Инициативное бюджетирование в России вышло на новый этап развития. Сегодня уже никто не задается вопросом, нужно или не нужно ИБ. Практики реализует большая часть страны, и регионы активно генерируют проекты, отвечающие вызовам, с которыми им пришлось столкнуться. Однако все идеи разнонаправлены, поэтому на новом этапе Федерации предстоит разработать единые подходы и технические решения, которые упорядочат бурное, но несколько хаотичное развитие ИБ. Нащупать верное направление развития попытались участники Всероссийской конференции «Финансирование и софинансирование инициативного бюджетирования в Российской Федерации», которая прошла в середине апреля в Ульяновске. Организаторами мероприятия выступили Правительство Ульяновской области, НИФИ Минфина России и Союз финансистов России.
Лучшие практики
По данным Департамента межбюджетных отношений Минфина России, механизмы инициативного бюджетирования активно используют 76 регионов страны. За 10 лет развития инициативного бюджетирования в РФ было реализовано более 200 тысяч проектов, а сумма их финансирования превысила 240 миллиардов рублей. В прошлом году регионы реализовали более 15 тысяч инициативных проектов. Средняя стоимость одного проекта в 2024 году выросла относительно прошлых лет и составила более 2 миллионов рублей. Цифры впечатляют, однако максимальный вклад в это достижение, конечно, у регионов-лидеров. Одним из них по праву является Ульяновская область.
Регион уже 10 лет развивает инициативное бюджетирование и реализует два уровня инициатив: региональную программу поддержки местных инициатив (ППМИ) и местные практики ИБ. В области за 10 лет было реализовано 763 инициативы общей стоимостью 1 миллиард рублей. «Мы изначально подошли комплексно к организации этой работы. Об инициативном бюджетировании у нас написано в документах стратегического планирования и в государственной программе „Управление финансами Ульяновской области“. Сформирован проектный офис, сформированы ключевые показатели эффективности, определены контрольные точки. Мы реализуем этот проект системно, с использованием настоящих проектных принципов. В этом и успех», — рассказала участникам конференции первый заместитель министра финансов Ульяновской области М. Е. Алексеева.
Финансист поделилась с участниками конференции и планами на ближайшее будущее. Регион решил расширить возможности ИБ и увеличить финансирование проектов за счет Дорожного фонда. «Мы хотим вовлечь в проекты ИБ и проекты, связанные с дорогами. По поручению губернатора Ульяновской области мы в этом году хотим прикоснуться и к этой значительной части регионального бюджета, вовлекая Дорожный фонд в реализацию практик инициативного бюджетирования», — пояснила Алексеева.
Впрочем, в Ульяновской области новаторский подход к ИБ свойственен не только региональным, но и муниципальным властям. Так, в столице региона жители используют для финансирования инициативных проектов средства, собранные в рамках ежемесячных платежей на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирных домов. Многие дома вводят накопительную строку «благоустройство» и участвуют в конкурсах, чтобы привлечь дополнительные средства. Если несколько лет назад по «Народному бюджету» софинансирование граждан составляло
Власти Новгородской области поставили перед собой задачу сформировать в регионе союз единомышленников, который мог бы стать подспорьем для местных властей. Цель действительно политическая, однако в ее достижении все же помогли финансовые инструменты. В регионе был введен рейтинг муниципальных образований, в котором решили отражать в том числе успехи МО в реализации собственных программ инициативного бюджетирования. Однако результаты работы муниципалитетов по этому направлению оказались не столь хороши, как бы хотелось. Местные власти ссылались на нехватку денег. Ответом на этот вызов стало решение о возврате части региональных налогов МО. «Мы решили, что налоги от самозанятых, которые остаются в региональном бюджете, будем возвращать межбюджетными трансфертами в местные бюджеты, но с условием, что эти деньги на местах коллеги будут тратить исключительно на инициативы людей в рамках муниципальных инициативных проектов», — рассказала заместитель председателя Комитета по внутренней политике Новгородской области С. Г. Щукина. По ее словам, в текущем году в муниципалитеты вернется 42 миллиона рублей, 13 миллионов рублей из этой суммы приходится на Великий Новгород, так как там больше всего зарегистрированных самозанятых. Таких образом, региональная практика не только активизирует развитие ИБ на местах, но и мотивирует муниципальные власти работать над легализацией самозанятых. «Чем больше самозанятых встанет на учет, тем больше будет возвращено на реализацию инициатив», — резюмировала Щукина.
Еще один регион — лидер в развитии инициативного бюджетирования, решивший поделиться своими наработками с участниками конференции, — Алтайский край. Субъект РФ активно работает над развитием неденежного участия в ИБ юридических лиц, осуществляет финансирование проектов из краевого бюджета только по итогам реализации проекта и подписания акта выполненных работ, а теперь еще и начинает отслеживать весь жизненный цикл инициативных проектов. К сожалению, многие региональные и муниципальные власти сталкиваются с таким явлением: заявка побеждает в конкурсе, в объект вкладываются средства, однако по факту он оказывается невостребован. Теперь, если подобное произойдет в Алтайском крае, получить финансирование на новые задумки тем же инициаторам будет уже сложнее. «С 2024 года мы начали менять законодательство в части того, что при выборе проектов у нас в обязательном порядке учитывается, как используются предыдущие проекты», — отметил руководитель Центра инициативного бюджетирования КАУ «Алтайский центр финансовых исследований» О. Н. Бирюков.
Кстати, Алтайский край входит в 31 субъект РФ, реализующий школьное направление инициативного бюджетирования. «В 2021 году мы вошли в проект „Я считаю“ с небольшими суммами средств. А в 2025 году довели финансирование до 65 миллионов рублей. Сумма одного проекта небольшая — 500 тысяч рублей — с учетом всех мероприятий, связанных с 44‑ФЗ и 223‑ФЗ. Если мы на детей повесим эту тему, они могут и разочароваться. Мы заходили в школьное инициативное бюджетирование как в некое дополнительное направление ППМИ. Сегодня этот конкурс стал самостоятельным течением, и им нужно заниматься на постоянной основе», — рассказал заместитель председателя правительства — министр финансов Алтайского края Д. Г. Ситников.
Все регионы реализуют направления ИБ по-своему, в зависимости от территориальных особенностей, а также творческого потенциала ответственных за направление специалистов. В этом есть как плюсы, так и объективные минусы, поэтому федеральные власти берут курс на унификацию подходов.
Отраслевые программы
Во многих новых национальных и федеральных проектах предусмотрен механизм учета мнения граждан, например в федеральном проекте «Формирование комфортной городской среды». Как сообщила участникам конференции директор Департамента межбюджетных отношений Минфина России Л. А. Ерошкина, с 2025 года элементы инициативного бюджетирования также появились в программах молодежной политики «Регион для молодых» и в государственной программе «Развитие физической культуры и спорта». В составе трех программных документов зафиксирована возможность использовать федеральные деньги непосредственно на проекты ИБ.
На региональном уровне деньги на инициативное бюджетирование закладываются совершенно по-разному. Например, еще один признанный лидер инициативного бюджетирования — Республика Саха (Якутия) — прописывает все проекты в госпрограмме регионального Минфина. «У нас все проекты находятся в государственной программе „Управление государственными финансами и государственным долгом“, но при этом в школьном и студенческом инициативном бюджетировании у нас соисполнитель — Министерство образования и науки республики и с этого года по спорту у нас соисполнитель — Министерство спорта и физической культуры Якутии», — пояснил и. о. министра финансов Якутии И. И. Алексеев. По его словам, для возглавляемого им ведомства проектная работа — своего рода отдушина, так как в остальном госпрограмма связана с управлением финансами и госдолгом. При этом документы других министерств отличаются именно проектным подходом, и ИБ для них просто дополнительная нагрузка. «Вот только недавно мы встречались с представителями Министерства спорта, предлагали им спортивное инициативное бюджетирование включить в их программу. А они говорят: у нас программа очень обширная, крайне много проектов, мероприятий, все-таки оставьте себе, а мы будем у вас соисполнителями, к тому же, если у вас останется это направление, оно будет более защищенным», — добавил Алексеев.
В Чувашии все ровным счетом наоборот. Там региональное Министерство финансов не взяло инициативное бюджетирование в свою программу. В субъекте РФ реализуются две основные программы ИБ. Первую, связанную с развитием сельских территорий, курирует Министерство сельского хозяйства Чувашии, а вторую, направленную на реализацию проектов в городах, — региональный Минстрой. Впрочем, на объемах финансирования проектов это никак отрицательно не сказывается. «Чтобы вы представляли масштаб: у нас в прошлом году было реализовано 1,5 тысячи проектов с общим объемом финансирования 2,3 миллиарда рублей, из которых 1,5 миллиарда выделил региональный бюджет. И 1,6 тысячи проектов уже выбраны на 2025 год. Это 3,5 миллиарда рублей, из которых 2,3 миллиарда рублей из регионального бюджета», — рассказал министр финансов Чувашии М. Г. Ноздряков.
Однако самый новаторский подход предложила Ульяновская область. «Мы придумали такую историю, которая называется инициативный бюджет. Все мероприятия, которые имеют отношение к инициативному бюджетированию, вошли в этот бюджет. Методика закреплена внутренним документом Министерства финансов Ульяновской области», — заявила министр финансов региона Н. Г. Брюханова. В прошлом году инициативный бюджет региона составил около 2 миллиардов рублей. «Туда входили федеральные деньги проекта „Формирование комфортной городской среды“, агропромышленного комплекса и, конечно, проекта поддержки местных инициатив», — пояснила Брюханова. Такой подход вызвал большой интерес у участников конференции. По мнению экспертов инициативного бюджетирования, он нуждается в серьезном анализе с целью возможного тиражирования.
Цифровизация процессов
Еще одно направление, при развитии которого региональные практики инициативного бюджетирования могли бы стать более унифицированными, — внедрение единых для всех субъектов РФ цифровых решений. Подходящее решение было предложено Агентством стратегических инициатив. Реализацию модулей для ИБ на платформе «Госуслуги» поддержали все профильные ведомства и Правительство РФ. «С Агентством стратегических инициатив мы провели важный эксперимент. Апробировали пилотную практику технического решения на портале „Госуслуги“. И на сегодняшний день для стандартных практик инициативного бюджетирования реализована цифровая среда, она многофункциональна от первого и до последнего этапа реализации практики. Три региона РФ — Красноярская, Калининградская и Ивановская области у нас поучаствовали в этом пилотировании. Результаты хороши», — рассказал директор Департамента бюджетной методологии Минфина России С. В. Романов.
На портале «Госуслуги» пока существует функционал исключительно для реализации региональных практик ИБ, он основан на подходах, закрепленных в программе поддержки местных инициатив. «У нас есть три категории участников практик. Это регионы, муниципалитеты и граждане. Соответственно, для регионов сегодня реализованы решения по созданию и запуску практик ИБ на платформе обратной связи. Также они могут собирать с МО заявки на участие в практиках, определять сроки проведения всех этапов практик, в том числе и на муниципальном уровне, проводить голосования по проектам и проводить итоги, в том числе с прикреплением протокольных решений конкурсной комиссии, итогов рейтингования по конкурсным критериям», — заявил руководитель программы Агентства стратегических инициатив Т. А. Багдасарян. Муниципалитеты, в свою очередь, могут подключаться к региональным практикам, собирать проекты от инициативных граждан, проводить общественные обсуждения непосредственно на площадке «Госуслуг». Гражданам же предоставлена возможность прямо на портале собираться в инициативные группы, приглашать знакомых вступить в группу, инициировать проекты, рассматривать и высказывать свое мнение о других проектах в рамках конкретных территорий. «„Госуслуги“ позволяют нам идентифицировать граждан с привязкой к территории. А главное, на наш взгляд, что функционал позволяет видеть все историю проекта: от начальной идеи до результата его реализации», — добавил Багдасарян.
По результатам пилота регионы и их МО сформулировали перечень необходимых доработок системы, чтобы ее можно было тиражировать. В настоящее время идет подготовительная работа к проведению второго этапа пилотной апробации. Если на первом этапе было привлечено всего три региона, то на второй этап перечень регионов расширен до 12 участников.
Одна из важнейших задач как Агентства стратегических инициатив, так и Минфина России — создание инструмента по сбору и возврату инициативных платежей граждан и юридических лиц без комиссии на платформе «Госуслуги». «Сегодня активно идет обсуждение этого вопроса. Планируется использование функционала ГИС „ГСП“ в целях организации работы с инициативными платежами, чтобы она была схожа с тем, как сейчас строится работа с налогами, штрафами, госпошлинами. Инициативные платежи должны иметь такой же клиентский путь», — рассказал Багдасарян. По его словам, работы должны быть завершены в текущем году. После апробации всем регионам и муниципалитетам будет предоставлен бесплатный доступ.
Пока же этого не произошло, решить проблему с комиссией при инициативных платежах взялся Совет Федерации. По словам первого заместителя председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам С. Н. Рябухина, с 1 апреля 2025 года Сбербанк отказался от комиссии. «Основным банком-оператором является Сбербанк. Он откликнулся на наше предложение положительно. Центральный банк тоже поддержал. В позапрошлом году банковская система получила прибыль 3,5 триллиона рублей. И по итогам прошлого года немало. Потеря комиссии от платежей по ИБ незначительна на этом фоне. Но для участников инициативного бюджетирования это хорошее подспорье», — отметил Рябухин.
Представитель верхней палаты считает, что сегодня важно упростить процедуру финансового участия для всех желающих развивать города и поселки, поэтому каждому субъекту РФ нужно сделать QR-код в системе быстрых платежей, чтобы максимально упростить заход инвесторов. И с Сергеем Николаевичем сложно не согласиться, так как потенциал софинансирования у инициативных проектов чрезвычайно велик.
Софинансирование ИБ
Инициативное бюджетирование нашло отражение в новом законе об организации местного самоуправления и системе местного управления в публичной системе власти, принятом в марте этого года. В нем определены пять источников финансирования инициативных проектов: бюджетные источники — средства местных бюджетов и поддержка из региональных бюджетов; внебюджетные источники — инициативные платежи граждан, средства организаций и предпринимателей, а также их участие имуществом или трудовыми ресурсами.
«В 2024 году инициативные платежи внедрены более чем в четырех тысячах муниципальных образований. Общий объем таких платежей на протяжении последних лет рос и по итогам 2024 года он превысил 3 миллиарда рублей. Цифры говорят об увеличении охвата и увлеченности граждан инициативным бюджетированием. Одновременно в регионах также действует механизм самообложения граждан, введенный на территории двух тысяч муниципалитетов с объемом поступлений 1,6 миллиарда рублей. Такой механизм более популярен в сельских поселениях, наибольшее распространение получил в Приволжском федеральном округе», — рассказала Ерошкина.
Для того чтобы максимально расширить охват заинтересованных физических и юридических лиц, в перспективе «Госуслуги» планируется «подружить» с краудфандинговыми и другими финансовыми платформами. «Уже идут переговоры с коллегами из ЦБ и Мосбиржи по интеграции существующих решений для осуществления и возврата инициативных платежей. Перед проектом сейчас стоит задача предоставить муниципалитетам несколько инструментов по работе с инициативными платежами, чтобы был некоторый арсенал, который позволяет решать те или иные проблемы в зависимости от их специфики», — пояснил Багдасарян.
Краудфандинговые платформы действительно перспективное решение для развития инициативного бюджетирования. Они снимают часть нагрузки по представлению проектов. Сам формат понятен и привлекателен для граждан. «Мы проанализировали тренды платформ привлечения финансирования в мире. Люди любят воспринимать современные формы коммуникации: не огромные тексты, научные статьи, а визуал. И краудфандинговые платформы это предлагают. Это удобно: общаться в „цифре“, размещать свой проект и интегрировать его с другими историями», — пояснил исполнительный директор Ассоциации операторов инвестиционных платформ РФ К. П. Косминский.
Однако пока их полноценному внедрению в практики мешает отсутствие необходимой законодательной базы. Редкие примеры использования подобных платформ, которые приходят из муниципалитетов, связаны с активным участием инициативных групп граждан. От администрации запустить проект пока не получится, несмотря на то что краудфандинговые платформы уже интегрированы с государственными ведомствами. «Проекты проверяются на потерянные паспорта, проходят скоринг, регистрацию залогов. Проект имеет обеспечение в Росреестре. Сайт платформы регулируется Центральным банком. Таким образом, этот сегмент финансовых инноваций, финансовых технологий, он уже в периметре, в увязке с другими решениями госуправления», — заявил Косминский.
Еще об одном формате народного участия в финансировании инициативного бюджетирования, на этот раз еще и приносящем прибыль инвесторам, рассказала министр финансов Ульяновской области Брюханова. В прошлом году регион выпустил народные облигации для финансирования ППМИ. «До людей была доведена информация, что поучаствовать можно и купив облигацию. И 29 марта состоялось размещение. Мы начинали с маленькой суммы, потому что это был пилот, нужно было попробовать, как он работает. Номинал был 1 тысяча рублей, ставка купона 15% годовых. Плюс по сравнению с вкладами был в том, что при возврате в любой момент купонный доход не менялся», — рассказала она. Облигации были распроданы за 20 минут. Их покупало не только население региона, но и жители других субъектов РФ.
Однако законодательство недоработано и здесь. «Бюджетный кодекс не содержит норм о возможности размещения долговых инструментов для целевых средств. Субъект РФ может привлекать заимствования в виде облигаций только на погашение действующих долговых обязательств либо на финансирование дефицита бюджета. Так как наш бюджет содержит рыночные заимствования и определенный дефицит, мы смогли себе позволить реализовать такую завуалированную историю», — поделилась Брюханова. В настоящее время Минфин Ульяновской области продолжает работу по устранению недоработок с Министерством финансов РФ. «Необходимо, чтобы в единой информационной системе сбора и свода отчетности Минфина России средства от размещения облигаций могли быть достоверно отражены. Мы должны обеспечивать для себя отражение корректной информации. Пока, к сожалению, форма Минфина этого не содержит», — пояснила она.
На этот год Ульяновская область запланировала новый выпуск облигаций, однако высокая ключевая ставка ЦБ спутала все планы. Окончательного решения о размещении пока не принято.
Участники конференции рекомендовали органам законодательной, исполнительной власти, а также субъектам ИБ ряд решений. Предлагается рассмотреть вопросы безкомиссионного осуществления оплаты инициативных платежей, расширения опыта Ульяновской области на субъекты РФ в части реализации практики целевых облигаций, внесения изменений в Бюджетный кодекс для упрощения процедур эмиссии целевых ценных бумаг и применения инвестиционных платформ.
«Союз финансистов России возьмет в работу озвученные на конференции предложения. Совместно с НИФИ мы проанализируем и систематизируем наиболее перспективные из существующих практик, чтобы сделать их максимально полезными для региональных специалистов. Важно учитывать, что где-то этот опыт только формируется, а где-то уже достигнут серьезный результат», — заключила генеральный директор Союза финансистов России, модератор одной из секций конференции Е. А. Волкомурова.
А. Ю. Ольховая