроль кроме Контрольно-счетной палаты осуществляют территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Министерства финансов РФ и Департамент финансово-бюджетного надзора краевой администрации. Такая структура представляется оптимальной,
поскольку позволяет эффективнее использовать возможности внутреннего и внешнего финансового контроля. Мы с коллегами не конкуренты, а союзники – причем не на словах, а на деле. Между службами заключены соглашения о сотрудничестве. Нередко мы проводим и совместные мероприятия. Но самое главное заключается в том, что каждый на своем месте участвует в решении общей задачи.

– В условиях мирового финансового кризиса решать ее будет сложнее?

– Ответственнее. Очень верно сказал Пол Кругман, новый нобелевский лауреат по экономике: необходим государственный контроль на фондовых рынках. Я уверен, что сфера такого контроля будет расширяться. Идея превосходства либерального капитализма, ограничения роли государства получила серьезнейший удар. Даже США сейчас национализируют целые компании, крупные банки, вкладывают огромные деньги в финансовую систему. Наше государство направляет большие средства на преодоление кризиса, и эти деньги должны работать эффективно всюду, в том числе на региональном уровне.
В Краснодарском крае экономика развивается стабильно, потрясений не ощущается. Однако нужно быть готовым к сложным ситуациям, тем более что Кубань активно сотрудничает со многими компаниями мирового уровня.

– Какие приоритеты Вы можете выделить в работе Контрольно-счетной палаты?
– Каждый бюджетный рубль должен быть использован по назначению и эффективно – вот что для нас главное. Особое внимание мы уделяем реализации на территории края приоритетных национальных проектов. Например, проверку использования средств, выделенных из краевого и федерального бюджетов для реализации нацпроекта «Здоровье», Контрольно-счетная палата проводила совместно со Счетной палатой РФ.
Проверка показала, что ежегодно выделяемые на проект средства из бюджетов различных уровней осваиваются полностью. Но в некоторых городах и районах края из-за неподготовленности помещений затягивались сроки ввода в эксплуатацию медицинского оборудования. Были установлены и факты поставки в край некачественного оборудования. Недостатки в реализации нацпроекта «Здоровье» на территории края и их причины рассматривались на коллегии Счетной палаты РФ, и меры были приняты действенные.
Не могу не отметить, что, несмотря на приоритетное развитие здравоохранения (а на медицину в крае ежегодно выделяется более 30 млрд руб.), во многих муниципальных образованиях остро ощущается недостаток квалифицированных медицинских кадров. Например, на начало 2008 г. укомплектованность медработниками в Армавире составляла 67,5%, в Тихорецком рай­оне – 72%, в Гулькевичском – 75% и т.д. Такое положение, конечно, не остается без внимания краевых и местных органов власти. Принимаются меры по улучшению сложившейся ситуации, отрасли выделяются дополнительные ассигнования. Государственные финансовые контролеры стремятся проверить каждый бюджетный рубль, направляемый на решение сложной кадровой проблемы.
В 2007 г. работники Контрольно-счетной палаты проверили использование средств краевого бюджета, выделенных на развитие агропромышленного комплекса Краснодарского края и реализацию приоритетного национального проекта «Развитие АПК». Они обратили внимание на то, что, несмотря на успешное развитие отрасли, увеличение жилищного и производственного строительства на селе, повышение урожайности, рост производства большинства сельскохозяйственных культур, в крае имеют место явления, тормозящие выполнение нацпроекта. Среди них – удорожание кормов, горюче-смазочных материалов, снижение перерабатывающими предприятиями закупочной цены на мясо и др.
В 2007 г. сократился объем реализации государственным унитарным предприятием «Кубаньплемподдержка» сельскохозяйственных животных гражданам, имеющим личные подсобные хозяйства. Если в 2006 г. в ЛПХ края было продано 4 589 голов, то в 2007 г. – только 830, или немногим более 18% от количества животных, проданных годом ранее. Медленно повышается эффективность работы сети кооперативов, обслуживающих субъекты АПК.
В настоящее время администрацией, Законодательным собранием края, органами местного самоуправления многое делается для устранения подобных недостатков, создаются все условия для уверенного подъема всех отраслей агропромышленного комплекса.

– Существуют ли отрасли, наиболее подверженные нарушениям в использовании бюджетных средств? Если это так, то что является причиной?
– Тому, как тратятся бюджетные деньги, финансовые контролеры уделяют особое внимание. В 2007 г. мы провели 32 контрольно-ревизионных мероприятия, в рамках которых выполнено 208 проверок предприятий, организаций и учреждений края; за 10 месяцев этого года таких мероприятий проведено 36, выполнено 212 проверок.
Серьезные нарушения и недоработки выявлены при проверке предприятий строительной отрасли, где по-прежнему широко распространены приписки. Только за 2007 г. незаконное завышение стоимости строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ составило более 35 млн руб.
Но не только строительная отрасль подвержена нарушениям в расходовании бюджетных денег. Плановая проверка использования средств краевого бюджета, выделенных на реализацию мероприятий краевой целевой программы «Развитие образования в Краснодарском крае на 2006–2010 гг.», подтвердила, что в крае проводится значительная работа по развитию образования. Вместе с тем выявлен ряд недостатков и упущений. Факты неправильного использования средств установлены также в ряде муниципальных образований, поселений, хозяйствующих субъектов.
Видимо, дело не в особенностях той или иной отрасли, а в финансовой дисциплине, ответственности должностных лиц за порученный участок работы. И контроль здесь должен быть своевременным и строгим.
За прошедший год специалисты Контрольно-счетной палаты выявили факты нецелевого использования 77,2 млн руб. бюджетных и иных средств. Более 318 млн руб. бюджетных средств израсходованы неэффективно. Также обнаружены неучтенные материальные ценности и объекты недвижимости на сумму 81,5 млн руб., нарушения порядка предоставления бюджетных средств в сумме 90,8 млн и т.д.
Жесткая, последовательная, непримиримая позиция Законодательного собрания и краевой администрации по отношению к нарушителям бюджетного законодательства позволила значительно укрепить финансово-хозяйственную дисциплину на предприятиях, в организациях и учреждениях края. В 2007 г. по сравнению с 2006 г. в целом уменьшилось нецелевое и неэффективное использование бюджетных средств. Но суммы возмещения в бюджет края по нарушениям, выявленным проверками палаты, ежегодно увеличиваются. Здесь нет никакого противоречия: финансовые контролеры при поддержке власти настойчиво добиваются возврата старых долгов. Если в 2000 г. нарушителями бюджетно-хозяйственной дисциплины было восстановлено в консолидированном бюджете края 135 млн руб., то за 2007 г. с учетом возмещения за нарушения прошлых лет – более 200 млн.

– Бюджет края, как и любого другого региона, складывается из различных налоговых и неналоговых доходов, а также иных поступлений. Какое место в работе сотрудников палаты занимает контроль за пополнением доходной части?
– Я уже говорил о том, что вместе с краевой властью мы работаем над достижением одной цели – повышением уровня социально-экономического развития родной Кубани. Контроль за поступлением доходов в краевую казну, которым мы активно занимаемся, – один из действенных инструментов пополнения бюджета.
Так, в Ленинградском и Приморско-Ахтарском районах некоторые земельные участки, выделенные юридическим лицам, не имели кадастровой оценки. В целом проверка показала, что при наведении должного порядка в земельных отношениях этих районов реальные возможности увеличения доходной части консолидированного бюджета края ежегодно составляют почти 20 млн руб.
Установлены факты, когда лесные угодья края, занятые производственно-рекреационными организациями, использовались без правоустанавливающих документов. Например, в городах Горячий Ключ и Новороссийск на территории лесного фонда площадью 57 га выявлено 22 кемпинга и базы отдыха. Договоров аренды лесных участков не существовало. Потери краевого бюджета по этой причине только за два года составили более 15 млн руб.
В целом же за прошлый год проверками палаты, проведенными в различных отраслях, установлены неиспользованные возможности увеличения доходной части консолидированного бюджета края более чем на 1 млрд руб.

– Очевидно, что многие случаи непоступления денег в бюджет, как и нарушения их использования, напрямую связаны с таким явлением, как коррупция. Какую роль в борьбе с нею играют финансовые контролеры?

– Профессионализм финансовых контролеров – необходимое условие эффективного противодействия коррупции. В коллективе Контрольно-счетной палаты работают 45 человек. У всех высшее образование, более чем у половины – два высших образования, пять сотрудников имеют ученую степень. У нас очень строгий отбор: из общего числа претендентов, подавших заявление на зачисление в резерв, откуда производится замещение вакантных должностей, конкурс выдерживают лишь единицы. Тщательная кадровая работа позволила создать сплоченную команду профессионалов.
В противодействии коррупции мы и прежде принимали самое деятельное участие. Теперь же предстоит повысить эффективность работы. Практика показывает, что основные коррупционные нарушения проявляются в тех сферах, где идет выделение лучших земельных участков под строительство, предоставляются льготы по уплате налогов, появляется возможность выпуска и продажи фальсифицированных лекарств, некачественного бензина и т.п. На эти направления мы планируем обратить особое внимание.
Важно, чтобы работа контролеров была последовательной и находила поддержку у региональных властей. У нас дело обстоит именно так. Информация о результатах проверок в обязательном порядке направляется в Законодательное собрание и администрацию Краснодарского края. В прошлом году мы передали в правоохранительные органы ряд проверочных материалов. По итогам их рассмотрения прокурорами было вынесено 16 представлений руководителям организаций и предприятий об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации, возбуждено три уголовных дела и 15 дел об административных правонарушениях. Два материала по проверкам Контрольно-счетной палаты направлены в Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, которое, в свою очередь, привлекло к административной ответственности двух руководителей проверенных организаций и одно юридическое лицо.

– В начале беседы Вы упомянули о том, что принят краевой бюджет на 2009 г. и два последующих года. Участвовали ли специалисты палаты в подготовке главного финансового документа Краснодарского края?
– Это наша прямая обязанность, зафиксированная федеральным и краевым законодательством. Специалисты палаты подготовили свое заключение по проекту бюджета, внесли значительное количество предложений, которые были рассмотрены и учтены при подготовке закона. Теперь мы вместе будем работать над реализацией таких масштабных целей, каких Кубань перед собой еще не ставила.
Поделиться