Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева принадлежит к числу старейших галерей России и примечателен тем, что стал первым российским провинциальным музеем. Художник А. П. Боголюбов, основавший его в 1878 г. и передавший в дар городу свою коллекцию произведений искусства, назвал музей в честь своего деда А. Н. Радищева, автора крамольного «Путешествия из Петербурга в Москву».
Елена КОЛНООЧЕНКО
Алексей Петрович Боголюбов, русский художник-пейзажист, родился 28 марта 1824 г. Его отец – полковник Петр Гаврилович Боголюбов, ветеран Отечественной войны 1812 г., а мать – Фекла Александровна Радищева, дочь известного русского писателя-демократа А. Н. Радищева. Она с детства воспитывала двух своих сыновей в уважении к памяти их деда.
После окончания морского училища Алексей Боголюбов служил на флоте, затем начал посещать курсы Петербургской академии художеств и в 1853 г. окончил Академию с большой золотой медалью. Он становится художником-летописцем истории русского флота. Император Александр II, горячий поклонник его творчества, купил все картины из истории Крымской войны, щедро заплатив за них, а потом заказал Боголюбову написать историю морских сражений Петра Великого.
Как живописец Боголюбов испытал множество влияний и испробовал разные манеры письма, начав с подражания М. Воробьеву, своему учителю, и И. Айвазовскому и закончив прекрасными этюдами, наполненными воздухом и светом. Он восхищался живописью французских художников-барбизонцев К. Коро и Ш. Добиньи и воспринял многое из этой школы.
Стремясь максимально приблизить живопись к действительности, А. П. Боголюбов написал множество этюдов с натуры. Виртуозность и мастерство, заметные в этих этюдах, пришли к художнику не сразу, а стали результатом упорного труда и изучения искусства – Алексей Петрович практически не расставался с мольбертом и карандашом. Новое отношение к пейзажу – интерес к состоянию природы, к ее внутреннему эмоциональному содержанию – ярко проявилось в творчестве Боголюбова, в его удивительных по простоте и задушевности полотнах.
Почти четверть века Боголюбов прожил в Париже, но его творческая и общественная жизнь неразрывно связана с русским искусством. Среди художников, в творческой судьбе которых Боголюбов сыграл значительную роль, были В. Д. Поленов, И. Е. Репин, И. А. Крамской, К. А. Савицкий. Диапазон деятельности Алексея Петровича огромен: он писал маслом и акварелью, работал в гравюре, пробовал силы в росписи фарфора («Русская керамическая мастерская в Париже»).
Всю жизнь Боголюбов собирал произведения искусства и в 1870-х гг. основал первый в России общедоступный художественный музей в Саратове, которому передал свою коллекцию (около 1,5 тыс. экспонатов). Создание первого «народного» музея стало развитием принципа демократизации искусства, начатой художниками-передвижниками. Хотя идейных позиций передвижников, в частности идею воплощения в искусстве животрепещущих социальных тем, Боголюбов не разделял, как художник он всегда активно сотрудничал с ними, участвуя во всех передвижных выставках и поддерживая многие их начинания.
Среди дневниковых записей А. П. Боголюбова есть такая: «Мысль об учреждении музея и школы в родном моем городе Саратове меня всегда занимала, тем более что дед мой, известный литератор екатерининского века, был саратовским помещиком и именитым дворянином… Но, независимо от личных чувств, привязанности к родной губернии, во мне созрело убеждение, что именно Саратов как один из самых важных центральных пунктов нашего края представляет особенные удобства и удовлетворяет действительным потребностям в затеянном мною предприятии». Создавая музей, А. П. Боголюбов хотел «оставить по себе память, возвышая втоптанное в грязь имя деда». «С другой стороны, я всегда думал, что каждый гражданин в моих условиях обязан все свое имущество отдавать своей родине, дабы возвысить образовательное дело юношества», – писал художник.
Много энергии и упорства потребовалось Алексею Петровичу, чтобы преодолеть сложности, связанные с устройством музея в Саратове. Из-за сопротивления городских властей открытие музея затянулось на восемь лет. Необычайно трудно было добиться высочайшего разрешения на название музея «Радищевским». Еще долго после этого в придворных кругах обсуждалось, «на каком основании в Саратове музей назван Радищевским – именем революционера».
Здание музея строилось на средства городской казны и пожертвования местных жителей. Три года, с 1883 по 1885 г., на Театральной площади в центре Саратова возводилось строгое и изящное архитектурное сооружение, предназначенное для музея. Автором проекта был петербургский архитектор И. В. Штром.
Торжественное открытие Радищевского музея состоялось 29 июня 1885 г. На следующий день музей был открыт для публики бесплатно, и к 10 часам утра у входа собралась многотысячная толпа, в здание впускали по 500–600 посетителей. За полдня в музее побывало 2 700 человек, но это были далеко не все желающие. Это совершенно небывалое в художественной жизни России явление показало, насколько важным и необходимым было начатое Боголюбовым дело. Стоит упомянуть, что в 1885 г. Третьяковская галерея была частным собранием, а двери Русского музея открылись для широкой публики лишь спустя 13 лет после создания музея в Саратове. По всей России прошла волна организации художественных музеев – вслед за саратовским появились музеи в Харькове, Нижнем Новгороде, Пензе и других городах.
А. П. Боголюбов продолжал заботиться о музее и пополнении его коллекции. Художник считал обязательным условием существования музея создание при нем рисовальной школы, призванной «положить начало наглядному художественному образованию народа». Однако здесь Алексею Петровичу пришлось столкнуться с еще большей косностью властей. Он так и не дождался открытия школы – оно состоялось спустя три месяца после смерти художника, в феврале 1897 г. Боголюбов завещал своему любимому детищу – музею и рисовальной школе, получившей название Боголюбовское рисовальное училище, – все свое имущество и капитал в сумме 200 тыс. руб.
В первые годы существования музейная сокровищница пополнялась благодаря пожертвованиям Эрмитажа, Академии художеств и многочисленных дарителей, среди которых были братья П. М. и С. М. Третьяковы, скульптор М. М. Антокольский, известный собиратель В. А. Звенигородский. Поток поступлений не иссякал на протяжении всего XX в.
В настоящее время в музее находится более 25 тыс. экспонатов, среди них иконы и предметы культа, русская и зарубежная скульптура и графика XVII–XX вв., старинные книги, предметы декоративно-прикладного искусства. Гордостью собрания являются картины выдающихся русских живописцев: блестящая портретная галерея художников XVIII–XIX вв. Ф. Рокотова, В. Боровиковского, Д. Левицкого; лучшие портреты К. Брюллова – «Портрет И. А. Бека» и «Портрет К. А. Поццо ди Борго». Творчество И. Е. Репина также представлено замечательными портретами: тонким, трепетным – дочери Нади, глубоко психологичным, тревожным – Петра Столыпина и двумя портретами А. П. Боголюбова. Удивительны по состоянию природы пейзажи-жемчужины рано умершего художника Ф. Васильева «Этюд деревьев», «Березовая роща к вечеру».
Западноевропейская живопись представлена барбизонской школой из личной коллекции Боголюбова: романтический К. Коро, ноктюрный Ш. Добиньи, прекрасный анималист К. Тройон и почти прозрачный по цвету А. Монтичелли – эти художники были особенно дороги Алексею Петровичу, были созвучны его творчеству.
И совершенно естественно, что с любимыми барбизонцами соседствуют собственные пейзажи А. П. Боголюбова, которые составляют основу собрания Радищевского музея, – здесь собрана лучшая в России коллекция его работ. Великолепные виды Франции, Голландии и России кисти А. П. Боголюбова великолепны по цветовым решениям, поэтичны и одухотворенны.
Елена КОЛНООЧЕНКО
Алексей Петрович Боголюбов, русский художник-пейзажист, родился 28 марта 1824 г. Его отец – полковник Петр Гаврилович Боголюбов, ветеран Отечественной войны 1812 г., а мать – Фекла Александровна Радищева, дочь известного русского писателя-демократа А. Н. Радищева. Она с детства воспитывала двух своих сыновей в уважении к памяти их деда.
После окончания морского училища Алексей Боголюбов служил на флоте, затем начал посещать курсы Петербургской академии художеств и в 1853 г. окончил Академию с большой золотой медалью. Он становится художником-летописцем истории русского флота. Император Александр II, горячий поклонник его творчества, купил все картины из истории Крымской войны, щедро заплатив за них, а потом заказал Боголюбову написать историю морских сражений Петра Великого.
Как живописец Боголюбов испытал множество влияний и испробовал разные манеры письма, начав с подражания М. Воробьеву, своему учителю, и И. Айвазовскому и закончив прекрасными этюдами, наполненными воздухом и светом. Он восхищался живописью французских художников-барбизонцев К. Коро и Ш. Добиньи и воспринял многое из этой школы.
Стремясь максимально приблизить живопись к действительности, А. П. Боголюбов написал множество этюдов с натуры. Виртуозность и мастерство, заметные в этих этюдах, пришли к художнику не сразу, а стали результатом упорного труда и изучения искусства – Алексей Петрович практически не расставался с мольбертом и карандашом. Новое отношение к пейзажу – интерес к состоянию природы, к ее внутреннему эмоциональному содержанию – ярко проявилось в творчестве Боголюбова, в его удивительных по простоте и задушевности полотнах.
Почти четверть века Боголюбов прожил в Париже, но его творческая и общественная жизнь неразрывно связана с русским искусством. Среди художников, в творческой судьбе которых Боголюбов сыграл значительную роль, были В. Д. Поленов, И. Е. Репин, И. А. Крамской, К. А. Савицкий. Диапазон деятельности Алексея Петровича огромен: он писал маслом и акварелью, работал в гравюре, пробовал силы в росписи фарфора («Русская керамическая мастерская в Париже»).
Всю жизнь Боголюбов собирал произведения искусства и в 1870-х гг. основал первый в России общедоступный художественный музей в Саратове, которому передал свою коллекцию (около 1,5 тыс. экспонатов). Создание первого «народного» музея стало развитием принципа демократизации искусства, начатой художниками-передвижниками. Хотя идейных позиций передвижников, в частности идею воплощения в искусстве животрепещущих социальных тем, Боголюбов не разделял, как художник он всегда активно сотрудничал с ними, участвуя во всех передвижных выставках и поддерживая многие их начинания.
Среди дневниковых записей А. П. Боголюбова есть такая: «Мысль об учреждении музея и школы в родном моем городе Саратове меня всегда занимала, тем более что дед мой, известный литератор екатерининского века, был саратовским помещиком и именитым дворянином… Но, независимо от личных чувств, привязанности к родной губернии, во мне созрело убеждение, что именно Саратов как один из самых важных центральных пунктов нашего края представляет особенные удобства и удовлетворяет действительным потребностям в затеянном мною предприятии». Создавая музей, А. П. Боголюбов хотел «оставить по себе память, возвышая втоптанное в грязь имя деда». «С другой стороны, я всегда думал, что каждый гражданин в моих условиях обязан все свое имущество отдавать своей родине, дабы возвысить образовательное дело юношества», – писал художник.
Много энергии и упорства потребовалось Алексею Петровичу, чтобы преодолеть сложности, связанные с устройством музея в Саратове. Из-за сопротивления городских властей открытие музея затянулось на восемь лет. Необычайно трудно было добиться высочайшего разрешения на название музея «Радищевским». Еще долго после этого в придворных кругах обсуждалось, «на каком основании в Саратове музей назван Радищевским – именем революционера».
Здание музея строилось на средства городской казны и пожертвования местных жителей. Три года, с 1883 по 1885 г., на Театральной площади в центре Саратова возводилось строгое и изящное архитектурное сооружение, предназначенное для музея. Автором проекта был петербургский архитектор И. В. Штром.
Торжественное открытие Радищевского музея состоялось 29 июня 1885 г. На следующий день музей был открыт для публики бесплатно, и к 10 часам утра у входа собралась многотысячная толпа, в здание впускали по 500–600 посетителей. За полдня в музее побывало 2 700 человек, но это были далеко не все желающие. Это совершенно небывалое в художественной жизни России явление показало, насколько важным и необходимым было начатое Боголюбовым дело. Стоит упомянуть, что в 1885 г. Третьяковская галерея была частным собранием, а двери Русского музея открылись для широкой публики лишь спустя 13 лет после создания музея в Саратове. По всей России прошла волна организации художественных музеев – вслед за саратовским появились музеи в Харькове, Нижнем Новгороде, Пензе и других городах.
А. П. Боголюбов продолжал заботиться о музее и пополнении его коллекции. Художник считал обязательным условием существования музея создание при нем рисовальной школы, призванной «положить начало наглядному художественному образованию народа». Однако здесь Алексею Петровичу пришлось столкнуться с еще большей косностью властей. Он так и не дождался открытия школы – оно состоялось спустя три месяца после смерти художника, в феврале 1897 г. Боголюбов завещал своему любимому детищу – музею и рисовальной школе, получившей название Боголюбовское рисовальное училище, – все свое имущество и капитал в сумме 200 тыс. руб.
В первые годы существования музейная сокровищница пополнялась благодаря пожертвованиям Эрмитажа, Академии художеств и многочисленных дарителей, среди которых были братья П. М. и С. М. Третьяковы, скульптор М. М. Антокольский, известный собиратель В. А. Звенигородский. Поток поступлений не иссякал на протяжении всего XX в.
В настоящее время в музее находится более 25 тыс. экспонатов, среди них иконы и предметы культа, русская и зарубежная скульптура и графика XVII–XX вв., старинные книги, предметы декоративно-прикладного искусства. Гордостью собрания являются картины выдающихся русских живописцев: блестящая портретная галерея художников XVIII–XIX вв. Ф. Рокотова, В. Боровиковского, Д. Левицкого; лучшие портреты К. Брюллова – «Портрет И. А. Бека» и «Портрет К. А. Поццо ди Борго». Творчество И. Е. Репина также представлено замечательными портретами: тонким, трепетным – дочери Нади, глубоко психологичным, тревожным – Петра Столыпина и двумя портретами А. П. Боголюбова. Удивительны по состоянию природы пейзажи-жемчужины рано умершего художника Ф. Васильева «Этюд деревьев», «Березовая роща к вечеру».
Западноевропейская живопись представлена барбизонской школой из личной коллекции Боголюбова: романтический К. Коро, ноктюрный Ш. Добиньи, прекрасный анималист К. Тройон и почти прозрачный по цвету А. Монтичелли – эти художники были особенно дороги Алексею Петровичу, были созвучны его творчеству.
И совершенно естественно, что с любимыми барбизонцами соседствуют собственные пейзажи А. П. Боголюбова, которые составляют основу собрания Радищевского музея, – здесь собрана лучшая в России коллекция его работ. Великолепные виды Франции, Голландии и России кисти А. П. Боголюбова великолепны по цветовым решениям, поэтичны и одухотворенны.