2 марта 2025 года исполнилось 125 лет со дня рождения третьего по счету министра финансов СССР — Арсения Григорьевича Зверева, генерального государственного советника финансовой службы (это высший классный чин в финансовых и банковских органах с 1948 по 1954 год). Перечитывая «Записки министра», вышедшие в 1973 году из-под пера А. Г. Зверева, в год
Выпуск лотерей и займов имел исключительное значение для денежного баланса Госбанка СССР. Возврат денежной наличности в банк происходил в основном через товарооборот в системе торговли. Так, до войны и после войны выручка от продажи товаров равнялась примерно
100–108% от суммы выданной трудящимся заработной платы. А во время войны выручка упала до 55%. Необходимый прирост денежных средств в банк обеспечивался в значительной мере путем налоговых платежей и добровольных взносов населения.
Более двух десятков лет (с 1937 по 1960 год) А. Г. Зверев возглавлял Наркомат (а затем — министерство) финансов СССР. Время его работы на должности министра финансов СССР пришлось на один из самых сложных периодов в истории нашей страны. На плечи Зверева и его подчиненных в первые дни Великой Отечественной войны легли большие испытания и трудности: необходимо было в кратчайшие сроки бюджет, финансовую систему, налоги и экономику мирной страны перевести в режим военного времени. С июля 1941 года в Казани действовал филиал Наркомфина СССР. Там находилось более половины сотрудников центрального аппарата.
Оборонный бюджет
Оборонный бюджет страны был под постоянным контролем лично наркома финансов СССР Зверева с первых дней его работы руководителем наркомата. Арсений Григорьевич работал в теснейшем контакте с Наркоматом обороны.
Укрепление обороноспособности страны требовало увеличения расходов (таблица). В это время на необходимом уровне обеспечивалось финансирование подготовки офицеров и генералов для вооруженных сил в 63 сухопутных училищах, многих военно-морских, 32 летных и летно-технических школах, 14 военных академиях и на шести спецфакультетах гражданских вузов. С 1937 года по 1940 год вооруженные силы страны были численно увеличены в пять раз, и в первой половине 1941 года в армии служило более 4,2 миллиона человек. За это же время прошла и коренная модернизация вооружения, были разработаны новые типы самолетов, танков, артиллерийского вооружения, у пехоты появилось автоматическое оружие и минометы.
Восстановительные работы
Наркомат финансов СССР в годы войны обеспечивал ресурсами и восстановительные работы в районах, которые были освобождены от временной оккупации.
Расходы на восстановление народного хозяйства в
1942–1946 гг.
Год
Сумма, млрд руб.
1942
3,2
1945
7,4
1942–1946 21,6
Таблица. Расходы на оборону в
Год |
Сумма, млрд руб.* |
% от общих расходов бюджета |
1938 |
2,7 |
21,3 |
1939 |
4,1 |
26,3 |
1940 |
5,7 |
32,2 |
Утверждено в феврале 1941 |
7,3 |
34,8 |
Исполнено на 31.12.1941 |
8,9 |
Более 40,0 |
|
55,1 (только расходы наркоматов обороны и военно-морского флота) |
52,2 |
*Здесь и далее суммы приведены по курсу рубля на 01.01.1961.
Военные расходы
Главными задачами Наркомата финансов СССР на военный период стали:
1) изыскание средств на:
- перестройку отраслей народного хозяйства;
- эвакуацию предприятий и кадров из угрожаемых зон, организацию их работы в восточных районах;
- срочное расширение военной промышленности и самих вооруженных сил;
2) сохранение прочности государственной денежной системы;
3) сохранение твердых цен на продукты для населения и оптовых цен в промышленности.
На военные нужды в итоге было израсходовано
Расходы на нужды обороны были обеспечены за счет:
1) уменьшения затрат на расширенное воспроизводство;
2) сокращения доли национального дохода, шедшего на личное потребление у гражданского населения;
3) уменьшения затрат на социально-культурные цели;
4) поступлений по налогам и добровольным взносам от населения — 27 миллиардов рублей, или 26,4% доходов военного бюджета, в том числе:
- поступления налогов он населения — 13,3 миллиарда рублей, или 13% доходов военного бюджета, из них специальный военный налог (до января 1942 года — временная надбавка к подоходному налогу) — 7,2 миллиарда рублей, налог на холостяков, одиноких и бездетных — 0,8 миллиарда рублей;
- поступления добровольных взносов и займов от населения, в том числе в Фонд обороны, — более 2 миллиардов рублей (без учета натуральных взносов в виде продуктов, вещей, драгоценностей), займы — 9 миллиардов рублей;
- денежно-вещевые лотереи — 1,2 миллиарда рублей;
5) доходы от коммерческой торговли с повышенными ценами на некоторые товары — 1,6 миллиарда рублей;
6) мобилизация свободных финансовых ресурсов промышленности, торговли и банков долгосрочных вложений — 2,0 миллиарда рублей;
7) поступления от государственных предприятий только по отчислению от прибыли и налогу с оборота составили 47,3 миллиарда рублей, или 45% всех доходов военного бюджета.
Война породила новые пропорции в хозяйстве. Например, в оборонной промышленности выросла заработная плата. Выросли рыночные цены на сельскохозяйственные продукты. Повысились денежное содержание военнослужащих, пособия их семьям и пенсии инвалидам. А у государства, переставившего почти всю промышленность на военные рельсы, не было достаточно товаров. И горожане тратили дополнительные средства на покупку их на рынке.
Военные финансисты
Большую роль в финансовом обеспечении победы в Великой Отечественной войне сыграли не только работники Наркомфина СССР, но и финансисты Народного комиссариата обороны СССР (НКО). В 1932 году военно-финансовая служба была выделена как самостоятельная, в 1940 году на ее базе было образовано финансовое управление при Наркомате обороны СССР, которое возглавил генерал-лейтенант интендантской службы Я. А. Хотенко.
В довоенный период кадры для финансовой службы вооруженных сил готовили военный факультет Ленинградского финансового института и Харьковская военно-хозяйственная академия. На плечи военных финансистов легла очень большая работа по планированию и исполнению военного бюджета. Лимиты остатков бюджетных средств регулярно в зависимости от боевой обстановки пересматривались. Одним фронтам лимиты в оперативном порядке увеличивались при развертывании боевых действий, другим фронтам — уменьшались, поскольку главные боевые операции разворачивались в других районах.
Ни финансы в целом, ни денежно-кредитная система СССР не претерпели в годы Великой Отечественной войны принципиальных изменений. Однако огромное напряжение сил страны и требования новой обстановки внесли свои коррективы в обычное функционирование денег и в кредитные расчеты.
Одновременно военные финансисты проводили огромную работу по режиму экономии и снижению цен на боевую технику. С 1942 года в составе финансового управления Народного комиссариата обороны был создан отдел цен и калькуляции. Благодаря слаженной и профессиональной работе финуправления Наркомата обороны и специалистов Наркомата финансов СССР вследствие одного лишь умелого пересмотра калькуляции цен на изделия и разумной экономии материалов для оборонных заводов в 1942 году удалось сохранить для государства 9,7 миллиарда рублей, а за весь военный период — 50,3 миллиарда рублей. Эта сумма равнялась расходам за 138 дней войны! Военные специалисты по ценам выезжали прямо на производство, вникали в себестоимость каждого изделия, выявляли резервы, распространяли опыт лучших. Особенно хороших результатов по экономии средств удалось достичь на предприятиях танковой промышленности. Себестоимость продукции государственных предприятий за
Кроме большой работы по экономии государственных средств, военные финансисты реализовали множество предложений по материальному стимулированию боевой работы. Так, например, были введены повышенные денежные оклады военнослужащим ударных армий, снайперам, пулеметчикам, минометчикам, летчикам за ночные вылеты и т. п.
Особой стороной финансовой работы военных лет было обеспечение семей офицеров и сверхсрочников денежными аттестатами (ежегодные выплаты по таким аттестатам составляли порядка 6 миллиардов рублей) и пенсионное обеспечение пенсионеров и инвалидов (за военный период численность военных пенсионеров возросла в 18 раз, а расходы увеличились в 96 раз).
Каков же общий итог деятельности советских финансовых органов в военное время? Лучше, чем сказал сам Арсений Григорьевич Зверев, не скажешь: «Все военные потребности страны были обеспечены необходимыми средствами, а госбюджет СССР уже с 1944 года имел заметное превышение доходов над расходами. За этой короткой фразой — напряженнейший труд всего советского народа, в том числе финансистов».
А. Н. Домбровский