Вкус – это эстетическая совесть.
Иоганн Пауль Фридрих Рихтер
Иоганн Пауль Фридрих Рихтер
В конце ноября в Москве в Центральном Доме художника на Крымском валу прошла очередная, шестая по счету выставка работ художников книги.
Проект «Книжная иллюстрация» был создан в 2006 г. художниками – иллюстраторами книги для организации выставок в нашей стране и за рубежом, проведения мастер-классов, издания каталогов, участия в конкурсах. Организаторы проекта предоставили художникам возможность самим решать, какие работы выставлять, без отборочной комиссии – выставкома. Это освободило художников от каких бы то ни было рамок. Как известно, если выставку организует галерист или коллекционер, он либо отбирает работы исходя из своих эстетических критериев, либо повышает рейтинг одного конкретного художника, который в данный момент находится в «зоне интересов» галереи. На смену существовавшим ранее идеологическим рамкам пришли рамки коммерческие, суть же не изменилась.
Именно поэтому на выставочный проект «Книжная иллюстрация» приглашались художники, работающие в различных жанрах, стилях, техниках и манерах: от студентов художественных вузов до таких мэтров, как Л. Владимирский, Л. Токмаков, Н. Гольц. Причем художники могли выставить не только свои иллюстрации к изданным книгам, но и авторские иллюстрированные проекты. В результате в экспозиции наряду с традиционной книжной графикой появились живопись и даже фотографии.
Если в 2006 г. в проекте участвовали шесть художников, то на последней выставке – 160. Несмотря на то что встречались удачные работы, общий уровень первых выставок оставлял желать лучшего. Однако свободная конкуренция сделала свое дело: у художников появился «внутренний цензор». Соответственно стал расти профессиональный уровень выставляемых работ и, как следствие, увеличилось количество предложений о сотрудничестве с издателями и частные коллекционеры стали охотнее приобретать работы.
Однако есть и проблемы. Не секрет, что в книжных магазинах полки сейчас заставлены низкопробной «попсой», преобладает спрос на броское, гламурное, «розовое и пушистое». Безусловно, такие издания тоже имеют право на существование, но лишь в том случае, если они сделаны талантливо, искренне и со вкусом: без этих трех составляющих не может родиться полноценное произведение искусства. Иллюстрированные книги – один из важнейших инструментов формирования не только вкуса, но и интеллекта. В частности, плохие книги, как и полное их отсутствие, тормозят интеллектуальное развитие ребенка и формируют дурной вкус. В одном из интервью И. Охлобыстин рассказал о том, что одна школьная учительница литературы была крайне возмущена тем, что после просмотра фильма «Даун Хаус», снятого по его сценарию, ученики в сочинении по роману «Идиот» Ф. М. Достоевского написали, что Рогожин вместе с князем Мышкиным съели Настасью Филипповну. Шутка талантливого и высокообразованного человека была воспринята детьми как экранизация классического произведения.
Телевизор и компьютер постепенно вытесняют книгу из жизни ребенка (будем надеяться, что этот процесс еще обратим). Многие оправдываются: мол, сейчас другое время, другие скорости, другой объем информации. Наверно, все это правильно, но тревогу забили врачи: у ребенка меняется форма мышления – оно становится «клиповым», то есть на чтение требуется больше времени либо в принципе пропадает способность читать, информация усваивается только в формате видеоклипов или комиксов. И эти изменения остаются на всю жизнь. Наиболее активно личность формируется до 10–12 лет, и от того, что за это время удастся вложить в маленького человека, какими критериями он будет руководствоваться в дальнейшей жизни, зависит то, каким он вырастет.
Воспитание начинается с детства, и для формирования хорошего вкуса ребенка необходима достойная книжная иллюстрация. Ведь ребенок знакомится с книгой задолго до того, как научится читать, и воспринимает ее именно через иллюстрации. Получается, что художник книги – один из тех, кто может и должен объяснить «крохе» «что такое хорошо и что такое плохо».
Вот почему так важна книжная иллюстрация как самостоятельное произведение искусства, где талант художника густо замешан на мастерстве, хорошем вкусе и чувстве ответственности перед детьми – нашим будущим.
Игорь РОГОЗИН
Проект «Книжная иллюстрация» был создан в 2006 г. художниками – иллюстраторами книги для организации выставок в нашей стране и за рубежом, проведения мастер-классов, издания каталогов, участия в конкурсах. Организаторы проекта предоставили художникам возможность самим решать, какие работы выставлять, без отборочной комиссии – выставкома. Это освободило художников от каких бы то ни было рамок. Как известно, если выставку организует галерист или коллекционер, он либо отбирает работы исходя из своих эстетических критериев, либо повышает рейтинг одного конкретного художника, который в данный момент находится в «зоне интересов» галереи. На смену существовавшим ранее идеологическим рамкам пришли рамки коммерческие, суть же не изменилась.
Именно поэтому на выставочный проект «Книжная иллюстрация» приглашались художники, работающие в различных жанрах, стилях, техниках и манерах: от студентов художественных вузов до таких мэтров, как Л. Владимирский, Л. Токмаков, Н. Гольц. Причем художники могли выставить не только свои иллюстрации к изданным книгам, но и авторские иллюстрированные проекты. В результате в экспозиции наряду с традиционной книжной графикой появились живопись и даже фотографии.
Если в 2006 г. в проекте участвовали шесть художников, то на последней выставке – 160. Несмотря на то что встречались удачные работы, общий уровень первых выставок оставлял желать лучшего. Однако свободная конкуренция сделала свое дело: у художников появился «внутренний цензор». Соответственно стал расти профессиональный уровень выставляемых работ и, как следствие, увеличилось количество предложений о сотрудничестве с издателями и частные коллекционеры стали охотнее приобретать работы.
Однако есть и проблемы. Не секрет, что в книжных магазинах полки сейчас заставлены низкопробной «попсой», преобладает спрос на броское, гламурное, «розовое и пушистое». Безусловно, такие издания тоже имеют право на существование, но лишь в том случае, если они сделаны талантливо, искренне и со вкусом: без этих трех составляющих не может родиться полноценное произведение искусства. Иллюстрированные книги – один из важнейших инструментов формирования не только вкуса, но и интеллекта. В частности, плохие книги, как и полное их отсутствие, тормозят интеллектуальное развитие ребенка и формируют дурной вкус. В одном из интервью И. Охлобыстин рассказал о том, что одна школьная учительница литературы была крайне возмущена тем, что после просмотра фильма «Даун Хаус», снятого по его сценарию, ученики в сочинении по роману «Идиот» Ф. М. Достоевского написали, что Рогожин вместе с князем Мышкиным съели Настасью Филипповну. Шутка талантливого и высокообразованного человека была воспринята детьми как экранизация классического произведения.
Телевизор и компьютер постепенно вытесняют книгу из жизни ребенка (будем надеяться, что этот процесс еще обратим). Многие оправдываются: мол, сейчас другое время, другие скорости, другой объем информации. Наверно, все это правильно, но тревогу забили врачи: у ребенка меняется форма мышления – оно становится «клиповым», то есть на чтение требуется больше времени либо в принципе пропадает способность читать, информация усваивается только в формате видеоклипов или комиксов. И эти изменения остаются на всю жизнь. Наиболее активно личность формируется до 10–12 лет, и от того, что за это время удастся вложить в маленького человека, какими критериями он будет руководствоваться в дальнейшей жизни, зависит то, каким он вырастет.
Воспитание начинается с детства, и для формирования хорошего вкуса ребенка необходима достойная книжная иллюстрация. Ведь ребенок знакомится с книгой задолго до того, как научится читать, и воспринимает ее именно через иллюстрации. Получается, что художник книги – один из тех, кто может и должен объяснить «крохе» «что такое хорошо и что такое плохо».
Вот почему так важна книжная иллюстрация как самостоятельное произведение искусства, где талант художника густо замешан на мастерстве, хорошем вкусе и чувстве ответственности перед детьми – нашим будущим.
Игорь РОГОЗИН