Тема государственных инвестиций в экономику до недавнего времени была одной из самых перспективных, однако теперь финансовый кризис вносит свои коррективы, и многие структуры, в том числе государственные, оперативно сворачивают свои инвестиционные программы. Несмотря на негативные изменения, происходящие в экономике, правительство Москвы планирует продолжать финансирование инвестиционных проектов в полном объеме.
Евгений ПАНТЕЛЕЕВ, министр правительства Москвы, руководитель Департамента науки и промышленной политики
Можно констатировать, что кризис уже достаточно серьезно сказался на работе промышленных предприятий, – это связано с увеличением неплатежей, недоступностью кредитов, задержкой оформления документов. По итогам работы за 10 месяцев (январь-октябрь) 2008 г. темпы роста промышленного производства составили 106%, а еще месяц назад, по итогам девяти месяцев, они равнялись 107,5%. На мой взгляд, 1,5% за месяц – существенное снижение, поскольку оно может превратиться в тенденцию. Положение сейчас достаточно сложное, и правительство должно принимать более активные меры, чтобы стабилизировать ситуацию. Не вполне понятно, кто руководит антикризисными мерами, какие мероприятия реализуются, в какие сроки. Это непонимание заставляет многие компании спасаться в одиночку, тем самым нарушая налаженные кооперационные связи. Бизнес на всякий случай затаился, спрятался, и это самая опасная тенденция.
Правительство Москвы отслеживает ситуацию, складывающуюся в городе в связи с кризисом; мы оказываем помощь отдельным предприятиям, работаем с банками. Но, к сожалению, проблема носит не локальный характер, и мы можем только констатировать, что объем промышленного производства снизился. В числе конкретных мер, которые принимает правительство Москвы, решение о выделении субсидий двум крупным авиазаводам, расположенным в городе, – «Салюту» и заводу им. Чернышева. Эти предприятия не являются собственностью города Москвы – одно из них полностью государственное, у другого государство владеет контрольным пакетом акций. Но на этих заводах работают москвичи, а к концу лета оба предприятия оказались на грани остановки, поскольку заказ финансируется не в полном объеме, растут кредитные ставки. В итоге каждому заводу была выделена субсидия для погашения процентной ставки по кредиту, взятому в Сбербанке России, чтобы предотвратить остановку производства. Таким же образом рассматривается каждая конкретная ситуация, и в случае принятия положительного решения выделяются средства из резервных источников.
В связи с нарастающим кризисом возникает закономерный вопрос: будет ли в таких условиях осуществляться инвестирование в развитие промышленных объектов? Для правительства Москвы ответ очевиден: мы не можем сокращать объем ресурсов, запланированных для вложения в реальный сектор экономики. У нас принят целый ряд проектов, которые реализуются с участием города, и мы будем продолжать их выполнение, прежде всего потому, что это наша основа, фундамент. Если сейчас перестать заниматься подготовкой прочной базы, то положение только усугубится. Это недопустимо, и сохранение инвестиционной программы является нашим приоритетом. На сегодняшний день ни один из инвестиционных проектов не остановлен.
В числе наиболее интересных направлений инвестиционной программы города Москвы можно назвать привлечение средств в инновационные производства. Городская комплексная программа создания инновационной системы в городе Москве на 2008–2010 гг. предусматривает формирование нескольких территорий инновационного развития (ТИР). Пилотным проектом стал «Технополис-Зеленоград», появление которого позволит существенно ускорить инновационное развитие научно-производственного комплекса города Зеленограда. В рамках данной ТИР предполагается развитие таких направлений, как нано- и микроэлектроника, приборостроение. В частности, на заводе «Микрон» (Зеленоград) запускается новая линия по производству микросхем с топологическим уровнем 0,18 мкм, позволяющая выпускать до 80 млн чип-карт различного назначения в месяц. Для освоения данного производства правительство Москвы в 2006 г. выделило льготный бюджетный кредит в объеме 215 млн руб.
Планируется реализовать очень интересный инновационный проект, включающий разработку и производство новой модели искусственного трехстворчатого сердечного клапана «Трикардикс». Это изобретение не имеет аналогов на мировом рынке. На конкурсе русских инноваций проект стал победителем в номинации «Лучший инновационный проект». Сейчас достигнута договоренность о создании акционерного общества с участием правительства Москвы и ученых – владельцев патента. Доля города в уставном капитале ОАО «Трикардикс» составит 40% (300 млн руб.).
Несмотря на финансовый кризис, в числе приоритетных останутся и венчурные проекты. В соответствии с программой инновационного развития составляется реестр предприятий, выполняется программа подготовки кадров и не позднее января 2009 г. будет создано акционерное общество «Московская венчурная компания» с уставным капиталом 1,5 млрд руб., которое будет осуществлять финансирование такого рода венчурных проектов.
Продолжается реализация одного из самых крупных проектов, предполагающего освоение промышленной площадки территории бывшего завода «Москвич», где ведутся колоссальные работы по развитию автомобилестроительного кластера. Планируется втрое увеличить выпуск легковых автомобилей и создать целый ряд сопутствующих производств. Подготовка к освоению этой площадки идет нормально, к 2009 г. основные работы будут завершены. Оцениваются они примерно в 3 млрд руб. со стороны Москвы, со стороны наших партнеров ожидаются инвестиции порядка 200 млн евро. В результате мы получим мощную, хорошо оснащенную и высокотехнологичную производственную площадку.
Обязательно будет продолжено строительство литейно-прокатного завода в городе Ярцево (Смоленская область), где на базе имущественного комплекса бывшего ЗАО «Ярцевский завод “Двигатель” АМО ЗИЛ» создается современное предприятие с гибкой технологией производства сортового проката. Уже пущена первая очередь, и теперь предстоит освоение этой мощности с выходом на 500 тыс. тонн проката в год через три-четыре года. На строительство первой очереди выделено 6,864 млрд руб. капитальных вложений, второй (2008 г.) – 1,1 млрд. В 2009 г. планируется завершение всех проектных работ второй очереди и ввод ее в эксплуатацию.
Реформирование и реструктуризацию промышленной площадки АМО ЗИЛ планируется реализовывать в три этапа, завершив их к концу 2010 г. В настоящее время заканчиваются первый и второй этапы реформирования: все заготовительные, экологически вредные производства по строгому графику выводятся за пределы Москвы, на дочерние предприятия, а в городе остается только высокотехнологичное производство. Кроме того, высвобождается промышленная территория площадью около 32 га, на ней сейчас заканчивается строительство московского городского технопарка «Нагатино-ЗИЛ», где будет работать несколько тысяч новых предприятий. В ближайшие три года планируется освободить еще 80–90 га территории, которую ЗИЛ отдаст городу на развитие, при этом не потеряв ни производственный потенциал, ни технологии. В 2009–2010 гг. начнется реализация третьего этапа реформирования, предусматривающего завершение создания дополнительных высокотехнологичных производств, окончательную расчистку территории коммерческой зоны и проведение перепланировки ее инженерной и транспортной инфраструктуры. Результатом станет создание высокотехнологичных производственных мощностей с объемом выпуска 50 тыс. автомобилей в год. Важно отметить, что уже сейчас все предприятия ЗИЛ становятся рентабельными.
На территории Латвии (Даугава) продолжается строительство автосбо рочного производства, основными видами деятельности которого станут крупноузловая сборка грузовых автомобилей, производство интерьерных и экстерьерных компонентов на основе технологической кооперации, контроль и диагностика всех систем автомобиля, предпродажная обкатка и доводка. В созданном акционерном обществе АМО PLANT Департаменту имущества города Москвы принадлежит 90% акций. Завод рассчитан на 2 тыс. единиц крупной сборки различных автомобилей – как на базе шасси ЗИЛа, так и на базе других моделей. Проект интересен тем, что это первая экспериментальная площадка, на которой будут собираться автомобили стандарта не ниже «Евро-4», тогда как сейчас в России производятся автомобили стандарта «Евро-2». Начало выпуска готовой продукции запланировано на конец 2009 г., а выход предприятия на проектную мощность состоится в 2010 г. В 2008 г. АО АМО PLANT было выделено 882,665 млн руб.
Готовится проектная документация по реконструкции завода органического синтеза (Долгопрудный), основным акционером которого является Москва. Создание на базе Института пластмасс и НИИ эластомеров площадки химического инновационного направления, которая нужна городу для обкатки технологий и получения новых материалов, обсуждалось уже давно. В 2008 г. в Сергиевом Посаде московские власти приобрели институт резиновой промышленности, на его базе планируется создание парка химических инноваций с научным институтом в Москве, а отработкой технологий – в Сергиевом Посаде.
В числе перспективных инвестиционных проектов правительства Москвы можно назвать и строительство нового корпуса ОАО «Красный октябрь» на территории ОАО «Кондитерский концерн “Бабаевский”»; создание производства биологически активного волокна на действующем предприятии ОАО «Институт пластмасс»; строительство логистического центра для агрокомбината «Южный» с целью оперативной доставки, хранения, переработки и расфасовки сельхозпродукции для ее реализации в Москве; техническое переоснащение ОАО «Тушинский машиностроительный завод» для производства гидросилового оборудования для малых ГЭС.
Важнейшей составляющей развития инновационной системы столицы являются инвестиции в повышение квалификации кадров. Действует программа создания ресурсных центров, вскоре они появятся во всех административных округах. Инвестиции в подготовку кадров необходимы, без этого невозможно инновационное развитие. В прошлом году вложения в данный проект составили более 500 млн руб. – даже больше, чем было запланировано. Отметим, что до кризиса Москва испытывала огромный дефицит работников – около 60 тыс. человек, и вряд ли он намного сократится даже при уменьшении объемов производства. В первую очередь не хватает специалистов по обслуживанию новой сложной техники. Однако мы не стремимся искусственно создавать новые рабочие места, развитие должно идти за счет повышения производительности труда.
Евгений ПАНТЕЛЕЕВ, министр правительства Москвы, руководитель Департамента науки и промышленной политики
Можно констатировать, что кризис уже достаточно серьезно сказался на работе промышленных предприятий, – это связано с увеличением неплатежей, недоступностью кредитов, задержкой оформления документов. По итогам работы за 10 месяцев (январь-октябрь) 2008 г. темпы роста промышленного производства составили 106%, а еще месяц назад, по итогам девяти месяцев, они равнялись 107,5%. На мой взгляд, 1,5% за месяц – существенное снижение, поскольку оно может превратиться в тенденцию. Положение сейчас достаточно сложное, и правительство должно принимать более активные меры, чтобы стабилизировать ситуацию. Не вполне понятно, кто руководит антикризисными мерами, какие мероприятия реализуются, в какие сроки. Это непонимание заставляет многие компании спасаться в одиночку, тем самым нарушая налаженные кооперационные связи. Бизнес на всякий случай затаился, спрятался, и это самая опасная тенденция.
Правительство Москвы отслеживает ситуацию, складывающуюся в городе в связи с кризисом; мы оказываем помощь отдельным предприятиям, работаем с банками. Но, к сожалению, проблема носит не локальный характер, и мы можем только констатировать, что объем промышленного производства снизился. В числе конкретных мер, которые принимает правительство Москвы, решение о выделении субсидий двум крупным авиазаводам, расположенным в городе, – «Салюту» и заводу им. Чернышева. Эти предприятия не являются собственностью города Москвы – одно из них полностью государственное, у другого государство владеет контрольным пакетом акций. Но на этих заводах работают москвичи, а к концу лета оба предприятия оказались на грани остановки, поскольку заказ финансируется не в полном объеме, растут кредитные ставки. В итоге каждому заводу была выделена субсидия для погашения процентной ставки по кредиту, взятому в Сбербанке России, чтобы предотвратить остановку производства. Таким же образом рассматривается каждая конкретная ситуация, и в случае принятия положительного решения выделяются средства из резервных источников.
В связи с нарастающим кризисом возникает закономерный вопрос: будет ли в таких условиях осуществляться инвестирование в развитие промышленных объектов? Для правительства Москвы ответ очевиден: мы не можем сокращать объем ресурсов, запланированных для вложения в реальный сектор экономики. У нас принят целый ряд проектов, которые реализуются с участием города, и мы будем продолжать их выполнение, прежде всего потому, что это наша основа, фундамент. Если сейчас перестать заниматься подготовкой прочной базы, то положение только усугубится. Это недопустимо, и сохранение инвестиционной программы является нашим приоритетом. На сегодняшний день ни один из инвестиционных проектов не остановлен.
В числе наиболее интересных направлений инвестиционной программы города Москвы можно назвать привлечение средств в инновационные производства. Городская комплексная программа создания инновационной системы в городе Москве на 2008–2010 гг. предусматривает формирование нескольких территорий инновационного развития (ТИР). Пилотным проектом стал «Технополис-Зеленоград», появление которого позволит существенно ускорить инновационное развитие научно-производственного комплекса города Зеленограда. В рамках данной ТИР предполагается развитие таких направлений, как нано- и микроэлектроника, приборостроение. В частности, на заводе «Микрон» (Зеленоград) запускается новая линия по производству микросхем с топологическим уровнем 0,18 мкм, позволяющая выпускать до 80 млн чип-карт различного назначения в месяц. Для освоения данного производства правительство Москвы в 2006 г. выделило льготный бюджетный кредит в объеме 215 млн руб.
Планируется реализовать очень интересный инновационный проект, включающий разработку и производство новой модели искусственного трехстворчатого сердечного клапана «Трикардикс». Это изобретение не имеет аналогов на мировом рынке. На конкурсе русских инноваций проект стал победителем в номинации «Лучший инновационный проект». Сейчас достигнута договоренность о создании акционерного общества с участием правительства Москвы и ученых – владельцев патента. Доля города в уставном капитале ОАО «Трикардикс» составит 40% (300 млн руб.).
Несмотря на финансовый кризис, в числе приоритетных останутся и венчурные проекты. В соответствии с программой инновационного развития составляется реестр предприятий, выполняется программа подготовки кадров и не позднее января 2009 г. будет создано акционерное общество «Московская венчурная компания» с уставным капиталом 1,5 млрд руб., которое будет осуществлять финансирование такого рода венчурных проектов.
Продолжается реализация одного из самых крупных проектов, предполагающего освоение промышленной площадки территории бывшего завода «Москвич», где ведутся колоссальные работы по развитию автомобилестроительного кластера. Планируется втрое увеличить выпуск легковых автомобилей и создать целый ряд сопутствующих производств. Подготовка к освоению этой площадки идет нормально, к 2009 г. основные работы будут завершены. Оцениваются они примерно в 3 млрд руб. со стороны Москвы, со стороны наших партнеров ожидаются инвестиции порядка 200 млн евро. В результате мы получим мощную, хорошо оснащенную и высокотехнологичную производственную площадку.
Обязательно будет продолжено строительство литейно-прокатного завода в городе Ярцево (Смоленская область), где на базе имущественного комплекса бывшего ЗАО «Ярцевский завод “Двигатель” АМО ЗИЛ» создается современное предприятие с гибкой технологией производства сортового проката. Уже пущена первая очередь, и теперь предстоит освоение этой мощности с выходом на 500 тыс. тонн проката в год через три-четыре года. На строительство первой очереди выделено 6,864 млрд руб. капитальных вложений, второй (2008 г.) – 1,1 млрд. В 2009 г. планируется завершение всех проектных работ второй очереди и ввод ее в эксплуатацию.
Реформирование и реструктуризацию промышленной площадки АМО ЗИЛ планируется реализовывать в три этапа, завершив их к концу 2010 г. В настоящее время заканчиваются первый и второй этапы реформирования: все заготовительные, экологически вредные производства по строгому графику выводятся за пределы Москвы, на дочерние предприятия, а в городе остается только высокотехнологичное производство. Кроме того, высвобождается промышленная территория площадью около 32 га, на ней сейчас заканчивается строительство московского городского технопарка «Нагатино-ЗИЛ», где будет работать несколько тысяч новых предприятий. В ближайшие три года планируется освободить еще 80–90 га территории, которую ЗИЛ отдаст городу на развитие, при этом не потеряв ни производственный потенциал, ни технологии. В 2009–2010 гг. начнется реализация третьего этапа реформирования, предусматривающего завершение создания дополнительных высокотехнологичных производств, окончательную расчистку территории коммерческой зоны и проведение перепланировки ее инженерной и транспортной инфраструктуры. Результатом станет создание высокотехнологичных производственных мощностей с объемом выпуска 50 тыс. автомобилей в год. Важно отметить, что уже сейчас все предприятия ЗИЛ становятся рентабельными.
На территории Латвии (Даугава) продолжается строительство автосбо рочного производства, основными видами деятельности которого станут крупноузловая сборка грузовых автомобилей, производство интерьерных и экстерьерных компонентов на основе технологической кооперации, контроль и диагностика всех систем автомобиля, предпродажная обкатка и доводка. В созданном акционерном обществе АМО PLANT Департаменту имущества города Москвы принадлежит 90% акций. Завод рассчитан на 2 тыс. единиц крупной сборки различных автомобилей – как на базе шасси ЗИЛа, так и на базе других моделей. Проект интересен тем, что это первая экспериментальная площадка, на которой будут собираться автомобили стандарта не ниже «Евро-4», тогда как сейчас в России производятся автомобили стандарта «Евро-2». Начало выпуска готовой продукции запланировано на конец 2009 г., а выход предприятия на проектную мощность состоится в 2010 г. В 2008 г. АО АМО PLANT было выделено 882,665 млн руб.
Готовится проектная документация по реконструкции завода органического синтеза (Долгопрудный), основным акционером которого является Москва. Создание на базе Института пластмасс и НИИ эластомеров площадки химического инновационного направления, которая нужна городу для обкатки технологий и получения новых материалов, обсуждалось уже давно. В 2008 г. в Сергиевом Посаде московские власти приобрели институт резиновой промышленности, на его базе планируется создание парка химических инноваций с научным институтом в Москве, а отработкой технологий – в Сергиевом Посаде.
В числе перспективных инвестиционных проектов правительства Москвы можно назвать и строительство нового корпуса ОАО «Красный октябрь» на территории ОАО «Кондитерский концерн “Бабаевский”»; создание производства биологически активного волокна на действующем предприятии ОАО «Институт пластмасс»; строительство логистического центра для агрокомбината «Южный» с целью оперативной доставки, хранения, переработки и расфасовки сельхозпродукции для ее реализации в Москве; техническое переоснащение ОАО «Тушинский машиностроительный завод» для производства гидросилового оборудования для малых ГЭС.
Важнейшей составляющей развития инновационной системы столицы являются инвестиции в повышение квалификации кадров. Действует программа создания ресурсных центров, вскоре они появятся во всех административных округах. Инвестиции в подготовку кадров необходимы, без этого невозможно инновационное развитие. В прошлом году вложения в данный проект составили более 500 млн руб. – даже больше, чем было запланировано. Отметим, что до кризиса Москва испытывала огромный дефицит работников – около 60 тыс. человек, и вряд ли он намного сократится даже при уменьшении объемов производства. В первую очередь не хватает специалистов по обслуживанию новой сложной техники. Однако мы не стремимся искусственно создавать новые рабочие места, развитие должно идти за счет повышения производительности труда.